Компетентность и компетенция гоударственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является – раскрыть содержание понятий: компетенция и компетентность государственных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения информацией и знаниями в условиях современных социокультурных изменений. В этой работе я попытаюсь ответить на вопросы: Что такое компетентность и компетенция и насколько они Развиты у государственных служащих.

Содержание

1. Введение стр.3
2. Основная часть стр.4
3. Заключение стр. 16
4. Список литературы стр. 17

Работа содержит 1 файл

Компетентность и компетенция госслужащих.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

         Профессиональная компетентность, на взгляд, является необходимой совокупностью управленческих, экономических, политических, этических, социально-психологических знаний и умений государственного гражданского служащего, включающей также его способность творчески мыслить, готовность пойти на риск и брать на себя ответственность, умение предвидеть результаты своей деятельности и критически оценить их последствия.

         Компоненты профессиональной компетентности государственных гражданских служащих можно рассматривать на общенаучном и социально-личностном уровнях.

   -    На общенаучном уровне компетентность включает в себя знание основ наук, а также высокий уровень анализа ситуаций, знание профессиональных требований и особенностей профессиональной деятельности; принятие ограничений, которые возможны в связи с прохождением государственной гражданской службы.

   - Не менее значимыми являются и социально-психологические характеристики, входящие в систему профессиональной компетентности, проявляющиеся в умениях профессионального общения: это и способность к критике и самокритике, толерантность как наиболее важная характеристика личности в сложившихся общественных отношениях. В эту группу следует также отнести и умение работать в малом и большом коллективе.

         Следует также обратить внимание и на общечеловеческие ценности, этические, моральные нормы, с которыми возможно столкнуться в ходе профессиональной деятельности. Особо значимыми в структуре профессиональной компетентности являются социально-психологические характеристики. Анкетирование с целью изучения значимых компонентов профессиональной деятельности, проведенное на представительной выборке государственных гражданских служащих (237 человек), показало, что наиболее важными для 64% респондентов являются компоненты, связанные с социальной жизнью в обществе (толерантность, уважение, рефлективность и т.д.), 24% респондентов определили профессиональные качества (знания, навыки, опыт и т.д.) как наиболее важные в структуре профессиональной компетентности, 12% респондентов определили значимыми качествами следующие: готовность личности выявлять, осмысливать и оценивать возможность своего развития, развивать и формировать свою личность. Результаты анкетирования показывают, что социально-психологические компоненты представляются наиболее важными для государственных гражданских служащих.

            Представления о профессиональной компетентности у респондентов находятся на уровне житейских представлений, зависят от общей эрудиции и кругозора. Выявленный наличный уровень развития профессиональной компетентности специалистов показал необходимость пересмотра процесса непрерывного образования и его переориентации на широкий процесс развития личности, ее целостного становления. Необходимым условием успешности данного процесса является психологическое сопровождение, базирующееся на организации профессиональной направленности процесса обучения, ориентации на профессиограмму как эталонную модель деятельности, структурирование системы управления процессом формирования профессиональной компетентности, определение основных функций и целей деятельности каждого структурного компонента системы. Таким образом, обращение к структуре профессиональной компетентности государственного гражданского служащего дает возможность грамотно осваивать передовые управленческие, этические, экономические, социально-психологические знания и на основе этого умело координировать свои профессиональные усилия. Чем большее значение приобретет профессиональная компетентность деятельности государственных гражданских служащих, тем выше, на наш взгляд, будут и количественные показатели профессиональной деятельности.

  Профессионализм государственных служащих можно  понимать  как  в  широком,

так и в узком смысле. В первом случае речь идет  о  необходимости  получения

общего  профессионального  образования,  позволяющего  выполнять  не  только

узкоспециальные функции, но и общие функции  управления.  Во  втором  случае

предполагается качественное выполнение именно специальных функций  и  задач,

характерных для конкретного вида государственной деятельности,  отрасли  или

сферы  управления.  Некоторые  категории  государственных  служащих   должны

обладать  как  общей,  так  и  специальной   профессиональной   подготовкой.

Например,  учитывая  сложный  многоотраслевой  характер  таможенного   дела,

служащие таможенных органов  должны  иметь  как  общую,  так  и  специальную

подготовку. В первую очередь это касается сотрудников собственно  таможенных

органов, а также  учреждений,  которые  наиболее  близки  к  ним  (например,

таможенные лаборатории), без помощи которых деятельность таможенных  органов

не  может  быть  эффективной.  Служащие  таможенных  органов  должны   также

обладать знаниями и практическими  навыками  в  области  внешнеэкономической

деятельности.  Они  должны  ориентироваться  и  в  соответствующем  правовом

материале,   т.е.   знать   административно-правовые   и    административно-

процессуальные  аспекты  регулирования  и  осуществления  таможенного  дела,

уголовно  правовые  и  уголовно-процессуальные  нормы,  а  также   некоторые

аспекты  других  отраслей  права:   финансового;   трудового,   банковского,

международного,  валютного.  Требования,  предъявляемые  в  современных

условиях к  уровню  профессиональной  подготовки  государственных  служащих,

весьма  вы  соки.  Профессионализм   государственных   служащих   необходимо

регулярно  поддерживать  на  требуемом  для  практики  уровне   при   помощи

проведения   различных   мероприятий,   например   таких    как    повышение

квалификации,  переобучение  и  получение  дополнительного  образования.   В

отраслевых  органах  государственного   управления   действуют   специальные

учебные заведения. Например,  Таможенный  кодекс  РФ  устанавливает,  что  в

целях  подготовки   кадров   и   повышения   их   квалификации   в   системе

Государственного   таможенного   комитета   действуют    ученые    заведения

профессионального  и   дополнительного   образования   Выполнение   принципа

профессионализма и компетентности  государственных  служащих  обеспечивается

множеством законодательных и  иных  нормативных  правовых  актов;  так,  для

осуществления  специального  вида  деятельности  в  системе  государственной

службы необходимо получение лицензии (например,  лицензии  на  осуществление

деятельности  в  качестве  таможенного   брокера,   получение   специального

квалификационного аттестата и др.). Анализируя вышеуказанный принцип,  можно

сделать вывод о том что понятие  «компетентность  государственных  служащих»

является  производным  от  понятия  «компетенция»  государственного  органа.

Считается общепризнанным положение,  согласно  которому  компетенция  —  это

пределы  ведения,  обязанность  выполнять  определенные  задачи  и   функции

государственного органа, компетенция — это властные полномочия, тот  или

иной объем государственной деятельности, возложенный на  данный  орган,  или

круг предусмотренных правовым актом вопросов, которые  правомерен  разрешать

орган.  Компетентность  включает  в  себя   полномочия,   осуществляемые

государственным  служащим  и  обусловленные  занимаемой  им  государственной

должностью.   Полномочия   —   это   конкретные   права,   характеризующиеся

распорядительством  и  наличием  административных  функций   и   позволяющие

государственному  служащему  осуществлять  задачи  государственных  органов.

Иными словами, это права и  способность  государственного  служащего  решать

конкретные задачи и выполнять важные  функции,  реализуемые  при  наличии  у

него компетентности. Компетентность в отличие от профессионализма —  понятие

динамическое; это практическая реализация  профессиональных  способностей  и

деловых качеств  работника.  Компетентность  представляет  собой  постоянную

внутреннюю  готовность  служащих  к  осуществлению  служебных  полномочий  и

должна быть внутренне присуща  государственному  служащему.  Можно  сказать,

что компетентность служащих — это обладание знаниями о предмете  собственной

государственно-служебной деятельности. Компетенции  государственных  органов

соответствуют     полномочия     государственного     служащего.      Задача

государственного органа  —  зафиксировать  свою  компетенцию  в  нормативно-

правовом  акте.  Вместе  с  этим  для  каждого  государственного   служащего

необходимо  разработать  и  утвердить  должностную  инструкцию,  в   которой

определяются его полномочия, т.е. устанавливается его компетенция.

    Органы   исполнительной   власти   наделены   государством   специальной

компетенцией,   которая   реализуется   в   специальных   правовых   формах,

отличающихся по характеру  труда  служащих  от  правовых  форм  деятельности

государственных органов других ветвей власти. В пределах  своей  компетенции

органы исполнительной власти издают правовые акты управления и  обеспечивают

их выполнение.  Зафиксированная  в  нормативных  актах  компетенция  органов

исполнительной  власти  устанавливает  самостоятельность  этих   органов   и

одновременно отличает их от органов других  ветвей  государственной  власти,

от негосударственных органов, организаций и общественных объединений.

  Профессионализм как принцип  подбора,  расстановки  и  перемещения  кадров

одинаково важен для органов, осуществляющих каждую  из  трех  конституционно

закрепленных ветвей государственной власти; в органах исполнительной  власти

он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления.

   Принцип гласности в осуществлении государственной службы. данный  принцип

обеспечивает  возможность  получения  открытой  (несекретной)  информации  о

деятельности  государственных  органов   и   государственных   служащих[12].

Государственная служба должна организовываться и осуществляться на  принципе

гласности. Средствам массовой информации, всей  общественности  должны  быть

открыты  важнейшие  стороны  деятельности  государственных   служащих.   Это

благоприятно  влияет  на  общественное  мнение,  под  воздействием  которого

работа  как  всего  государственного  аппарата,   так   и   государственного

служащего (персонала) может улучшиться. Принцип  гласности  в  осуществлении

государственной  службы  обусловлен,   с   одной   стороны,   положением   о

необходимости участия граждан в управлении государством  и  обществом,  а  с

другой  —  потребностью  в  постоянном  учете  мнения  граждан  при  решении

государственных задач. Для обеспечения гласности в  системе  государственной

службы необходимо:  создать  механизм  учета  мнения  граждан;  сформировать

правовые условия безопасности граждан в случае критики  ими  государственных

органов, должностных лиц, управленческих структур;  обеспечить  гласность  в

процессе  осуществления  государственными  служащими  своих   полномочий   и

компетенции государственных органов через средства массовой информации.

   Принцип ответственности государственных служащих  за  подготавливаемые  и

принимаемые  решения,  неисполнение  либо  ненадлежащее   исполнение   своих

должностных   обязанностей.    Данный    принцип    призван    стимулировать

добросовестное   и   правильное   выполнение   служащими   своих   служебных

обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение  которых  обязательно

должно сопровождаться  применением  мер  ответственности.  Решения,  которые

разрабатываются и принимаются государственными  служащими,  должны  отвечать требованиям целесообразности, законности, соответствия  положениям  правовых актов  управления.  Некомпетентные  решения,  принимаемые   государственными служащими,  могут   причинить   ущерб   общественным   отношениям.   Поэтому подготовке и принятию таких решений нужно придавать особо  важное  значение.

      За  неисполнение  и   ненадлежащее   исполнение   государственным   служащим

возложенных на него обязанностей, за превышение  должностных  полномочий,  а

равно   за   несоблюдение   установленных    законодательными    актами    о

государственной службе ограничений связанных с государственной  службой,  на

государственного  служащего  могут  налагаться   дисциплинарные   взыскания.

Дисциплинарное   не может быть наложено за деяние,  за  совершение  которого

законом  предусмотрена  иная  правовая   ответственность.   Данный   принцип

вытекает из более общего принципа организации  управления —  ответственности

государственного аппарата, его функциональных работников  за  допущенные  по

их вине  негативные последствия их деятельности. Этот принцип  означает,

что причинение материального и иного ущерба юридическим (независимо от  форм

собственности)   и   физическим   лицам   в   результате    злоупотреблений,

бюрократизма, недобросовестности, самонадеянности,  небрежности  должностных

лиц и других функциональных работников органов  государственного  управления

(и местного самоуправления) должно  повлечь  не  только  их  дисциплинарную,

административную, уголовную ответственность в соответствии с законом,  но  и

материальную ответственность перед соответствующим органом  государственного

управления (возместившим ущерб) в регрессном  порядке  либо  непосредственно

перед самими юридическими и физическими лицами. Взыскание  этого  ущерба  (в

ограниченных  размерах)  должно  производиться  путем  наложения  штрафа   с

предоставлением права лицам, привлеченным  к  материальной  ответственности,

при непризнании ими своей вины обжаловать эти действия в суд.

     Вместе   с   тем   действующее   законодательство   не    устанавливает

ответственности  должностных лиц  за  вред,  причиненный  правонарушителю  в

случае, когда к нему на основании закона применялись  меры  государственного

принуждения.  Например  должностные  лица  таможенных   органов   не   несут

ответственности за моральный, физический и имущественный  вред,  причиненный

правонарушителю  применением  в  предусмотренных  Таможенным   кодексом   РФ случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного  оружия,  если

причиненный вред соразмерен силе оказываемого  противодействия  (ст.  422  —

423  ТК  РФ)  Следует  отметить,  что  ответственность  установлена  и   для

должностных  лиц,  занимающих  государственные  должности   категории   «А».

Ненадлежащее выполнение исполнительной  властью  своих  обязанностей  влечет

ответственность соответствующих органов  государственного  управления  и  их

Информация о работе Компетентность и компетенция гоударственных служащих