Компетентность и компетенция гоударственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является – раскрыть содержание понятий: компетенция и компетентность государственных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения информацией и знаниями в условиях современных социокультурных изменений. В этой работе я попытаюсь ответить на вопросы: Что такое компетентность и компетенция и насколько они Развиты у государственных служащих.

Содержание

1. Введение стр.3
2. Основная часть стр.4
3. Заключение стр. 16
4. Список литературы стр. 17

Работа содержит 1 файл

Компетентность и компетенция госслужащих.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

должностных лиц. Так, подпункт «б» п.1 ст. 103 Конституции РФ  предоставляет

право Государственной Думе решить вопрос о доверии Правительству РФ, ст.  83

Конституции РФ уполномочивает Президента РФ принимать  решение  об  отставке

Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства  РФ  освобождать

от должности его  заместителей  и  министров.  Указом  Президента  РФ  от  3

октября 1994 г. «О мерах  по  укреплению  системы  исполнительной  власти  в

Российской Федерации» предусмотрены полномочия Президента  РФ  привлекать  к

дисциплинарной  ответственности  за  неисполнение  служебных   обязанностей,

упущения  и  проступки   глав   администраций   краев,   областей,   городов

федерального  значения,  автономных   округов.   Соответствующие   положения

содержатся в конституциях республик — субъектов РФ,  уставах  субъектов  РФ,

федеральных законах России и иных законодательных и нормативных актах.

Принцип стабильности  кадров  государственных  служащих  в  государственных

органах.  Положение  о  федеральной  государственной  службе   устанавливает

принцип стабильности государственной службы. Как нам  представляется,  более

корректно было  бы  говорить  о  несменяемости  государственных  служащих  и

преемственности  в   проведении   государственной   кадровой   политики,   в

формировании  основ  государственного   аппарата.   Государственная   служба

стабильна тогда, когда все остальные принципы  постоянно  осуществляются  на

практике.  Стабильность  с   точки   зрения   законодателя   проявляется   в

поддержании  управления  государственной  службы  на   уровне,   позволяющем

качественно   осуществлять   функции   государства.   Стабильность   —   это

постоянство государственно-служебных отношений.  она  обеспечивается  мерами

систематического поддержания высокого уровня управления учебой,  проведением

занятий, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих  и.т.д. Принцип  стабильности, должен  стать  гарантией  для служащего от незаконного увольнения со службы.  Так,  чиновники  европейских государств принимаются на публичную службу пожизненно и могут  быть  уволены только на основании судебного решения либо по другим, строго  оговоренным  в законе   основаниям.   За   выполнение    своих    служебных    обязанностей государственные  служащие  получают  от  государства  денежное   содержание.

Принцип  стабильности  кадров  государственных  служащих  в  государственных

органах завершает перечень принципов  государственной  службы,  указанных  в

ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ».  Однако  в

других  нормативных  актах   этот   перечень   продолжается.   Положение   о

федеральной  государственной   службе   устанавливает   принцип   социальной

защищенности  федеральных  государственных   служащих,   согласно   которому

государственным  служащим  создаются  необходимые  условия  для  эффективной

деятельности и обеспечиваются  следующие  гарантии:  ежегодный  оплачиваемый

отпуск; медицинское обслуживание государственного  служащего  и  членов  его

семьи, в том числе после выхода на пенсию, за счет средств  республиканского

бюджета;  переобучение  (переквалификация)  при   увольнении   в   связи   с

сокращением   штатов,   ликвидацией    или    реорганизацией    федерального

государственного  органа  и  другими,  не  зависящими  от   государственного

служащего причинами; защита государственного служащего и  членов  его  семьи

от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных  действий  в  связи  с

исполнением им должностных полномочий;  повышение  престижа  управленческого

труда, высокая заработная плата, обеспечение транспортом,  средствами  связи

и т.п.,  перспектива  повышения  по  службе.  Такие  же  льготы  и  механизм

обеспечения содержатся и в Федеральном законе  «Об  основах  государственной

службы РФ». Социальное законодательство, например Указ Президента РФ  от  23

августа 1993 г. «О дополнительных мерах  по  правовой  и  социальной  защите

глав исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации»,  в  последние

годы непосредственно затронуло отношения, складывающиеся в сфере  социально-

правовой защиты государственных служащих. В течение 1994 —  1995  гг  принят

также ряд законодательных актов, в которых  с  той  или  иной  стороны  и  с

определенной степенью полноты решены многие вопросы,  касающиеся  социально-

правовой защиты государственных  служащих.  К  ним  относятся  законы  РФ  о

прокуратуре федеральных органах  государственной  безопасности,  федеральных

органах налоговой полиции,  о  защите  федеральных  органов  государственной

власти и их должностных  лиц,  о  милиции  и  т.  д.;  6  сентября  1995  г.

Президент РФ издал Указ «О дополнительных  мерах  по  закреплению  кадров  в

органах  федеральной  служб  безопасности»,  в  котором  устанавливаются

особые надбавки и оплаты  к  денежному  довольствию  военнослужащих  органов

государственной    безопасности.    Принцип    социально-правовой     защиты

государственных  служащих  означает:  создание   необходимых   условий   для

нормальной деятельности управленческого персонала, в том числе  установку  в

государственных   органах   компьютеров,    других    средств,    ускоряющих

управленческие процессы, повышающих  производительность  и  результативность

управленческого труда; повышение престижа труда государственных  служащих  и

самой государственной службы;  установление  достаточно  высокой  заработной

платы, использование системы премиальных выплат, медицинского  обслуживания,

государственного  страхования,  оптимальное  решение  вопросов   пенсионного

обеспечения  служащих  по  выслуге  лет.  Принцип  социальной   защищенности

государственных служащих обеспечивается различными законодательными  актами.

На -  пример,   Таможенный   кодекс   РФ   устанавливает   нормы   социальной

защищенности служащих таможенных  органов  (гл.  62  ТК  РФ  «Оплата  труда,

материально-бытовое  обеспечение  и  социальная   защита   должностных   лиц

таможенных органов РФ»). Закрепление в ТК РФ подробных правовых  положений

имеет и концептуальное значение, поскольку таким  образом  создается  основа

системы   социальной   защиты    служащих    в    процессе    реформирования

государственной  службы.  В  настоящее   время   социально-правовая   защита

государственных  служащих  сводится  к  следующим   конкретным   положениям:

обязательное личное  страхование  государственных  служащих;  дополнительные

ежегодные  оплачиваемые  отпуска;  обеспечение  жилой  площадью,  телефоном;

пенсионное обеспечение данных лиц и их семей; льготное  налогообложение  для

некоторых  категорий  государственных  служащих  (например,  военнослужащих,

сотрудников   таможенных   органов).   Принципы    государственной    службы

устанавливаются и в других нормативно правовых актах. Например, Положение  о

службе в органах внутренних дел определяет следующие принципы  этой  службы:

законность; уважение и соблюдение  прав  и  свобод  личности  и  гражданина,

гуманизм, гласность, подконтрольность и  подотчетность  сотрудников  органов

внутренних дел соответствующим органам государственной власти и  управления;

соблюдение  служебной  дисциплины;  справедливое  вознаграждение  за   труд;

продвижение  по  службе  по  результатам  труда,  с  учетом  способностей  и

квалификации.

Принципы  государственной  службы  являются,  по  сути,  основой   правового

статуса служащих, обеспечивая их правовую поддержку  и  защиту  и  в  то  же

время сохраняя свое приоритетное значение для самой государственной  службы.

Кроме того, принципы государственной  службы  создают  возможность  правовой

защиты граждан от неправомерных  действий  должностных  лиц,  руководителей,

ущемляющих  их  права.  Для  предотвращения   злоупотреблений   со   стороны

должностных лиц и административного произвола, нарушения  прав  и  интересов

гражданина целесообразно создать систему  социально-правового  контроля  над

государственной службой.

   С точки зрения организации и функционирования государственной службы  все

рассмотренные  принципы  можно   разделить   на   две   группы:  

1)принципы организации   государственной   службы   (например,   равный    доступ    на государственную службу) и 

2)  принципы  ее  практического  функционирования (внепартийности государственной службы, например).

  В  зависимости  от  занимаемого  места  в  структуре  правового  института

государственной службы можно выделить отраслевые и  конкретно-институционные принципы. Принципы государственной службы  могут  распространяться  на  весь институт государственной  службы,  а  могут  характеризовать  его  отдельные структурные элементы. Например, конституционный  принцип  равенства  граждан при  поступлении  на  государственную  службу   является   общим   принципом государственной  службы,  так  как  он  создает   основу   для   образования государственно-служебного  отношения.  А  принцип  объективной  оценки   при проведении  аттестации  работника  —  отраслевым  принципом  государственной

службы, действующим лишь в  период  существования  государственно-служебного

отношения. Совершенствуя законодательство о  государственной  службе,  важно

помнить о том, что принципы государственной службы  способствуют  зарождению

демократической  системы  работы  с  кадрами,  являются  важнейшей   основой

разработки и  реализации  государственной  кадровой  политики.  В  настоящее

время можно говорить и о таком принципе государственной службы,  как  запрет

служащего на участие в  забастовке  (в  российском  законодательстве  данное

положение является ограничением по службе). Забастовка  —  это  коллективное

согласованное  прекращение  работы  с  целью   удовлетворения   каких   либо

требований  работников.  Следует  отметить,  что  этот  принцип   установлен

законодательством о публичной службе в большинстве стран. Например, в США  в

15 штатах, главным образом на Юге, право на забастовку не  предусмотрено,  а

в остальных 35 штатах установлены различные формы переговоров  между  штатом

и   профсоюзом.   Во   Франции   забастовка   долгое   время   считалась

несовместимой  с  публичной   службой   и   ее   непрерывностью.   Преамбула

Конституции Франции от 27 октября 1946 г. устранила запрет на  забастовки  в

системе государственной службы и  провозгласила,  что  право  на  забастовку

чиновников осуществляется в  рамках,  регламентирующих  эту  сферу  законов.

Право на забастовку считается сегодня во Франции конституционной  ценностью.

Однако некоторым видам  государственных  служащих  запрещено  участвовать  в

забастовках  во  всех  случаях,  поскольку   реализуемые   этими   служащими

государственные  функции  и  полномочия  представляют  особую  важность  для

государства  и  общества.  К  ним,  например,  могут   относиться   судебные

служащие, полицейские,  служащие  органов  государственной  безопасности.  В

Конституции Российской Федерации данный принцип  государственной  службы  неустановлен. В ст. 37 Конституции РФ признается лишь право на  индивидуальные

и коллективные споры  с  использованием  установленных  федеральным  законом

способов их разрешения, включая забастовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Понятие  «компетентность  государственных  служащих»

является  производным  от  понятия  «компетенция»  государственного  органа.

Считается общепризнанным положение,  согласно  которому  компетенция  —  это пределы  ведения,  обязанность  выполнять  определенные  задачи  и   функции государственного органа, компетенция — это властные полномочия, тот  или иной объем государственной деятельности, возложенный на  данный  орган,  или круг предусмотренных правовым актом вопросов, которые  правомерен  разрешать орган. 

Компетентность  включает  в  себя   полномочия,   осуществляемые

государственным  служащим  и  обусловленные  занимаемой  им  государственной

должностью.

          Профессиональная компетентность представляет собой некий показатель, характеризующий уровень профессионального мастерства, сопровождаемого определенным ценностным, значимым и мотивационным смыслом. Изучение профессиональной компетентности ведет к повышению деятельности государственной гражданской службы, и прежде всего Федеральной налоговой службы. В условиях реформирования большинства подразделений федеральных государственных служб все больше внимания уделяется их качественному совершенствованию. Повышаются также и требования к личностным и профессиональным качествам самих государственных гражданских служащих. Вместе с тем у многих граждан на сегодня прочно сложился негативный образ деятельности как госслужбы в целом, так и непосредственно государственных служащих.

        Профессиональная компетентность – одна из важнейших сторон профессиональной деятельности и культуры специалиста. Она является стержнем в любой сфере деятельности и определяет деловую надежность, способность безошибочно осуществлять конкретную деятельность в обычных условиях и экстремальных ситуациях. Профессионая компетентность необходима профессиям и специальностям, отличающихся высокой сложностью, социальной и профессиональной значимостью, что относится к государственной службе. Особенностью профессиональной компетентности является организованность профессиональной среды.

Информация о работе Компетентность и компетенция гоударственных служащих