Конституционно-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть понятия конституционно-правовой ответственности и конституционного контроля и проанализировать особенности их основания и применения.
Актуальность данного исследования представляется бесспорной по следующим причинам:
в нашей стране обозначились признаки сформировавшейся государственности;
в России появились признаки развития зрелой демократии;
общественные отношения, в сфере конституционализма в связи с этим переходят в новую стадию.

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

К числу субъектов, обладающих конституционно-правовой деликтоспособностью, относятся избирательные  комиссии, играющие ведущую роль в деле обеспечения законности при проведении выборов и референдумов. Деликтоспособность избирательных комиссий определяется временем их существования.

Особого рассмотрения заслуживает  вопрос о субъектах конституционного права, имеющих право привлекать к конституционно-правовой ответственности, а также в отдельных предусмотренных законом случаях - право возбуждать этот вопрос.

Правом непосредственного применения мер юридической ответственности  обладает такой круг субъектов, который  характерен только для правонарушений, влекущих за собой конституционно-правовую ответственность. Это представительные органы государства, Президент Российской Федерации и руководители субъектов Федерации, Конституционный Суд России, конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 125) Конституционный Суд Российской Федерации решает вопросы о конституционности различных актов или их отдельных положений, проверяет конституционность законов, примененных или подлежащих применению в конкретных делах.

Надо сказать, что во многих случаях  субъекты, привлекающиеся к конституционно-правовой ответственности, являются в то же время  и субъектами, несущими эту ответственность. Например, таким субъектом является Президент России, который, с одной стороны, наделен многочисленными полномочиями по привлечению должностных лиц и государственных органов к конституционно-правовой ответственности, а с другой стороны, сам может быть привлечен к такой ответственности посредством отрешения от должности Советом Федерации в порядке, установленном ст. 93 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, среди субъектов конституционного права нести конституционно-правовую ответственность могут только те, кто обладает деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за свои противоправные поступки. В конституционном праве деликтоспособностью обладают два вида субъектов: индивидуальные и коллективные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1. Понятие конституционного контроля

 

Конституционный  контроль  - одна из форм правосудия, заключающаяся  в проверке конституционности законодательства и правоприменительной практики. Необходимость конституционный  контроль  обусловлена наличием Конституции, потребностью действия конституционно закрепленных норм и принципов для установления и поддержания баланса полномочий высших органов власти. Поэтому главная задача конституционный  контроль  заключается в обеспечении верховенства и стабильности Конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина. Принято различать две формы конституционного  контроля: предварительный (превентивный) и последующий, или текущий (иногда еще его именуют репрессивным). Предварительный конституционный  контроль  — это контроль  за конституционностью законов, осуществляемый на стадии их принятия. Такая форма контроля существует в Швеции, Финляндии, Канаде, Италии, а также частично во Франции, где Конституционный совет обладает правом проверки закона до его вступления в силу. Такая превентивная мера слежения за конституционностью предотвращает возникновение ситуаций, требующих применения жестких мер, связанных, к примеру, с приостановлением действия нормативных актов. Есть страны, где применяются обе формы конституционный  контроль  (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама). В России федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного конституционного  контроля  не наделен. Текущий конституционный контроль  осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта).

Сущность конституционного  контроля  заключается в решении двух задач:

1) в определении конституционности  правовых актов органов государственной  власти (конституционность — это  соответствие юридических актов  и действий органов государства  действующей Конституции);

2) в лишении неконституционного  акта юридической силы, т.е. признании такого акта недействительным.9

От понятия «конституционный  контроль» необходимо отличать понятие конституционного надзора. В отличие от контроля надзор сводится лишь к обнаружению неконституционных актов, он обращен к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу), с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за соответствием правовых актов Конституции. Такая деятельность может осуществляться как по чьей-либо собственной инициативе, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. В отношении актов федеральных министерств (иных ведомств), актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации функцию государственного надзора в России выполняют органы прокуратуры. Конституционный контроль  помимо специализированного судебного органа — Конституционного Суда осуществляют также Президент Российской Федерации, Парламент, Правительство, суды общей юрисдикции.

Таким образом, конституционный  контроль  означает одну из форм правосудия, заключающегося в проверке конституционности законодательства и правоприменительной практики.

 

3.2. Конституционные санкции как  мера конституционной ответственности  в Российской Федерации

 

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. Юридическая ответственность - это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы.10 Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция - мерой этой ответственности. 
В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят, прежде всего, отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений. 
          Значение этой формы государственного воздействия состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных правонарушений. Отмена содержит жесткий, категоричный императив и лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия. Отмена и приостановление - близкие, но не совпадающие меры ответственности. Приостановление - это та же отмена, но под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательную судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшествующий период.          
                Так, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 115) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации могут быть отменены Президентом России. Президент Российской Федерации также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.  
В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» указывается (ст. 12), что Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. 
Следует подчеркнуть, что отмена или приостановление акта может рассматриваться в качестве конституционно-правовой санкции только в тех случаях, когда речь идет о нарушении норм конституционного права. 
Одной из разновидностей рассматриваемой санкции является признание неконституционными актов различных государственных органов или их отдельных положений.

Так, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 125) Конституционный Суд России по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда России, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: 
               1) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России; 
               2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 
               3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 
               4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.11        

Конституционный Суд России по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.  Другой важной мерой конституционно-правовой ответственности является досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц. Так, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 117) Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства России. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность отрешения от должности Президента Российской Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда России о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключении Конституционного Суда России о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93). 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 129) Генеральный прокурор Российской Федерации может быть освобожден от должности Советом Федерации по представлению Президента России. 
Согласно Закону Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (ст. 14) полномочия судьи могут быть прекращены, в частности, в случае занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера.  
Досрочное прекращение деятельности государственных органов и должностных лиц возникает как следствие их неправомерных действий, нарушений правовых обязанностей со стороны виновных субъектов.            

Таким образом, характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций. Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве.

 

 

 

 

3.3. Органы конституционного контроля  в Российской

Федерации

 

Решением Съезда народных депутатов  Российской Федерации от 19 декабря 1990 года в России был учрежден Конституционный Суд Российской Федерации, и это событие закономерно легло в основу последующего формирования органов конституционного контроля в ее субъектах.

Конституцией Российской Федерации 1993 г. прямо не предусмотрено образование ее субъектами своих органов конституционного контроля, однако, исходя из смысла статей 71 (п. «г») и 128 (ч. 2 и 3) Конституции, еще до принятия Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в центре и на местах была признана не только возможность, но и целесообразность учреждения органов конституционного контроля, а в некоторых случаях - и органов надзора в субъектах Российской Федерации, призванных укреплять единство принципов конституционного контроля на всей территории России.

В настоящее время споры о  легитимности органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации утратили смысл: Федеральный  конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» узаконил их на федеральном уровне, определив порядок создания и упразднения, их статус, предназначение, характер судопроизводства и юридическую силу принимаемых ими решений. Сейчас конституциями и уставами 35 субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность создания органов конституционного контроля и надзора.

Подход к конституционному контролю в субъектах Федерации как  к институту, объективно необходимому для утверждения идей правового  государства, в нашем представлении  означает, что конституционные (уставные) суды субъектов, являясь особой составной частью судебной системы Российской Федерации, вместе с Конституционным Судом России образуют систему конституционной юстиции Российской Федерации; все они функционируют в рамках единого правового пространства, в котором федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации находятся в логической и, некоторым образом, иерархической взаимосвязи; все они осуществляют конституционное правосудие в целях обеспечения единой конституционной законности, единства конституционного строя каждой республики и России в целом, делая это с позиций соответствующих конституций и уставов, общепринятых международно-правовых демократических стандартов, политических и гражданских прав и свобод человека.

Конституционные (уставные) суды занимают самостоятельное положение в судебной системе Российской Федерации и ее республик. Ряд особенностей отличает их от судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Во-первых, конституционные (уставные) суды выступают как органы независимой судебной власти по защите конституционного строя; во-вторых, они разрешают особого рода конфликты: между высшими (центральными) органами субъекта, между федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации, а также между органами государственной власти и местного самоуправления; в-третьих, конституционные (уставные) суды рассматривают дела и дают заключения, руководствуясь конституциями (уставами) и правосознанием, воздерживаясь от установления фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов; в-четвертых, деятельность конституционных (уставных) судов осуществляется на основе особых правил судопроизводства, установленных специальным законодательством, по которому, в частности, нет обвинителя, определен специфический круг субъектов, наделенных правом возбуждать дела, по особому порядку ведется подготовка дела к рассмотрению в заседании и т.д.

Миротворческая, примирительная функция  конституционных (уставных) судов проявляется  при осуществлении ими основных полномочий и, прежде всего, в процессе контроля за конституционностью законов, рассмотрения «внутрисубъектных» конфликтов, при оценке конституционности действий высших должностных лиц.12

Таким образом, конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации - это не только судебный, но и конституционный орган, которому предоставлено право в установленных конституцией (уставом) и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами. И в этом смысле он и сам как бы представляет высшую государственную власть. В этом его главная особенность и важное отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Иными словами, судебный конституционный контроль не сводится к собственно контролю за конституционностью нормативных актов или разрешению иных конституционных споров. Он также непосредственно или опосредованно выполняет ряд иных функций, в том числе существенно влияет на правообеспечительную деятельность судов и иных государственных органов, их должностных лиц. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации принимают решения, которые носят окончательный характер, они занимают самостоятельное место в системе власти и независимы от иных органов государственной власти в осуществлении своих полномочий.

Однако, наряду с судами - органами конституционного контроля - в некоторых  субъектах Российской Федерации  пока используется и конституционный  надзор, преследующий, в конечном счете, те же цели, что и суды. Каково же соотношение понятий «конституционный контроль» и «конституционный надзор»? В юридической литературе по этому поводу высказываются различные точки зрения. Одни авторы считают указанные понятия тождественными, другие разделяют их, третьи относят надзор к одному из видов конституционного контроля.

Информация о работе Конституционно-правовая ответственность