Контроль за деятельностью органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:44, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть правовые основы контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Задачи, решаемые в данной работе:
1. рассмотреть понятие контроля за деятельностью местного самоуправления.

Содержание

Содержание………………………………………………………………………..1
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие контроля за органами местного самоуправления………………….3
2. Виды контроля за органами местного самоуправления……………………..4
2.1 Государственный контроль…………………………………………………..4
2.2 Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан…………………………………………………………………………….6
2.3 Прокурорский надзор………………………………………………………..10
2.4 Государственная регистрация уставов муниципальных образований…...14
2.5 Судебный контроль………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
контроль деятельность местное самоуправление

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.53 Кб (Скачать)

Содержание.

Содержание………………………………………………………………………..1

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Понятие контроля за  органами местного самоуправления………………….3

2. Виды контроля за  органами местного самоуправления……………………..4

2.1 Государственный контроль…………………………………………………..4

2.2 Обжалование действий  и решений, нарушающих права  и свободы граждан…………………………………………………………………………….6

2.3 Прокурорский надзор………………………………………………………..10

2.4 Государственная регистрация  уставов муниципальных образований…...14

2.5 Судебный контроль………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...23

контроль  деятельность местное самоуправление

 

 

Введение.

Вопросы государственного строительства  и выбор оптимальных форм управления страной, повышение эффективности  управленческих решений являются весьма актуальными в современных условиях, когда Россия выходит из продолжительного экономического, политического и  социального кризиса. Один из таких  вопросов - обеспечение самостоятельности  органов местного самоуправления в  пределах их полномочий, определяемых законами, в том числе в области  нормотворческой деятельности.  Предусмотренные Конституцией РФ гарантии местного самоуправления зачастую рассматривались  как независимость от органов  государственной власти, вседозволенность отдельных "удельных князьков", строивших  работу не на основе права, а исходя из усмотренческих решений и собственных  представлений о целесообразности тех или иных действий. Положение  осложнялось тем, что на законодательном  уровне не были решены вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, что свидетельствовало о еще  не сложившейся системе государственного управления.

Цель данного исследования – рассмотреть правовые основы контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Задачи, решаемые в данной работе:

1. рассмотреть понятие  контроля за деятельностью местного  самоуправления.

2. охарактеризовать виды  данного контроля.

Для написания работы использовалась специальная литература и нормативно-правовые акты.

 

 

1. Понятие контроля  за органами местного самоуправления.

В ст. 15 Конституции РФ указывается  на обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции  РФ и законов, иными словами, закреплен  принцип соблюдения законности. Следует  отметить, что в целом формы  обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления не отличаются от форм, обеспечивающих законность деятельности органов государственной  власти. Это выполнение норм действующего законодательства, действие строго в  рамках своих полномочий, доступность  к информации о деятельности органов  местного самоуправления, обязанность  решать возникающие проблемы населения, неукоснительно соблюдать устав  муниципального образования и т.д.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченные органы государственной  власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Кроме того, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом  муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием  деятельности органов местного самоуправления местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам  представительного органа муниципального образования.

Наведение порядка в стране предусматривает соблюдение законов  не только гражданами, но и органами местного самоуправления, неотвратимость ответственности за их нарушение. Такая  ответственность и механизм ее реализации предусмотрены ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации". Подобный подход не предусматривает подчиненности  органов местного самоуправления органам  государственной власти. Но в то же время он позволяет последним  реагировать на нарушения законности со стороны органов местного самоуправления и глав муниципальных образований и принимать соответствующие меры, предусмотренные законом. Установлены государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства этими органами и главами.

Статья 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. устанавливает усложненный  порядок инициирования и решения  вопроса об ответственности представительного  органа местного самоуправления и главы  местного самоуправления перед государством.

 

2. Виды контроля  за органами местного самоуправления.

2.1 Государственный  контроль.

Анализ действующего законодательства и практики его применения показывает, что можно выделить следующие  виды контроля за органами местного самоуправления:

- контроль со стороны  государства в лице соответствующих  должностных лиц и органов  государственной власти (внешний  контроль);

- контроль со стороны  граждан (населения) и их организаций  (внешний контроль);

- контроль со стороны  одних органов местного самоуправления  за деятельностью других (внутренний  контроль).

Примером последнего вида контроля может быть контроль представительного  органа за деятельностью главы муниципального образования, контрольного органа за деятельностью  местной администрации и т.п.

Государственный контроль осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и по объекту  контроля может быть подразделен  на два вида:

1) контроль за соблюдением  законов, который включает:

- контроль за соблюдением  законов о местном самоуправлении  и как следствие - установление  порядка судебной защиты прав  местного самоуправления;

- контроль за соблюдением  законности в деятельности органов  местного самоуправления (а также  прокурорский надзор в этой  сфере) и, следовательно, регулирование  и установление ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления за нарушение  законов;

- контроль, осуществляемый  иными самостоятельными государственными  органами;

2) контроль за осуществлением  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий.

Каждый из перечисленных  видов контроля имеет свою специфику, что обусловлено особенностями  статуса и полномочий органов  государственной власти, осуществляющих контрольную деятельность. Контроль со стороны органов исполнительной власти обычно называется административным.

Анализируя государственный  контроль местного самоуправления, следует  заметить, что условия и порядок  контроля определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов  РФ. При этом непременным условием эффективности контроля является его  адекватность.

Следует отметить, что объектом контроля является деятельность органов  местного самоуправления в широком  смысле, в том числе такая форма  ее проявления, как злоупотребление  властью.

В ст. 52 Конституции РФ установлена  государственная гарантия защиты от злоупотребления властью, в том  числе посредством судебной защиты.

 

 

 

2.2 Обжалование  действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан.

В соответствии со ст. 46 Конституции  РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

В Законе РФ "Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" урегулирован порядок обращения граждан в  суд. В соответствии с названным  Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных  лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Действие статей Закона в отношении государственных  служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством  к государственным служащим.

К действиям (решениям) государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных  лиц, государственных служащих, которые  могут быть обжалованы в суд, относятся  коллегиальные и единоличные  действия (решения), в том числе  предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы  гражданина;

- созданы препятствия  осуществлению гражданином его  прав и свобод;

- незаконно на гражданина  возложена какая-либо обязанность;

- он незаконно привлечен  к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных  органов, предприятий, объединений, должностных  лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части  статьи. Можно обжаловать как вышеназванные  действия (решения), так и послужившую  основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

С жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, гражданин вправе обратиться либо непосредственно  в суд, либо к вышестоящему в порядке  подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному  объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке  подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть  жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или  он не получил ответа в течение  месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Таким образом, в Законе предусмотрена возможность  защищать свои права гражданам, как  в судебном порядке, так и в  административном. Причем использование  административного порядка не исключает  возможности обращения в суд.

Для обращения в суд  с жалобой устанавливаются следующие  сроки:

- три месяца со дня,  когда гражданину стало известно  о нарушении его права;

- один месяц со дня  получения гражданином письменного  уведомления об отказе вышестоящего  органа, объединения, должностного  лица в удовлетворении жалобы  или со дня истечения месячного  срока после подачи жалобы, если  гражданином не был получен  на нее письменный ответ.

Судебные издержки, связанные  с рассмотрением жалобы, могут  быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными. Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего также в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа, либо ответ дан с нарушением срока, установленного данным Законом. Кроме судебного обжалования существует и административный порядок обжалования правовых актов, нарушающих права и законные интересы граждан и организаций. Следует учитывать, что как обжалование, так и опротестование актов органов местного самоуправления не влекут за собой признания их недействительными. Жалоба и протест могут быть удовлетворены, что лишает соответствующий акт юридической силы. Но они могут быть оставлены и без удовлетворения.

В обоих Федеральных законах "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" (N 154-ФЗ и 131-ФЗ) есть статьи, посвященные рассмотрению обращений  в органы местного самоуправления. В 65 субъектах РФ есть законы субъектов  РФ об обращениях граждан.

В настоящее время особенности  рассмотрения обращений регулируются Федеральным законом "О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации". В соответствии с названным Законом граждане имеют право обращаться лично, а  также направлять индивидуальные и  коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным  лицам. Причем в Законе отмечается, что правом на обращение обладают не только граждане РФ, но и иностранные  граждане, а также лица без гражданства.

Информация о работе Контроль за деятельностью органов местного самоуправления