Контроль за деятельностью органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:44, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть правовые основы контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Задачи, решаемые в данной работе:
1. рассмотреть понятие контроля за деятельностью местного самоуправления.

Содержание

Содержание………………………………………………………………………..1
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие контроля за органами местного самоуправления………………….3
2. Виды контроля за органами местного самоуправления……………………..4
2.1 Государственный контроль…………………………………………………..4
2.2 Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан…………………………………………………………………………….6
2.3 Прокурорский надзор………………………………………………………..10
2.4 Государственная регистрация уставов муниципальных образований…...14
2.5 Судебный контроль………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
контроль деятельность местное самоуправление

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.53 Кб (Скачать)
gn:justify">Обращение, поступившее в  орган местного самоуправления или  должностному лицу в соответствии с  их компетенцией, подлежит обязательному  рассмотрению. Орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное,  всестороннее и своевременное  рассмотрение обращения, в случае  необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает необходимые  для рассмотрения обращения документы  и материалы в других государственных  органах, органах местного самоуправления  и у иных должностных лиц,  за исключением судов, органов  дознания и органов предварительного  следствия;

3) принимает меры, направленные  на восстановление или защиту  нарушенных прав, свобод и законных  интересов гражданина;

4) дает письменный ответ  по существу поставленных в  обращении вопросов, за исключением  случаев, указанных в ст. 11 Федерального  закона (анонимное обращение, обжалование  судебного решения, невозможность  прочтения текста обращения, многократность  обращения по одному и тому  же вопросу без приведения  новых доводов, необходимость  затрагивать государственную или  иную охраняемую законом тайну);

5) уведомляет гражданина  о направлении его обращения  на рассмотрение в другой государственный  орган, орган местного самоуправления  или иному должностному лицу  в соответствии с их компетенцией. В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Письменное обращение, поступившее  в государственный орган, орган  местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Лица, виновные в нарушении Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Гражданин имеет право  на возмещение убытков и компенсацию  морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В случае если гражданин указал в обращении  заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения  государственным органом, органом  местного самоуправления или должностным  лицом, могут быть взысканы с данного  гражданина по решению суда.

 

2.3 Прокурорский  надзор.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ органы прокуратуры  Российской Федерации и другие уполномоченные Федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Наиболее характерными нарушениями, выявленными в уставах и правовых актах органов местного самоуправления, явились следующие:

1. Превышение органами  местного самоуправления предоставленных  законом полномочий.

2. Неправомерное перераспределение  полномочий между органами и  должностными лицами местного  самоуправления.

3. Нарушение бюджетного  законодательства.

4. Нарушение административного законодательства

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации" органы прокуратуры  РФ осуществляют общий надзор за законностью. Общий надзор означает:

- надзор за исполнением  законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина органами местного  самоуправления. В названном Законе предусматривается, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения Закона органами и должностными лицами:

- опротестовывает противоречащие  Закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд  с требованием о признании  таких актов недействительными;

- вносит представление  об устранении нарушений Закона.

В этом случае органы местного самоуправления обязаны приступить к выполнению требований прокурора  или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель  приносит протест на противоречащий Закону правовой акт в орган или  должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган  или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством  Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения Закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом. Эта форма прокурорского реагирования используется весьма активно.

На основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации" представление  об устранении нарушений Закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному  рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений Закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах  принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При  рассмотрении представления коллегиальным  органом прокурору сообщается о  дне заседания.

В соответствии со ст. 25.1 названного Закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях прокурор или  его заместитель направляет в  письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям  общественных (религиозных) объединений  и иным лицам предостережение  о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре  РФ" на органы прокуратуры возлагается  обязанность по защите нарушенных прав и законодательно охраняемых интересов  граждан в форме обращения  в суд с заявлением. В большинстве  случаев прокуроры обращались в  суд с заявлениями о признании  недействительными (противоречащими  закону) нормативных правовых актов  различного характера, в том числе  актов глав муниципальных образований, об установлении обязательных платежей, не предусмотренных налоговым законодательством, актов по вопросам социального обеспечения, предоставления льгот, расходования бюджетных  средств, различным аспектам административно-правовых отношений. В большинстве случаев  оспоренные прокурорами нормативные  акты признаны недействительными вследствие превышения органами местного самоуправления своей компетенции, определенной Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", и в связи с противоречием  нормам федерального отраслевого законодательства (Налоговый кодекс РФ, Бюджетный  кодекс РФ, Федеральный закон "О  ветеранах").

В соответствии со ст. 45 ГПК  РФ прокурор вправе обратиться в суд  с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного  круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление  в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам  обратиться в суд. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными  правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением  права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

 

2.4 Государственная  регистрация уставов муниципальных  образований.

Федеральным законом № 131-ФЗ определено, что устав муниципального образования (акт, обладающий высшей юридической  силой в системе нормативных  правовых актов муниципального образования) вступает в силу после его государственной  регистрации. Государственная регистрация  в данном случае является элементом  государственного контроля.

Устав муниципального образования  подлежит государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Государственная регистрация устава муниципального образования необходима для включения муниципального образования  в единый федеральный реестр муниципальных  образований, для приобретения соответствующими органами местного самоуправления прав юридических лиц. Основаниями для  отказа в государственной регистрации  устава муниципального образования  могут быть:

1) противоречие устава  Конституции РФ, федеральным законам,  принимаемым в соответствии с  ними конституциям (уставам) и  законам субъектов Российской  Федерации;

2) нарушение установленного  федеральным законом порядка  принятия устава.

Органы местного самоуправления представляют для информации в органы государственной власти субъекта Российской Федерации муниципальные правовые акты - уставы муниципальных образований, собственные акты и акты собраний (сходов) и конференций местных  жителей, решения, принятые на местном  референдуме, муниципальные договоры (соглашения), а также иные муниципальные  акты и договоры (соглашения) в случае, если это предусмотрено законодательством, либо по запросу.

В соответствии с Федеральным  законом "О государственной регистрации  уставов муниципальных образований" государственную регистрацию уставов  муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного  федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов  муниципальных образований, которые:

1) проверяют соответствие  устава муниципального образования  Конституции Российской Федерации,  федеральным законам, конституции  (уставу) субъекта Российской Федерации,  законам субъекта Российской  Федерации;

2) проверяют соблюдение  установленного в соответствии  с федеральным законом порядка  принятия устава муниципального  образования;

3) присваивают уставу  муниципального образования государственный  регистрационный номер;

4) выдают свидетельство  о государственной регистрации  устава муниципального образования;

5) включают сведения об  уставе муниципального образования  в государственный реестр уставов  муниципальных образований субъекта  Российской Федерации.

Устав муниципального образования  направляется главой муниципального образования  в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Кроме  устава муниципального образования  необходимо представлять: 1) решение  представительного органа муниципального образования либо решение схода  граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания  представительного органа муниципального образования либо протокол схода  граждан, на котором был принят устав  муниципального образования; 2) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта  устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Решение о государственной  регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный  срок со дня его представления  для государственной регистрации. Датой государственной регистрации  устава муниципального образования  считается день внесения сведений о  нем в государственный реестр уставов муниципальных образований  субъекта Российской Федерации. В случае если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной  регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации  после устранения нарушений, указанных  в решении.

Информация о работе Контроль за деятельностью органов местного самоуправления