Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:08, контрольная работа

Описание работы

Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.docx

— 226.68 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской федерации

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный 

технический университет»

 

 

Факультет экономики и технологий

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Микроэкономика»

Вариант 7

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы 2БУб3д     Е.В. Гаврющенко

Преподаватель       О.С. Олиферова

 

 

2012

 

 

Задание 1:

  1. Что такое производственные возможности? Означает ли расширение производственных возможностей экономики повышение уровня жизни населения?
  2. Экономическая сущность и расчёт эластичности спроса по цене. Влияние ценовой эластичности товара на динамику выручки от его продажи.

 

1.Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Суть проблемы выбора в  условиях ограниченности ресурсов можно  понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных (альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей) видов продуктов (товаров).

Разберем хрестоматийный пример. Предположим, что общество нуждается  в производстве двух продуктов –  масла и пушек. Возможные объемы производства двух продуктов при  полном использовании ограниченных ресурсов представлены в табл. 1.1. Отложив  на осях координат два продукта и  соединив точки, отражающие разные сочетания  объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей (рис. 1.2). 

 

Таблица 1.1

Альтернативные  возможности производства масла  и пушек

Вариант

Масло, млн. т

Пушки, тыс. шт.

А

0

30

В

2

27

С

4

21

D

6

12

Е

8

0


 

 

 

 

Рис. 1.1. Кривая производственных возможностей  

 

Точки на кривой производственных возможностей показывают все возможные  варианты сочетания производства двух продуктов при полном использовании  имеющихся ресурсов и неизменной технологии.

Анализ приведенной кривой производственных возможностей позволяет  сформулировать ряд важнейших экономических  положений.

 

В широком смысле слова экономический рост означает поступательное прогрессивное развитие экономики, способность экономики производить из года в год все больше товаров и услуг. Графически экономический рост может быть представлен как сдвиг кривой производственных возможностей вправо и вверх (рис. 1.2). 

 

0   Потребительские товары 

 

Рис. 1.2. Кривая производственных возможностей и

экономический рост 

 

Экономический рост означает, что граница кривой производственных возможностей перемещается из положения АВ в положение А'В'.

Рост количества и качества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, совершенствование технологий расширяют производственные возможности  общества, т.е. создают условия для увеличения объема национального производства. Тем самым увеличивается темп роста ВНП(ВВП) на душу населения - важнейший показатель уровня жизни населения. Следовательно расширение производственных возможностей экономики означает повышение экономического роста и уровня жизни населения.

2. Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки  хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства  товаров зависимость между ценой  и спросом обратная, то есть коэффициент  получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются  случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.

Товары с эластичным спросом  по цене:

  • Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
  • Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
  • Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом  по цене:

  • Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
  • Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
  • Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

Точечная эластичность спроса по цене.

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле: 
 
где верхний индекс   означает что это эластичность спроса, а нижний индекс   говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.

В зависимости от этих показателей  различают:

Совершенно неэластичный спрос

объем спроса не меняется при  изменении цены (товары первой необходимости).

Неэластичный спрос

когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет  замены).

Единичная эластичность спроса

изменение цены вызывает абсолютно  пропорциональное изменение объёма спроса.

Эластичный спрос

объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Совершенно эластичный спрос

объем спроса не ограничен  при падении цены ниже определенного  уровня.


 

Дуговая эластичность спроса по цене

В случаях когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %) принято рассчитывать дуговую эластичность спроса: 
 
где   и   — средние значения соответствующих величин. 
То есть, при изменении цены от   до   и объёма спроса с   до  , среднее значение цены будет составлять  ,а среднее значение спроса 

 

   При рассмотрении эластичности спроса по цене возникает вопрос: что же происходит с выручкой (валовым доходом) фирмы при изменении цены на товар в случае эластичного спроса, неэластичного спроса и спроса единичной эластичности. Валовом доход определяется как произведение цены продукции на объем продаж (TR= PxQx). Как видим, в выражение TR (валового дохода), как и в формулу показателя эластичности спроса по цене, входят значения цены и объема товара (Рх и Qx). В этой связи логично предположить, что на изменение валового дохода могут оказывать воздействие величины эластичности спроса по цене.

Проанализируем, как изменяется выручка продавца в случае снижения цены на его продукцию при условии, что спрос на нее отличается высокой  степенью эластичности . В этом случае снижение цены (Рх) вызовет такое  увеличение объема В спроса (Qx), что произведение TR= PхQх, т. е. общая выручка, возрастет. Из графика видно, что общая выручка от реализации продукции в точке А меньше, чем в точке В при продаже продукции по более низким ценам, так как площадь прямоугольника PaAQaO меньше площади прямоугольника PBBQB0. При этом площадь РААСРВ — проигрыш от снижения цены, площадь CBQBQA — увеличение объема продаж от снижения цены.

 

 

 

SCBQBQA - SPaАСРВ — величина  чистого выигрыша от снижения  цены. С экономической точки зрения  это означает, что в случае  эластичного спроса снижение  цены на единицу продукции  полностью компенсируется значительным  увеличением объемов реализуемой  продукции. В случае увеличения  цены данного товара мы столкнемся  с обратной ситуацией — выручка  продавца будет сокращаться. Проведенный  анализ позволяет сделать вывод:  если снижение цены товара  влечет за собой увеличение  выручки продавца, и наоборот, при  росте цены выручка падает, то  имеет место эластичный спрос.

На рисунке б изображена промежуточная ситуация — снижение цены на единицу изделия полностью  компенсируется увеличением объемов  продаж. Выручка в точке A (PAQA) равна  произведению Рх и Qxb точке В. Здесь  говорят о единичной эластичности спроса. При этом SCBQBQA = SpaACPb а чистый выигрыш Scbqbqa-Spaacpb=o.

Итак, если снижение цены на продаваемую продукцию не ведет  к изменению выручки продавца (соответственно, рост цены также не вызывает изменений в выручке), имеет  место спрос единичной эластичности.

Теперь о ситуации на рисунке  в. В этом случае SPaAQaO<SPbBQвО, т. е. выручка  в точке А меньше обшей выручки  в точке в. SРAАСРв> SCBQBQA, т. е. проигрыш от снижения цены выше выигрыша от увеличения объема продаже Эко­номический смысл  ситуации состоит в том, что для  данного товара снижение цены на единицу  продукции не компенсируется общим  незначительным увеличением объема продаж. Таким образом, если снижение цены блага будет сопровождаться снижением величины общей выручки  продавца (соответственно, увеличение цены повлечет за собой и увеличение выручки), то мы столкнемся с неэластичным спросом.

Итак, изменение объема продаж вследствие колебания величины потребительского спроса в связи с изменением цены, сказывается на объеме выручки и финансовом положении продавца.

Задание 2:

1) Основные черты чистой монополии и последствия её существования.

2) Взаимосвязь кривых издержек на единицу продукции и предельных издержек в краткосрочном периоде.

1. Основные черты чистой монополии  

Тип рыночной структуры, для  которого характерно существование  на рынке единственного продавца, называется монополией (от греч. «monos»  — один и «poleo» — торгую, продаю). Аналогично, тип рыночной структуры, для которого характерно существование  на рынке единственного покупателя, называется монопсонией.

Когда желают подчеркнуть  единственность продавца (покупателя), говорят о чистой монополии (чистой монопсонии).

Однако вышеуказанные  термины имеют и другое значение.

Монополией (монопсонией) называют также саму фирму, занимающую доминирующее положение на рынке.

В рамках данной темы рассматриваться  будет в основном ситуация чистой монополии.

Можно выделить следующие  основные черты чистой монополии.

Во-первых, наличие единственного  продавца данного товара на рынке.

Во-вторых, отсутствие у товара, продаваемого монополистом, близких  заменителей.

Две названные черты тесно  связаны между собой. Чтобы назвать  ситуацию на рынке монополией, нужно  вначале определить границы самого рынка, т.е. решить, какой именно товар  рассматривается. Например, если фирма  является единственным производителем (продавцом) мужских спортивных кроссовок, является ли фирма монополистом? 

Ответ на данный вопрос зависит  от того, рассматривается ли рынок  мужских кроссовок, или рынок  спортивной обуви вообще, или рынок  всей мужской обуви, или обувной  рынок в целом? Если потребитель  решит, что цены на кроссовки слишком  высоки, сможет ли он найти близкие  заменители данному товару? Являются ли туфли, кеды или еще какая-либо обувь товарами-заменителями кроссовок? Конечно, ответ на данный вопрос будет  достаточно субъективным — разные потребители могут иметь разные мнения. Однако на практике важно лишь некое усредненное поведение  потребителей.

          Фирмы принадлежат к одной отрасли, если они производят товары-заменители. Поэтому фирма является монополистом, если она производит товар, у которого нет заменителей, или если заменители данного товара также производятся данной фирмой. 

Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"