Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:08, контрольная работа

Описание работы

Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.docx

— 226.68 Кб (Скачать)

В-третьих, чертой чистой монополии  является возможность контроля над  ценами и объемами рыночных продаж. Поскольку у фирмы нет конкурентов, она представляет собой всю отрасль, и объем продаж фирмы является одновременно отраслевым (рыночным) объемом  продаж. Поскольку у товара, продаваемого монополистом, нет близких заменителей, цены на данный товар фирма может  устанавливать на достаточно высоком  уровне — потребители не смогут переключиться на другие товары (или  смогут в весьма небольших пропорциях). Вместе с тем, при повышении цен  потребители уменьшают объемы спроса на данный товар, пусть и незначительно. Для монополиста, в отличие от фирмы, действующей в условиях совершенной  конкуренции, наблюдается отрицательная  зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Повышая  цены, фирма сталкивается со снижением  спроса на свою продукцию. Снижая цены, фирма может увеличить объемы продаж. Монополист может влиять на рыночную конъюнктуру, но его власть имеет границы — он не сможет продавать много продукции по высоким ценам. 

В-четвертых, чертой чистой монополии  является наличие барьеров для входа  на рынок данного товара новых  фирм. Фирма является монополистом, так как потенциальным конкурентам  практически невозможно (или экономически невыгодно) войти в данную отрасль, пытаясь производить и продавать  аналоги товару, выпускаемому монополистом. Можно выделить также барьеры  для выхода с рынка. Наличие таких  барьеров служит сдерживающим фактором для потенциальных конкурентов, так как они опасаются, что  в случае неудачи на рынке данного  товара они не смогут быстро уйти с  него и вывести вложенный капитал.

 

Рассмотрим последствия существования  монополий. Здесь уместно провести сравнительный анализ экономической  эффективности совершенной конкуренции и чистой монополии. В условиях совершенной конкуренции выполняются оба требования экономической эффективности, т. е. эффективности в сфере производства (Рх= min АТС) и эффективности в сфере распределения ресурсов (Рх= МС). В условиях чистой монополии ни один из этих критериев не выполняется. Как видно на рисунке, для фирмы-монополиста условие производственной эффективности не выполняется, поскольку фирма функционирует не в нижней точки параболы АТС, а в точке В, которая расположена выше точки минимума средних валовых издержек.

Кроме того, монополист реализует  свою продукцию по цене РА, при этом его предельные издержки составляют величину МСE, а РА > МСЕ. Значит, не выполняется и критерий эффективности распределения экономических ресурсов, требующий равенства этих двух показателей. Характер самого неравенства P> MCсвидетельствует о недопроизводстве монопольного продукта.

Если предположить, что рассматриваемый  рынок является рынком совершенной  конкуренции, то ситуация характеризовалась бы точкой пересечения графиков Dи Sx, т. е. точкой I и ее параметрами — Рхи Q(Sдля случая совершенной конкуренции частично совпадает с графиком предельных издержек МС. А сама кривая Sявляется горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли). Конкурентная отрасль, таким образом, предлагает больший объем продукции, чем монопольный рынок, (Q1>QA) и при более низкой цене (P1<PA).

Проведенные выше сопоставления возможны только при допущении, что структура издержек производства в конкурентной отрасли и структура издержек монополиста идентичны. В реальной ситуации это встречается крайне редко. Очень часто на практике издержки монополиста оказываются ниже издержек конкурентной фирмы, так как монополия представляет собой достаточно большое производство, для которого характерен положительный эффект масштаба.

На рисунке ниже видно, что положительный  эффект масштаба производства позволяет  монополии иметь издержки на уровне, близком к минимальному (СM). Конкурентная же фирма чаще всего небольшая по размерам (т. е. ее Qневелик), поэтому здесь уровень издержек (СK) выше (См< CK).

Издержки монополиста, однако, могут  оказаться выше, чем у конкурентного  продавца. Подобная ситуация обычно называется Х-неэффективностью, когда издержки монополии больше, чем они могли  бы быть, и точка, в которой функционирует  монополист, находится над кривой LA тс, например точка в и соответствующий  ей уровень издержек Св. При этом Ск < Св, что связано с некачественным использование ресурсов и, как показывает практика, чаше присуще именно монополии, так как она существует вне конкурентной среды и у нее нет серьезных стимулов к снижению издержек. Кроме того, у монополиста всегда возрастают издержки, что связано с затратами, необходимыми для поддержания своего монопольного положения (скупка патентов, лицензий, относящихся к рынку ее продукции). Сравнение издержек монополии и конкурентной фирмы, таким образом, не дает однозначного ответа о преимуществах той или иной рыночной структуры.

И еще один аспект, на который нужно  обратить внимание при Сравнительном  анализе экономической эффективности  чистой монополии и совершенной  конкуренции, — восприимчивость  к достижениям НТП (научно-технического прогресса). Сама среда функционирования конкурентной фирмы заставляет ее развивать  и внедрять достижения НТП, но экономические  прибыли от внедрения новшеств недолговечны и поэтому материальные стимулы к внедрению для этих фирм невелики. Теперь о чистой монополии. С одной стороны, отсутствие конкурентной среды минимизирует стимулы к внедрению достижений НТП. С другой стороны, внедрение новшеств обычно уменьшает издержки и способствует закреплению барьеров для вступления в отрасль, т. е. усилению рыночной власти фирмы-монополиста. А это является для монополиста побудительным мотивом к внедрению новшеств. Общая практика в целом носит сложный характер, но обычно доминирует мнение о том, что все-таки монополия менее восприимчива к НТП по сравнению с конкурентной фирмой.

И последнее, монополия способствует неравенству в распределении  доходов. Устанавливая более высокую  цену, чем конкурентная отрасль, она  фактически облагает население «частным налогом». Этот налог представляет собой экономическую прибыль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц — владельцев предприятия-монополиста.

2. Покажем на графике кривые средних издержек предприятия в краткосрочном периоде и их связь с кривой предельных издержек.

 

 

   Взаимное расположение  кривых MC и AVC подчиняется следующей  закономерности: кривая MC пересекает  кривую AVC в точке минимального  значения средних переменных  издержек. Причины этого таковы: пока издержки производства дополнительной  единицы продукции меньше средних  переменных издержек предыдущей  единицы, новые значения AVC будут  уменьшаться из-за снижения MC. Если  издержки дополнительной единицы  больше средних переменных издержек  производства предыдущей единицы,  новые значения AVC будут увеличиваться  вследствие роста MC. Следовательно,  если до точки пересечения  кривых средних переменных и  предельных издержек (MC = AVC) средние  переменные издержки падают, а  после нее растут, то в самой  точке будет достигнут минимум. 
   Подобные рассуждения, если их применять к средним валовым издержкам, позволяют утверждать, что кривая MC пересекает и кривую ATC также в точке минимального значения средних валовых издержек. 

В отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы  производства, используемые предприятием, являются неизменными, в долгосрочном временном интервале предприятие  может менять все факторы производства. Все издержки будут выступать  в качестве переменных, а средние  переменные издержки будут равны  средним валовым издержкам.

 

Задача 1: Функция спроса на товар имеет вид: Qd=15-3P,

функция предложения данного  товара: Qs=-5+2P,

где P-цена единицы товара в р.; Q-объём спроса и предложения товара.

Данный товар дотируется из бюджета в размере 2 р. на каждую единицу товара. Определите общую  сумму расходов бюджета на дотирование  товара.

Решение:

Qs=-5 +2P

P=0.5Qs+2.5

P-2(условие дотирования), тогда

P=0.5Qs+0.5

Q`s= (P-0.5)/0.5

15-3P= (P-0.5)/0.5

 P`e=3.2

Q`e=5.4

 D=d*Q`e

D=2*5.4=10.8

Задача 2:

Известна зависимость  совокупного продукта от количества работников:

Кол. Труд(L)

1

2

3

4

5

6

7

8

Vпр.(ТР)

2

6

12

18

23

27

30

32


 

Рассчитайте предельный продукт (МРL) и средний продукт (АРL), а также определите оптимальное количество работников.

Решение:

L

1

2

3

4

5

6

7

8

TP

2

6

12

18

23

27

30

32

AP

2

3

4

4.5

4.6

4.5

4.28

4

MP

2

4

6

6

5

4

3

2


 

Т.к. АРLmax=4.6 , то Lopt=5


Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"