Легитимность и легальность государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:06, реферат

Описание работы

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «власть» и сущность политической власти………………………...4
2. Легитимность власти ……..…………..………………………………….........5
3. Типы легитимности власти……………………………………………….….10
4. Кризисы легитимности и способы их урегулирования……………….........14
5. Легальность власти……………………………………………………………17
6. Разница понятий легитимность и легальность власти………………..........19
Заключение………………………………………………………….……………21
Список использованной литературы………………………………………...…22

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.docx

— 40.31 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию 

                                Государственное образовательное  учреждение

                                 высшего профессионального образования

«Омский государственный  технический университет»

КАФЕДРА «ОСНОВЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Легитимность и легальность государственной власти.

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила студентка:

                                                                                  Логунова Г. Н. ЗСО-317

                                                                                  Проверила:

Понятовская А. Г.

 

Омск  2009

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие «власть» и  сущность политической власти………………………...4

2. Легитимность власти  ……..…………..………………………………….........5

3. Типы легитимности власти……………………………………………….….10

4. Кризисы легитимности  и способы их урегулирования……………….........14

5. Легальность власти……………………………………………………………17

6. Разница понятий легитимность  и легальность власти………………..........19

Заключение………………………………………………………….……………21

Список использованной литературы………………………………………...…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние  власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления  в определенной мере совпадающие.  

Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно  признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем  ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое  принуждение.  

От легитимности следует  отличать легальность власти. Это  юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом  и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью  и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться  населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к  резкому падению уровня жизни, может  утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс  делегитимации власти. 

Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом  обществе существует оппозиция официальной  власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

 

1. Понятие «власть»  и сущность политической власти

Понятие "власть" относится  к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. При  всей разнородности и неоднозначности  этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в  которых воля и действия одних  господствуют над волей и действиями других.

Власть выступает главным  объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое «власть» — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втаптывали в грязь».

Политическая  власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по  отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования  и функционирования власти, а также  закрепления её в обществе, является легитимность.

 

2. Легитимность  власти

Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

Все в жизни общества имеет  начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или  иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это  начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев  политическая власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением  власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народными массами держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и  зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом  законности, правомерности официальной  власти — это фундаментальная  ее характеристика. В политологии  данная характеристика известна под  понятием "легитимность" (от лат. legitimus - законный). Сразу надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

В одних политических системах власть может быть легальной и  не легитимной, как, например, при правлении  метрополий и колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих, — и легальной, и легитимной, как, к примеру, после  победы определенных сил на выборах.

В истории политической мысли  высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности  легитимации власти. Так, ученые, стоящие  на антропологических позициях и  платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в  человеческом обществе наличествуют некие  абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это дает гражданам возможность  поддерживать власть.

 В то же время  немало ученых полагает, что как  раз отсутствие таких общих  для всех идей в сегментированном  обществе является причиной невозможности  возникновения легитимности. Так,  по мнению австрийского учёного  Г. Кельсена, человеческое знание  и интересы крайне релятивны,  а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества  и которые лежат в основе функционировании  политического режима.

Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель  Э. Берк, который разделил теоретические  и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал её только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его мнению, только положительный  опыт и привычка населения могут  привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла  бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие  условия должны формироваться, накапливаться  эволюционно, препятствуя сознательному  конструированию легитимности.

В настоящее время в  политической науке принято более  конкретно подходить к понятию  легитимности, фиксируя значительно  более широкий круг её  источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких  слоев населения, является самой  заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения  к политике властей и признание  им правомочности правящей элиты  формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного  мнения. Одобрение и поддержка  населением властей связаны с  разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

Население, как уже отмечалось, может поддерживать правителей и  тогда, когда они плохо управляют  государством. В силу этого такая  легитимность может формироваться  даже в условиях снижения эффективности  правления. Поэтому при такой  форме легитимности в главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность  и комплиментарность граждан  к существующему режиму,

В то же время легитимность может инициироваться и формироваться  не населением, а самим государством (правительством) и политическими  структурами (проправительственными  партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая  легитимность, базируемая уже на праве  граждан выполнять свои обязанности  по поддержанию определенного порядка  и отношений с государством. Она  непосредственно зависит от способности  властей, элитарных структур создавать  и поддерживать убеждения людей  в справедливости и оптимальности  сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.

Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают  институциональные и коммуникативные  ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваю излишней юридизацией, позволяющей  в конечном счете считать любое  институционально и законодательно оформленное правление  узаконенным  правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти  и закрепленностью ее существования в обществе.

Легитимность может формироваться  и внешними политическим и центрами — дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность  политической поддержки часто используется при выборах руководителей государств, в условиях международных конфликтов.

Категория легитимности применима  и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных  органов государства.

Иными словами, и внутри государства  различные политические субъекты могут  обладать разным характером и иметь  разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента Югославии пользовался  широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на международной  арене, где многие страны признают Милошевича военным преступником. Или, наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может  поддерживать президента и негативно  относиться к деятельности правительственных  органов. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать  иерархические связи между отдельными политиками и органами власти.

 

 

 

 

3. Типы легитимности  власти

Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание.

В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял  следующие  ее типы:

- традиционная  легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что приобретает власти высокую стабильность и устойчивость;

Информация о работе Легитимность и легальность государственной власти