Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:16, реферат

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть тему местного самоуправления в Российской Федерации, обозначить характерные черты и признаки системы местного самоуправления.
Задачи:
1.проанализировать сущность местного самоуправления;
2.рассмотреть понятие местного самоуправления в Российской Федерации;
3.определить структуру и систему местного самоуправления;
4.выявить полномочия и компетенцию органов местного самоуправления;
5.рассмотреть взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Содержание

Введение…………….…………………………………………….…… 3
1.Сущность местного самоуправления……….……..………………… 6
2.Понятие местного самоуправления в Российской Федерации…...... 8
3.Структура и система местного самоуправления................................. 11
4.Полномочия и компетенция органов местного самоуправления….. 14
5.Взаимоотношения с органами государственной власти.................... 18
Заключение............................................................................................. 22
Список литературы…………………………………………………… 24

Работа содержит 1 файл

Местное самоуправление в РФ (ИГУР).docx

— 46.53 Кб (Скачать)

    Очевидным является тот факт, что вопросы  местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут  остаться без влияния государства.

    На  федеральном уровне в отношении  местного самоуправления решаются две  задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере  местного самоуправления. Они решаются следующими способами: во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления; во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления; в-третьих, для обеспечения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» принимаются ряд федеральных законов.

    В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов  Российской Федерации. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики - решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.

    Признание местного самоуправления означает, что  государство видит в нем некий  социальный институт, не обладающий свойствами государственной структуры. Децентрализация  управления - это способ не просто сохранения целостности России, но и эффективной  защиты общества и граждан, гармоничного развития духовных, культурных, экономических  связей между всеми частями Российского  государства.14

    Сегодня взаимодействие региональных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления строится на основе следующих принципов:

    1.законности;

    2.сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций;

    3.самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

    4.взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;

    5.обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения;

    6.добровольности заключения договоров и соглашений;

    7.взаимной ответственности;

    8.гласности.

    Содержание  и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления:

    1.правовое  регулирование организации и  деятельности местного самоуправления  и контроль  исполнения соответствующего  законодательства;

    2.разработка  и принятие региональных программ  развития местного самоуправления;

    3.совершенствование  разграничения компетенции государственных  органов и органов местного самоуправления;

    4.обеспечение  финансово-экономической основы местного самоуправления;

    5.содействие  сохранению и развитию исторических и иных местных традиций;

    6.защита  прав граждан на осуществление  местного самоуправления.

    Взаимодействие  органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих  основных организационных формах: во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и  местного самоуправления; во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются  совместные временные группы и комиссии; в-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии; в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.

    На  некоторых территориях субъектов  во взаимоотношениях органов государственной  власти и местного самоуправления имеются  две крайности, либо они существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное  самоуправление подменяют государственным  местным управлением, а это не лучшим образом влияет на существующую социально-экономическую ситуацию в регионе.

    Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также  многих иных, требует четкого разграничения  компетенции между органами субъектов  Федерации и местным самоуправлением, определения вопросов совместного  ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно  заключенного соглашения.15

 

    

    Заключение

    Анализ  проблем развития местного самоуправления в России и некоторых странах  Запада показывает, что, несмотря на признание местного самоуправления в качестве неотъемлемого института современного демократического государства, его сущность и взаимоотношения с государством всегда являлись предметом острых теоретических и политических дискуссий. В теории местного самоуправления сложилось два основных подхода - общественный и государственный. С одной стороны, считалось, что местное самоуправление должно быть автономным, не подчиняющимся «никакому общегосударственному (кроме законодательного) диктату»; с другой - что оно должно занять определенное место в вертикальной структуре государственной власти.

    В реальной жизни в управлении местными делами неразрывно переплетаются государственные и общественные черты. Исполнительная вертикаль предполагает не административное подчинение одного уровня власти другому, а четкое выполнение ими своих функций в пределах законодательно установленных полномочий и всю полноту ответственности за свои действия несет перед законом и населением данной территории.

    Местное самоуправление имеет давнюю историю, развиваясь во всем мире параллельно с гражданским обществом и демократическими институтами. В России, где его основой стала крестьянская община, оно носило государственный характер. Подлинное самоуправление начало развиваться с конца 80-х годов XX в., постепенно складывалась и его конституционно-правовая база.16

    Система правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации формируется под воздействием международных правовых актов и включает три уровня: федеральный, субъектный и местный. Основу создания и функционирования местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации и Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

    Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает  общие правовые, территориальные, организационные  и экономические принципы организации  местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные  гарантии его осуществления.17

    Таким образом, местное самоуправление - сложный  институт, включающий все многообразие общественных отношений, который позволяет учитывать особенности социально-экономического развития территорий, национальные и культурные традиции.18 
 
 
 

 

    

    Список  литературы

  1. Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // Социс. - 1997. – №1. – С. 120-121.
  2. Анимица Е., Тертышныи А. Компетенции и полномочия местного самоуправления // Управленческое консультирование. – 1999. - № 4.
  3. Васильев А.А. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: принципы, направления и формы// http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/stat/vasil/VzaimOGV-MS.htm - 16.05.2000г.
  4. Европейская хартия местного самоуправления. Ст. 3. П. 1. // Аналитический вестник Федерального Собрания РФ. Вып. 31. Ч. 2. М., 2001. – 69 с.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / А.И.Абрамова  [и др.] ; под ред. Пиголкина А.С., Постникова А.Е. - 2-е изд., доп. и перераб. – М. : БЕК, 1996. – 664 с.
  6. Салов О.А. Местное самоуправление: историческая практика и современность / О.А.Салов, Г.И. Королева-Конопляная. – М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 119 с.
  7. Тихомирова Ю.А. Самоуправление: От теории к практике / Под. Ред. Ю..А.Тихомирова, Г.Х.Шахназарова. – М. : Юрид. лит., 1988. – 208 с.
  8. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 17.03.1997) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 12.08.1995)
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года.

Информация о работе Местное самоуправление в РФ