Местное самоуправление в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало как общинное самоуправление общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. В XIX в. и особенно в XX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Модели местного самоуправления 5
1.1. Англо-саксонская модель местного самоуправления 5
1.2. Континентальная модель местного самоуправления 6
1.3. Смешанная модель местного самоуправления 7
Глава 2. Особенности местного самоуправления на примере конкретных стран 9
2.1 Особенности местного самоуправления в США 9
2.2. Особенности местного самоуправления в Великобритании 14
2.3. Особенности местного самоуправления во Франции 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 

   Местное самоуправление в  зарубежных странах 

Выполнила

студент 3 курса

дневного (очного) отделения                                          А.Н. Хохлова 

Научный руководитель

канд.юр. наук                                                                       С. Г. Гуркова 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011 
 

Содержание 

     Введение                                                                                                              3

    Глава 1.Модели местного самоуправления                                                    5

            1.1. Англо-саксонская модель  местного  самоуправления                      5

            1.2. Континентальная   модель местного  самоуправления                      6

            1.3. Смешанная модель местного  самоуправления                                  7

      Глава 2. Особенности местного  самоуправления на примере конкретных  стран                                                                                                                      9 

           2.1 Особенности местного самоуправления в США                                 9

           2.2. Особенности местного самоуправления  в Великобритании           14

           2.3. Особенности местного самоуправления  во Франции                      20

          Заключение                                                                                                        22

          Список использованной литературы                                                               23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

       Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности.       Оно существовало как общинное самоуправление общества, прошло  этапы  античного  мира,  средних  веков  и нового времени. В XIX в. и особенно в XX в. местное  самоуправление становится  постоянным объектом теоретического  научного  осмысления.  Оно активно  используется  при  проведении  политических,   административных   и правовых реформ.

     Местное самоуправление является непременным  атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

     В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

     Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятой Постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы                     от 15 октября 1985 года1, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.модели местного самоуправления 

       Для нормального функционирования демократического государства в целом необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Понятие "местное самоуправление" в странах современного мира обычно охватывает два вида органов: местный представительный орган, избираемый населением соответствующей администранивно-территориальной единицы и принимающий решения по наиболее важным местным вопросам, а также исполнительный орган (мэр, бургомистр и т.д.), обычно призванный в первую очередь выполнять решения представительного органа и осуществлять оперативное управление (хотя на него могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции).

 В  зарубежных  странах  существует  несколько  типов организации   и функционирования муниципальных  учреждений. 

1.1.Англо-саксонская  модель 

     Эта модель получила распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой. Местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Наряду с представительными органами в странах с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений.

     Контроль  за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд. Принятый в законодательстве этих стран термин "местное управление" для обозначения организации и деятельности местных органов обычно указывает на их локальный характер. 

1.2. Континентальная   (французская)   модель 

     В большинстве стран мира (континентальная  Европа, франкоязычная Африка, Латинская  Америка, Ближний Восток) получила распространение  континентальная (французская) модель. Она присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, Турции и др. странами. Основная её черта – сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Родоначальницей данной модели является Франция.

     Континентальная модель напоминает пирамиду, где происходит передача различной информации и где на центральные власти активно работает целая серия агентов на местах. Указанная модель характеризуется также определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В Италии подобная иерархическая соподчиненность выражается, в частности, в предусмотренном Конституции от  1948 года, принятой Учредительным Собранием2 праве областей осуществлять контроль за законностью актов провинций, коммун и иных местных образований.

     В рамках французской системы представительные органы порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателем в качестве территориальных коллективов. В отдельных подразделениях, таким образом, представительные органы могут вообще отсутствовать (например, в округах и кантонах Франции).

     В развитых демократиях различия между  двумя рассмотренными выше моделями не носят принципиального характера, и даже есть определенное сближение между ними. Функционирование обеих моделей строится на многих сходных принципах, свойственных современному демократическому государству. Основой системы местных органов здесь являются местные представительные органы, формирующиеся населением в результате свободных и состязательных выборов.

     По  другому функционируют модели в ряде развивающихся стран, где заимствованная у развитых демократий англосаксонская или же континентальная модель местного управления выступает лишь в качестве декорации авторитарного политического процесса, в рамках которого волеизъявление граждан на выборах имеет во многом несамостоятельный характер. 

     1.3. Смешанная модель 

     Местное управление в ряде стран (Австрия, Германия, Япония) существуют как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладая при этом и специфическими чертами, что говорит о "смешанных" формах управления на местах.

     Принципиальное  отличие от двух вышеуказанных моделей  имеет советская модель, к настоящему времени во многом отошедшая в историю и представляющая собой поэтому не практический, а академический интерес. Данная модель была характерна для Советского Союза и других стран "мировой системы социализма", а также для некоторых развивающихся государств, ориентировавшихся на социализм. Сейчас она продолжает сохраняться лишь в немногих странах, все еще считающих себя социалистическими, таких, как Китай, Куба, КНДР.

     Иберийская  система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой Испании её уже нет. При иберийской системе местного самоуправления и управления население административно-территориальной единицы избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы (алькальда, регидор, префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных лиц. В некоторых странах главное должностное лицо избирается не населением, а советом. Алькальд одновременно является председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правительством (президентом, министром внутренних дел) как его представитель в данной административной единице. Он обладает правом контроля за деятельностью совета.

     Таким образом, алькальд сосредоточивает  в своих руках местное руководство и обладает большой властью. Опека почти не применяется: алькальду как председателю совета предоставляются широкие возможности не принимать в совете решения. Именно в этом проявляется сущность рассматриваемой системы местных органов.

     Особые  формы местного управления существуют в условиях военных режимов. В  административно-территориальные единицы, особенно крупные, назначаются военные губернаторы и коменданты, которые в свою очередь назначают офицеров в нижестоящие административно-территориальные единицы. Назначенные должностные лица осуществляют управление на основе единоначалия с применением методов военного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Особенности местного самоуправления на примере конкретных стран 

     В зарубежных странах при характеристике особенностей управления на местах обычно используют два основных термина - «местное самоуправление» и «местное управление». Эти понятия отражают суть взаимоотношений центральной (федеральной) и местной власти, степень независимости и самостоятельности органов власти на местах.

     В данной главе сделана попытка  показать наиболее яркие особенности  и специфику рассматриваемых стран. 

2.1.Особенности местного самоуправления в США 

     Широко  признано, что организация местного самоуправления относится к основным элементам всей инфраструктуры американской демократии. В США графства выступают административно-территориальными подразделениями всех штатов, кроме Коннектикута и Род-Айленда, и служат главным образом для управления внегородской территорией. В состав графств входят муниципальные корпорации (сити, бороу, вилиджи и тауны). Следующее крупное звено местных единиц управления – тауншипы и приравненные к ним тауны - существует в 20 штатах. В штате Мэн эти подразделения именуются плантациями, в Нью-Гемпшире - местечками (location). В вышеперечисленных единицах создаются органы общей компетенции, т. е. органы, имеющие полномочия осуществлять множество функций.

Информация о работе Местное самоуправление в зарубежных странах