Методы муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом моей работы являются муниципально – правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права. Что касается предмета исследования – то это непосредственно сами принципы муниципального права. В моей работе используются несколько методов исследования: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, аналитический метод.

Содержание

Введение


Общая характеристика источников муниципального права
Источники муниципального права на федеральном уровне
Источники муниципального права на региональном уровне
Источники муниципального права на уровне муниципальных образований
Научная дисциплина муниципального права
Источники научной дисциплины муниципального права
Эволюция научной дисциплины муниципального права в Российской Федерации
Иные источники муниципального права
Судебные акты (решения), содержащие правовые позиции и нормативные предписания по вопросам организации местного самоуправления
Договоры и соглашения в области местного самоуправления
Международно – правовые акты, как источники муниципального права в России
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

muniz pravo.docx

— 61.41 Кб (Скачать)

     С 1988 г. подписание Хартии является условием вступления в Совет Европы. Однако до сих пор документ либо не подписан, либо подписан с оговорками, либо не ратифицирован вообще такими государствами, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Дания.

     Хартия  содержит в себе европейские стандарты  развития местного самоуправления. В  основу данного документа положен  классический принцип субсидиарности, который разрабатывался в европейской  социальной философии с середины ХIХ в. Суть «субсидиарной» философии  заключается в том, что политическая власть может вмешиваться в общественные дела только в строго ограниченных случаях, когда общество само не справляется  с поставленными задачами управления. Тем самым, органы более высокого уровня власти обязаны помогать органам  низшего уровня выполнять свои задачи. В самой Хартии понятие субсидиарности сформулировано следующим образом: «Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно  возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам».

     По  мнению российского исследователя  местного самоуправления А.Н. Дементьева, «статьи Хартии можно условно  классифицировать по двум группам принципов. Первая группа — принципы, устанавливающие  положения местной власти в системе  организации публичной власти в  государстве.23 Ко второй группе относятся принципы, устанавливающие требования к порядку формирования и организации внутренней деятельности институтов местного самоуправления». Таким образом, «первая группа принципов формулируется исходя из принципов децентрализации власти и местной автономии. Вторая — конкретизирует принципы демократического устройства и функционирования публичной власти применительно к местному самоуправлению».

     Европейская хартия местного самоуправления состоит  из преамбулы и трех частей. В  преамбуле подчеркивается важное значение местного самоуправления в системе  демократических ценностей. Исходя из этого во вступлении местное самоуправление рассматривается как основа демократического строя. Кроме этого, декларируются  и формулируются цели местного самоуправления: обеспечение органами местного самоуправления эффективного управления, отвечающего  потребностям граждан.

     В части первой Хартии раскрывается понятие  местного самоуправления, определяются сферы его компетенции, гарантии и механизм правовой защиты местного самоуправления, способы контроля за его деятельностью и источники  финансирования.

     В части второй Хартии устанавливаются  обязательства государств, ее подписавших.

     В части третьей Хартии разъясняются некоторые вопросы ее подписания, ратификации и вступления в силу.

     К международным правовым документам, регулирующим местное самоуправление, относится также Декларация о  принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств  — участников СНГ 29 октября 1994 г.

     Помимо  Хартии, отдельные вопросы деятельности органов местного самоуправления регулируются и другими международными правовыми  актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Пактом о социальных и экономических правах и Пактом о политических и гражданских  правах (1966 г.). Однако эти документы  оказывают скорее косвенное, чем  прямое влияние на функционирование органов местного самоуправления в  Европе. Их главное достоинство заключается в косвенном закреплении демократического права на местное самоуправление. Термин «местное самоуправление» в данных международных актах не употребляется. Так, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ч. 1 ст. 21 провозглашает, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Аналогичные положения регламентируются в Пакте о политических и гражданских правах 1966 г. Думается, что в указанных документах под управлением своей страной и под участием в ведении государственных дел понимается участие в процессе управления на всех уровнях власти, в том числе, в органах местного управления.

     Регулирующую  роль в развитии европейских стандартов местного самоуправления играют также  Европейская декларация прав городов, (принятая постоянной конференцией местных  и региональных органов власти Европы в 1992 г.) и Европейская хартия городов (принятая во исполнение положения  Европейской декларации прав городов  и придающая им нормативное содержание). В Европейской хартии городов  констатируется, что в настоящее  время город все больше отождествляется  с понятием муниципалитета как автономной административной единицы, образуемой сообществом жителей с определенными  интересами, как населенного центра с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной  администрацией.

     Для решения международно-правовых проблем  развития местного самоуправления в  Европе создан специальный орган  — Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуру  органов Совета Европы. Конгресс состоит  из двух палат: Палаты местных органов  власти и Палаты регионов. Конгресс является совещательным органом, а  его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого  же времени принимает участие  в работе Конгресса.

     Заключение 

     В заключении хотелось бы сделать выводы по данной работе и рассмотрении поставленных в ней задач.

     Первое  – хотелось бы отметить, что муниципальное  право регулируется в Российской Федерации довольно – таки современной  системой законодательства. Но тем  не менее органы власти должны постоянно  вводить что – то новое для  улучшения эффективности осуществления  местной власти.

     Далее, что касается федерального уровня источников местного самоуправления. Конституция  РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя РФ. Она также содержит общие  принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для  всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также  закрепляет государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный  Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131. В Федеральном Законе о  местном самоуправлении 2003 г. значительно  изменена концепция местного самоуправления.

     На  уровне субъектов РФ общие вопросы  регулирования местного самоуправления обычно находят отражение в их конституциях и уставах, а также  специальных законах о местном  самоуправлении.

     Систему муниципальных правовых актов составляют уставы муниципального образования, решения, применяемые путем прямого волеизъявления граждан, акты представительного органа, главы муниципального образования, иных органов и должностных лиц.

     Федеральный Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  от 6 октября 2003 г. № 131 предусматривает  наличие такого источника муниципального права, как договоры и соглашения в области местного самоуправления.

     Правовые  основы местного самоуправления составляют также решения и правовые позиции  Конституционного Суда Российской Федерации, акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации местного самоуправления.

     И еще нужно отметить, что Российская Федерация исполняет нормы, предписанные международными актами, регулирующими  муниципально – правовые отношения. Это является одним из составных  элементов законодательной базы в России, т.к. сотрудничество с мировым  сообществом является очень важной составляющей российского законодательства.

 

     Список  использованных источников

     Нормативные и иные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12.12.1993// Рос. газ. – 1993. – 25 дек.
  2. Земельный Кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 06.10.2003№ 131 – ФЗ (ред. от 29.11.2010).
  4. О муниципальной службе: Федер. Закон Рос. Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ (действующая редакция).
  5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 12 июня 2002 г. № 67 – ФЗ.  
 

     Акты  судебной практики

  1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республике от 17 апреля 1996 г. ''О системе органов государственной власти Удмуртской Республики''»;
  3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1997 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда»;
  4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1997 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда»;
  6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального закона 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального закона 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ст. 80, 90, 93 и 94 Конституции Республики Коми от 31 октября 1994 г. ''Об органах исполнительной власти в республике Коми''»;
  9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 236-О «По запросу Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики о проверке конституционности пункта «е» ст. 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст. 2 и п. 3 ст. 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике»;
  10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. “О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области”».

     Литература

  1. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления Российской Федерации. / А.С. Автономов – М.: МЗ Пресс., 2002 г. С. 109–118.
  2. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. / В.И. Васильев — М.: «Формула права», 2005 г. С. 36 – 48.
  3. Волкова Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. /  Н.С. Волкова, Т.Я. Хабриева — М.: Норма, 2005г. С. 78 – 81.
  4. Дементьев А.Н. Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти // Центр — регионы — местное самоуправление / Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И. Рыженкова. — М.: СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2001г. С. 23 – 30.
  5. Игнатюк Н.А. «Муниципальное право: учебник для ВУЗов» / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2006 г. С. 230 – 233.
  6. Кокотов А.Н. Муниципальное право России: учебник для студентов высших учебных заведений. / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. - М.: Юристъ, 2005. - 383 стр.
  7. Кудинов О.А. Муниципальное право Российской Федерации. (Учебно-практ. пос.) / О.А. Кудинов. – М.: МЭСИ, 2003г. 120с.
  8. Кутафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 672 с.
  9. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. / М.Н. Марченко М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г. С. 181 – 190.
  10. Овчинников И.И. Муниципальное право России: Учебник. / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев —М.: Эксмо, 2007 г. С. 69 – 74.
  11. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. / Н.Л. Пешин — М.: Статут, 2007 г. С. 28 – 39.
  12. Саликов М.С. Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. М.С. Саликов. — М.: Издательство НОРМА, 2003 г. С. 101 – 106.
  13. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. / А.А. Сергеев — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. С 121 – 157.
  14. Чаннов С.Е. Муниципальное право. / С.Е. Чаннов — М.: Юрайт-Издат, 2006 г. С. 57 – 90.
  15. Чихладзе Л.Т. Правовые основы местного самоуправления в зарубежных странах // Современные проблемы экономики и политики, права и психологии, образования и науки. Сб. научн. статей МИЭМП. Ч. 1. / Л.Т. Чихладзе — М.: МИЭМП. 2007 г. 220 с.
  16. Европейская хартия о местном самоуправлении. открыта к подписанию 15 октября 1985 г.

Информация о работе Методы муниципального права