Муниципальная инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Целью данной курсовой работы является расширение, систематизация и закрепление знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Муниципальный менеджмент» и приобретение навыков самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в практической деятельности высококвалифицированных специалистов по специальности 080502.65 (экономика и управление в городском хозяйстве) в органах местного и государственного управления и предприятиях муниципального хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. Методологические основы муниципального управления…………………6
1.1. Сущность и содержание муниципального управления……………..6
1.2. Основные принципы муниципального управления…………….….10
2. Местное самоуправление России в переходный период (90-е годы xx века)…………………………………………………………………………………14
3. Муниципальная инвестиционная политика…………………………………20
3.1. Понятие и виды инвестиций………………………………………....20
3.2. Сущность муниципальной инвестиционной политики……………23
3.3. Недвижимое имущество и социальная сфера как объекты привлечения капитала на территорию города…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….....39

Работа содержит 1 файл

бееееее.docx

— 52.40 Кб (Скачать)

     Реализация  мероприятий по оздоровлению централизованных и децентрализованных финансов за счет средств Фонда развития муниципальных  финансов обеспечит рост бюджетных, а также ряда социально-экономических  показателей.

     3.2 Финансовая политика муниципального  образования.  

     Разрабатывая  свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное  образование может ставить перед  собой следующие цели:

     - обеспечить объем текущих расходов  бюджета, необходимых для достижения  качества жизни населения на  уровне не ниже, а по возможности  выше минимальных государственных  социальных стандартов;

     - обеспечить формирование бюджета  развития;

     - обеспечить через субъект Федерации  финансирование отдельных государственных  полномочий, возложенных на органы  местного самоуправления, а также  финансирование выполнения федеральных  и региональных законов; 

     - обеспечить обслуживание и погашение  долговых обязательств;

     - иметь сбалансированный бюджет.

     Для реализации этих целей муниципальное  образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета  и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.

     Увеличение  доходов местного бюджета может  происходить за счет внешних поступлений (увеличение размеров отчислений по регулирующим налогам, дотации, субвенции, финансирование участия в федеральных и региональных программах развития) и за счет внутренних источников.

     Возможности увеличения внешних источников достаточно ограничены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти является грамотное обоснование потребности  в бюджетных средствах как  на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных  полномочии и зашита этой потребности  перед субъектом РФ- При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Не- редки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона. Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть:

     - увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет  поддержки развития промышленности  и малого бизнеса на территории  муниципального образования:

     - повышение эффективности использования  муниципальной собственности, включая  собственность на землю и иные  природные ресурсы. В качестве  регуляторов могут выступать  ставки арендной платы за землю,  нежилые помещения и другое  имущество, их умелая дифференциация  в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

     - использование в отдельных случаях  заемных средств.

     Серьезной проблемой для обеспечения доходов  местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют  с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией.

     Источниками сокращения расходов бюджета являются:

     - повышение эффективности хозяйственной  деятельности муниципальных предприятий  и учреждений, снижение их дотационности, нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг, контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений;

     - регулирование цен и тарифов  на продукцию и услуга муниципальных  предприятий и учреждений, расширение  платности муниципальных услуг,  устранение необоснованных льгот  и привилегий:

     - привлечение частного капитала  к оказанию отдельных видов  муниципальных услуг, создание  эффективно действующей системы  муниципального заказа с использованием  конкурсов:

     - поддержка, а в отдельных случаях  прямое финансирование внедрения  ресурсосберегающих технологий  в муниципальном хозяйстве.

     Более подробно возможности и условия  использования перечисленных источников увеличения доходов и сокращения расходов местного бюджета будут  рассмотрены в последующих разделах работы.

     Важным  инструментом муниципальной финансовой политики является мониторинг финансового  положения муниципального образования  и прогнозирование на его основе финансовых потоков в зависимости  от изменения отдельных факторов. Для решения этой задачи предложено несколько вариантов компьютерных моделей. Так в Томске на практике используется компьютерная модель финансового  положения города, разработанная  в Рисерч Трайэнг инститьют, США. Модель предназначена для отработки вопросов планирования и контроля доходов и расходов бюджета. Она позволяет в определенной степени автоматизировать и формализовать процесс составления бюджета на очередной год. а также разрабатывать разные варианты привлечения заемных средств с определением долговой нагрузки на городские финансы.

     3.3 Доходы и расходы местного  самоуправления

     Доходы  местных бюджетов состоят из собственных, то есть закрепленных, и регулирующих. Они также могут включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

     К собственным доходам относятся:

     - местные налоги и сборы:

     - доли федеральных и региональных  налогов и акцизов, законодательно  закрепленные за местными бюджетами  на постоянной основе:

     - доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального  имущества, а также установленная  законодательством доля доходов  от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования:

     - платежи за пользование недрами  и природными ресурсами, установленные  в соответствии с федеральными  законами:

     - доходы от проведения муниципальных  займов и лотерей;

     - часть прибыли рентабельных муниципальных  предприятий;

     - доходы от муниципальных ценных  бумаг:

     - штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии  с законодательством;

     - государственная пошлина, установленная  федеральным законодательством;

     - отчисления в местный бюджет  от некоторых региональных налогов  и сборов;

     - отчисления от некоторых федеральных  налогов и сборов;

     - безвозмездные перечисления из  бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

     - доходы от имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

     - часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;

     - добровольные пожертвования

     - другие платежи, установленные  федеральными и региональными  законами.

     К регулирующим доходам относятся:

     - отчисления от федеральных и  региональных налогов, устанавливаемые  ежегодно (или на срок не менее  трех лет) законодательством субъектов  РФ для каждого муниципального  образования индивидуально в  целях бюджетного регулирования;

     - финансовая помощь в различных  формах.

     Особое  место в составе доходов местных  бюджетов занимают финансовые средства, передаваемые органами государственной  власти органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных  государственных полномочий, для  реализации федеральных и региональных законов (в основном связанных с  предоставлением социальных льгот  отдельным группам населения) или  для компенсации потерь, вызванных  решениями органов государственной  власти в процессе исполнения бюджета.

     Органы  местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы основная часть их доходов формировалась за счет собственных  источников. Однако фактически для  разных муниципальных образований  эта доля составляет от 10 до 50%. Бюджетное  регулирование со стороны субъекта РФ чаше всего сводится к выравниванию финансового положения муниципальных  образований региона, независимо от уровня их собственной доходов финансового  положения муниципальных образовании  региона, независимо от уровня их собственной  доходной базы. При такой ситуации в максимальном проигрыше оказываются  так называемые "города-доноры", которые вносят основной вклад в  формирование консолидированного бюджета  субъекта РФ. Для них становится выгодным иждивенчество и невыгодным наращивание собственной доходной базы, ибо это приведет на следующий  год к сокращению налоговых нормативов. В результате этого не увеличивается  размер консолидированного бюджета  субъекта РФ и с каждым годом становится все труднее обеспечивать финансирование действительно дотационных территорий.

     Основными статьями бюджета текущих расходов (без учета расходов на выполнение государственных полномочий) являются:

     - Финансирование муниципального  хозяйства. Различные муниципальные  образования расходуют на эти  цели от трети до половины  расходов бюджета. Столь значительная  доля этой статьи расходов  объясняется высокой дотационностью жилищно-коммунальной сферы и городского транспорта, наличием многочисленных социальных льгот для отдельных слоев населения.

     - Финансирование социально-культурной  сферы (образование, здравоохранение,  культура, социальная помощь и  др.). На эти цели расходуется  30-40% местного бюджета. Всего на  перечисленные два главных направления  тратится пятьдесят и более  процентов бюджетных расходов.

     - Расходы на управление.

     - Расходы, связанные с обслуживанием  и погашением муниципального  долга по займам и ссуда.

     - Ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов  муниципальной собственности, а  так же гражданской ответственности  и предпринимательского риска.

     - Прочие расходы, в том числе  непредвиденные.

     В бюджете текущих расходов могут  выделяться так называемые «защищенные» статьи, сокращение расходов по которым  недопустимо ни при каких обстоятельствах. К защищенным статьям обычно относятся расходы на заработную плату, на оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций, на питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), на медикаменты, на выплату пособий и компенсаций и др. Однако при существенном недовыполнении доходов бюджета сохранить в целости защищенные статьи не удается, о чем свидетельствуют массовые задержки выдачи заработной платы в бюджетных организациях. Ряд муниципальных образований уже отказался от выделения защищенных статей своих бюджетов.

     Средства  бюджета развития расходуются на капитальное строительство, капитальный  ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях экономического кризиса  и неплатежей по текущим расходам большинство муниципалитетов сегодня  не в состоянии сформировать бюджет развития и все имеющиеся у  них средства направляют на неотложные текущие нужды. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется за счет займов.

3.4 Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях

     Существенным  инструментом муниципальной финансовой политики может быть использование  финансово-кредитных отношений. В  соответствии с законом органы местного самоуправления вправе выпускать муниципальные  займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные  банки и другие финансово-кредитные  учреждения.

Информация о работе Муниципальная инвестиционная политика