Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие  понятие муниципального имущества  и эффективное управление им.
       Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач: 
     -раскрыть  понятие муниципальное имущество;
     -рассмотреть муниципальное имущество как экономическую категорию;
     -рассмотреть  виды распоряжения муниципальным  имуществом.
1.2.Муниципальное имущество как экономическая категория.
Важным 
аспектом нового подхода к развитию 
муниципальных образований 
В решении этих задач местные органы могут ориентироваться либо на собственные возможности, т.е. активно осуществлять поиск собственных источников удовлетворения потребностей населения, либо «выбивать» средства у региональных и федеральных органов власти.
Значительная часть вопросов, связанных с мобилизацией потенциала саморазвития, должна быть решена на уровне самих муниципальных образований. К таким вопросам относятся:
-осуществление 
комплекса мер по повышению 
эффективности управления 
-создание 
благоприятных условий для 
-разработка 
механизма регулирования 
-изыскание 
дополнительных возможностей 
Перечень этих мер, конечно не является исчерпывающим, но в настоящее время они наиболее приоритетные и реально осуществимые8.
Объекты 
муниципальной собственности , выступают 
экономической  основой местного 
самоуправления. Одновременно в них 
скрыты значительные возможности улучшения 
жизни населения  муниципального 
образования, т.к.  их функционирование 
связано с производством 
Во -первых, 
активно внедрять принцип долевого 
участия в собственности. Последнее 
характеризует новую форму 
Во вторых 
,передавать муниципальное имущество 
в хозяйственное использование 
юридическим и физическим лицам 
(предоставлять в аренду помещения, 
земельные участки и другие ресурсы, 
находящиеся в муниципальной 
собственности. Это дает муниципалитетам 
реализовывать право 
В –третьих , широко использовать муниципальную собственность в качестве залога для получения кредитов, гарантий на инвестиционные проекты.
В четвертых, 
формировать новые объекты 
Значительных 
успехов в коммерческом использовании 
муниципальной собственности 
Важным 
фактором реализации потенциала саморазвития 
муниципальных образований 
При формировании 
экономических основ местного самоуправления 
учитываются следующие 
1)принцип 
необходимости-определяет, что необходимо 
выделить в качестве 
2)принцип 
достаточности ресурсов 
3)принципа 
ограниченности ресурсов 
4)принцип инфраструктурной целостности;
5)принцип динамичности;
6)принцип гибкости-требует учитывать , что границы и размер муниципальной собственности изменяются при изменении условий хозяйствования, нормативно-правовой базы и других внешних факторов;
7)принцип невмешательства;
8)принцип 
экономической 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава2.Управление муниципальным имуществом.
2.1.Эффективность 
управления муниципальным 
В Конституции Российской Федерации говорится о самостоятельном владении , пользовании и распоряжении населением муниципальной собственностью ст .130, самостоятельном управлении(органами местного самоуправления) муниципальной собственностью ст.132.
Гражданский 
кодекс российской Федерации, определяя 
содержание права собственности, устанавливает 
что «собственнику принадлежит 
права владения , пользования и 
распоряжения своим имуществом».Слово 
«управление» употребляется в Гражданском 
кодексе РФ в оборотах « доверительное 
управление»; «оперативное управление».Применительно 
к действиям собственника в отношении 
имущества в Гражданском 
Под эффективным управление муниципальным имуществом принято понимать получение от него максимально возможной выгоды, понимаемой обычно как прямые доходы. В связи с этим , не устанавливая конкретных критериев эффективности, управление муниципальным имуществом считается эффективным если достигаются цели, в которых это имущество находится в муниципальной собственности и идет оценка сильных и слабых сторон тех или иных способов управления муниципальным имуществом с позиции максимального достижения этих целей.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципального образования может находиться только четыре категории имущества12:
1) имущество , предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом;
2)  имущество 
, предназначенное для 
3)  имущество 
, предназначенное для 
4)  имущество 
, необходимое для решения 
При этом 
органы местного самоуправления вправе 
самостоятельно решать какие виды  
муниципального   имущества  в 
пределах перечня, определенного законом, 
необходимы им для решения вопросов 
местного значения. В случае возникновения 
у  муниципальных  образований 
права собственности на  имущество 
, не относящееся ни к одной из 
вышеперечисленных категорий, указанное  
имущество  подлежит перепрофилированию 
(изменению целевого назначения  
имущества ) либо отчуждению. Органы местного 
самоуправления до 1 января 2009 года должны 
осуществить в порядке, предусмотренном 
законодательством о 
В связи с этим по-прежнему остается актуальной задача повышения эффективности использования муниципального имущества 13. Эту задачу необходимо решать, в частности, за счет обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, проведения государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности, вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, четкого разграничения и скоординированности полномочий всех структурных подразделений администрации города, участвующих в процессе управления недвижимостью, установления жесткого контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления .
Кроме того, необходимо создать методическое обеспечение эффективного управления , в основу которого должны быть положены научно обоснованные, достоверные оценки эффективности управления объектами муниципальной собственности. При этом необходимо выделить основные понятия эффективности управления муниципальным имуществом14 :
1. Экономическую  
эффективность , определяемую отношением 
доходов  муниципального  образования, 
получаемых за определенный 
2. Социальную  
эффективность , которая определяется 
отношением социальных 
3. Функциональная  
эффективность  системы  
2.2. Способы 
управления муниципальным 
Основными формами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом являются:
-передача в хозяйственное ведение;
-передача в оперативное управление;
-передача в пользование;
-передача в доверительное управление;
-передача в залог;
-приватизация.
В случаях, 
предусмотренных 
Основными критериями при выборе формы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом являются: