Муниципальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятие муниципального имущества и эффективное управление им.
Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач:
-раскрыть понятие муниципальное имущество;
-рассмотреть муниципальное имущество как экономическую категорию;
-рассмотреть виды распоряжения муниципальным имуществом.

Работа содержит 1 файл

Муниципальная собственность.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

1.2.Муниципальное  имущество как экономическая  категория.

Важным  аспектом нового подхода к развитию муниципальных образований является их ориентация на потенциал саморазвития, что ставит задачу выработки у  муниципалитетов менталитета самостоятельного экономического субъекта, который несет  ответственность за решение экономических  и социальных проблем и прежде всего за реализацию многообразных  потребностей населения в труде  и социальных благах локальной территории7.

В решении  этих задач местные органы могут  ориентироваться либо на собственные  возможности, т.е. активно осуществлять поиск собственных источников удовлетворения потребностей населения, либо «выбивать» средства у региональных и федеральных  органов власти.

Значительная  часть вопросов, связанных с мобилизацией потенциала саморазвития, должна быть решена на уровне самих муниципальных  образований. К таким вопросам относятся:

-осуществление  комплекса мер по повышению  эффективности управления объектами  муниципальной собственности;

-создание  благоприятных условий для успешной  конкуренции предприятий, осуществляющих  свою деятельность на территории  данного муниципального образования,  с иностранными производителями;

-разработка  механизма регулирования развития  всего социально-экономического  муниципального комплекса, то  есть рычагов воздействия на  предприятия иных форм собственности;

-изыскание  дополнительных возможностей для  пополнения доходной части бюджета.

Перечень  этих мер, конечно не является исчерпывающим, но в настоящее время они наиболее приоритетные и реально осуществимые8.

Объекты муниципальной собственности , выступают  экономической  основой местного самоуправления. Одновременно в них  скрыты значительные возможности улучшения  жизни населения  муниципального образования, т.к.  их функционирование связано с производством общественных  благ и услуг, а доходы поступающие  от муниципальной собственности, составляют одну из статей доходов местного бюджета. К сожалению, в настоящее время  муниципальная собственность приносит местному бюджету больше расходов, чем доходов. Массовая передача объектов социальной инфраструктуры от предприятий  на баланс муниципалитетам без соответствующего материально-технического и финансового  обеспечения привела почти к  их разрушенному состоянию. В этих условиях увеличение отдачи объектов муниципальной  собственности связано с реализацией  определенных организационно-экономических  механизмов, контуры которых очерчены действующим законодательством. В  рамках этих ограничений органы муниципального управления могут осуществлять широкий круг мер9.

Во -первых, активно внедрять принцип долевого участия в собственности. Последнее  характеризует новую форму приватизации муниципальной собственности,  и  будет являться дополнительным источником доходов муниципальной собственности. Использование принципа долевого участия  позволяет местным органам власти закладывать основы сделок с ценными  бумагами. Акции и другие ценные бумаги становятся движимым имуществом и объектом прав собственности органов  местного самоуправления.

Во вторых ,передавать муниципальное имущество  в хозяйственное использование  юридическим и физическим лицам (предоставлять в аренду помещения, земельные участки и другие ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности. Это дает муниципалитетам  реализовывать право собственника  виде получения части прибыли  от использования объектов муниципальной  собственности другими хозяйствующими субъектами.

В –третьих , широко использовать муниципальную  собственность в качестве залога для получения кредитов, гарантий на инвестиционные проекты.

В четвертых, формировать новые объекты муниципальной  собственности за счет применения к  предприятиям –должникам процедуры  банкротства, что дает возможность  получить в муниципальную собственность  их основных фондов за долги в бюджет.

Значительных  успехов в коммерческом использовании  муниципальной собственности добились администрации Нижнего Новгорода, Белгорода, муниципальное образование Московской , Владимирской и ряда других областей10.При этом учитывался не только принцип экономической эффективности, но и социальный фактор, т.е. определялось, каким образом отразится на уровне и качестве жизни населения расширения либо сужение сферы услуг, оказываемых субъектами муниципальной собственности.

Важным  фактором реализации потенциала саморазвития муниципальных образований является создание в их рамках рыночного пространства, благоприятной конкурентной среды, прежде всего для предприятий, производящих продукцию, аналогичную зарубежной.

При формировании экономических основ местного самоуправления учитываются следующие принципы:

1)принцип  необходимости-определяет, что необходимо  выделить в качестве муниципальной  собственности, чтобы реализовать  потребности населения;

2)принцип  достаточности ресурсов муниципального  образования –устанавливает, что  муниципальная собственность должна  обеспечивать реализацию основных  функций местного самоуправления;

3)принципа  ограниченности ресурсов территорией  муниципального образования;

4)принцип  инфраструктурной целостности;

5)принцип   динамичности;

6)принцип гибкости-требует учитывать , что границы и размер муниципальной собственности изменяются при изменении условий хозяйствования, нормативно-правовой базы и других внешних факторов;

7)принцип  невмешательства;

8)принцип  экономической самостоятельности  органов местного самоуправления  и другие11 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава2.Управление муниципальным имуществом.

2.1.Эффективность  управления муниципальным имуществом.

В Конституции  Российской Федерации говорится  о самостоятельном владении , пользовании  и распоряжении  населением муниципальной  собственностью ст .130, самостоятельном  управлении(органами местного самоуправления) муниципальной собственностью ст.132.

Гражданский кодекс российской Федерации, определяя  содержание права собственности, устанавливает  что «собственнику принадлежит  права владения , пользования и  распоряжения своим имуществом».Слово  «управление» употребляется в Гражданском  кодексе РФ в оборотах « доверительное  управление»; «оперативное управление».Применительно  к действиям собственника в отношении  имущества в Гражданском кодексе  использовано слово «распоряжаться».Исходя из этого под управлением муниципальным  имуществом можно понимать словосочетание распоряжение муниципальным имуществом.

Под эффективным управление муниципальным имуществом принято понимать получение от него максимально возможной выгоды, понимаемой обычно как прямые доходы. В связи с этим , не устанавливая конкретных критериев эффективности, управление муниципальным имуществом считается эффективным если  достигаются цели, в которых это имущество находится в муниципальной собственности и идет оценка сильных и слабых сторон тех или иных способов управления муниципальным имуществом с позиции максимального достижения этих целей.

Согласно  Федеральному закону «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» в собственности  муниципального  образования может находиться только четыре категории  имущества12:

1)  имущество  , предназначенное для решения  вопросов местного значения, установленных  данным Федеральным законом;

2)  имущество  , предназначенное для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3)  имущество  , предназначенное для обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления,  муниципальных  служащих, работников  муниципальных  предприятий и  учреждений;

4)  имущество  , необходимое для решения вопросов, право решения, которых предоставлено  органам местного самоуправления  федеральными законами и которые  не отнесены к вопросам местного  значения.

При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать какие виды  муниципального   имущества  в  пределах перечня, определенного законом, необходимы им для решения вопросов местного значения. В случае возникновения  у  муниципальных  образований  права собственности на  имущество , не относящееся ни к одной из вышеперечисленных категорий, указанное  имущество  подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения  имущества ) либо отчуждению. Органы местного самоуправления до 1 января 2009 года должны осуществить в порядке, предусмотренном  законодательством о приватизации, отчуждение или перепрофилирование  муниципального   имущества , не относящегося ни к одной из вышеперечисленных  категорий и находящегося в  муниципальной  собственности на день вступления в  силу указанного Федерального закона. Данные положения Федерального закона создают правовые гарантии, предусматривающие  использование  муниципальной  собственности  в целях удовлетворения потребностей населения  муниципального  образования. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в этом случае органы местного самоуправления лишаются дополнительных доходов, поступающих в местные  бюджеты от использования  муниципальной  собственности.

В связи  с этим по-прежнему остается актуальной задача повышения  эффективности  использования  муниципального   имущества 13. Эту задачу необходимо решать, в частности, за счет обеспечения полной инвентаризации объектов  муниципальной собственности, проведения государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности, вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, четкого разграничения и скоординированности полномочий всех структурных подразделений администрации города, участвующих в процессе  управления  недвижимостью, установления жесткого контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного  управления .

Кроме того, необходимо создать методическое обеспечение эффективного  управления , в основу которого должны быть положены научно обоснованные, достоверные оценки  эффективности   управления  объектами  муниципальной  собственности. При  этом необходимо выделить основные понятия  эффективности   управления   муниципальным   имуществом14 :

1. Экономическую   эффективность , определяемую отношением  доходов  муниципального  образования,  получаемых за определенный период  от принадлежащих ему объектов, к затратам на содержание, использование,  функционирование указанных объектов, обусловившим получение доходов,  включая затраты на  управление ;

2. Социальную  эффективность , которая определяется  отношением социальных результатов,  приносимых объектами  муниципальной   собственности за определенный  период, измеренных в денежном  выражении, к затратам на получение  этих результатов;

3. Функциональная  эффективность  системы  управления   муниципальной  собственностью, определяемая полнотой реализации  функций  управления , которая  может быть выражена в виде  соотношения набора реализуемых  функций  управления   муниципальной   собственностью к расходам на  управление  ею. Перечень функций   управления   муниципальной   собственностью может быть построен  на основе официальных положений,  регулирующих деятельность органов   управления   муниципальной   собственностью. Такой набор может  рассматриваться как нормативный.

2.2. Способы  управления муниципальным имуществом.

Основными формами владения, пользования и  распоряжения муниципальным имуществом являются:

-передача  в хозяйственное ведение;

-передача  в оперативное управление;

-передача  в пользование;

-передача  в доверительное управление;

-передача  в залог;

-приватизация.

В случаях, предусмотренных законодательством, могут применяться иные формы  использования муниципального имущества15.

Основными критериями при выборе формы владения, пользования и распоряжения муниципальным  имуществом являются:

Информация о работе Муниципальная собственность