Муниципальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятие муниципального имущества и эффективное управление им.
Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач:
-раскрыть понятие муниципальное имущество;
-рассмотреть муниципальное имущество как экономическую категорию;
-рассмотреть виды распоряжения муниципальным имуществом.

Работа содержит 1 файл

Муниципальная собственность.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

Введение.

Муниципальная собственность-это отношения между  экономическими субъектами муниципального образования по совместному владению, пользованию и распоряжению объектами  для обеспечения условий комплексного социально-экономического развития муниципального образования удовлетворению потребностей жителей местного сообщества.

Неоспоримым является тот факт, что муниципальная  собственность в том числе  муниципальное имущества, является одной из экономических основ  местного самоуправления, что отражено   и в европейской Хартии местного самоуправления, и в конституции Российской Федерации, и в Федеральном законе от 6 октября 2003Г.№131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальное имущество по факту существует с момента признания права муниципальной собственности и разграничения государственной собственности на федеральную, государственную субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и будет существовать поскольку, поскольку будет существовать местное самоуправление1.

Тема  курсовой работы является  актуальной , поскольку вопрос об эффективном  управлении муниципальным имуществом рассматривается как важнейший  аспект развития муниципального образования  в целом.

Целью данной курсовой работы является раскрытие  понятие муниципального имущества  и эффективное управление им.

       Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач:

     -раскрыть  понятие муниципальное имущество;

     -рассмотреть муниципальное имущество как экономическую категорию;

     -рассмотреть  виды распоряжения муниципальным  имуществом.

Объектом  исследования  в курсовой работе - выступает муниципальное имущество .

Предмет исследования- муниципальное имущество  как экономическая категория  и эффективность управления им.

Теоретическую основу работы составили исследования таких авторов, как: Игнатов В.Г., Николаев К.А ., Наумов С.Ю., Осипова И.Н., Радченко А. И.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Общее представление о муниципальном имуществе.

1.1.Понятие  муниципальное имущество.

 Муниципальная собственность-это отношения между экономическими субъектами муниципального образования по совместному владению, пользованию и распоряжению объектами для обеспечения условий комплексного социально-экономического развития муниципального образования удовлетворению потребностей жителей местного сообщества.

Муниципальная собственность-категория, имеющая в  своей основе динамические проявления. Она не просто характеризует принадлежность объекта определенному субъекту, а должна удовлетворять разнообразные потребности населения муниципальных образований, приносить реальную пользу местным сообществам. А это возможно лишь в том случае, если муниципальная собственность используется эффективно, то есть приносить стабильный доход, обеспечивая рост благосостояния граждан, и непрерывно создает соответствующий ее профилю продукт, воспроизводя все условия существования муниципальной социально-экономической системы.

Принимая  это во внимание, муниципальную собственность  можно определить как систему  отношений  по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления. Совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы.

Из данного  определения следует, что муниципальная  собственность всегда выступает  в двух взаимосвязанных проявлениях: как хозяйственно-имущественный(вещественный) и экономический(стоимостный) комплекс.

Федеральное законодательство выделяет муниципальную  собственность в самостоятельную  форму собственности, которая составляет экономическую основу местного самоуправления в России.

Действующая нормативно-правовая база дает полное представление об объектном и  субъектном составах муниципальной  собственности, что создает исходные предпосылки для реального формирования института муниципальной собственности в нашей стране.

Состав  имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципальных образований, складывающейся из вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и отдельных государственных полномочий, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления федеральным законодательством, законами субъектов РФ и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления2.

В ряде случаев органам местного самоуправления предписывается создание условий для предоставления определенных услуг населению, то их деятельность должна быть направлена на развитие определенной инфраструктуры, находящейся  в иных формах собственности. В зависимости от этого решается вопрос о возможности нахождения тех ил иных объектов имущества в муниципальной собственности.

Таким образом , в состав муниципального имущества  включается  только то имущество, которое  необходимо для выполнения полномочий органов местного самоуправлении как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого использования должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам. Однако не стоит забывать о том, что принятые в муниципальную собственность социально значимые объекты требуют постоянного финансирования. Успешная политика муниципализации должна приводить к наличию у муниципалитета значительной собственности, не только служащей целям городского благоустройства , но и приносящий доход в городской бюджет3.

В свою очередь муниципальная собственность  должна служить интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, получению неналоговых  доходов местными бюджетами, росту  экономического потенциала. Целесообразно  использовать одно и тоже имущество  в рамках решения различных вопросов местного значения, так как оно  часто бывает однородным и часто  эти полномочия пересекаются.

             К особенностям муниципальной собственности относятся следующие черты и свойства4:

1)обладает  общественным характером;

2)служит  основой независимости и самостоятельности  органов местного самоуправления;

3) основой  проводимой муниципальной политики;

4)основной  субъект-население муниципального  образования;

5)является  основным инструментом социальной  защиты и поддержки населения  муниципального образования, поскольку  включает в себя преимущественно  социальные объекты, многие из  которых остаются за пределами  рыночного сектора экономики;

6)использование  муниципальной собственности основывается  на принципах самоуправления, демократизма  и оптимального сочетания экономических  интересов.

Основные  виды муниципального имущества5:

1)имущество  , предназначенное для решения  вопросов местного значения;

2)имущество,  предназначенное для осуществления  отдельных полномочий , переданных  органам местного самоуправления:

-государственных  полномочий;

-полномочий  органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления  отдельных поселений, входящих  в состав муниципального района, вправе заключать соглашения  с органами местного самоуправления  муниципального района  о передаче  им части своих полномочий;

-имущество,  предназначенное  для обеспечения  деятельности органов и должностных  лиц местного самоуправления, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений;

-имущество,  необходимое для решения  вопросов, право решения которых предоставлено  органам местного самоуправления  федеральными законами и которые  не отнесены  к вопросам местного  значения.

Федеральный закон вслед за разграничением вопросов местного значения также разграничивает муниципальное имущество между  поселениями, муниципальными районами и городскими округами. Соответственно порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между различными типами муниципальных образований, а также порядок перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями должен быть утвержден Правительством  РФ.

С учетом особенностей муниципальной собственности  выделим ее специфические характеристики:

1)она обеспечивает нормальные условия выступает жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства;

2)часть  объектов производственной и  социальной инфраструктуры работает  на принципах коммерческого расчета  и укрепляет доходную базу  местного бюджета;

3)выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный и экономический стоимостной комплекс;

4)создает  механизм, позволяющий населению  муниципального образования реально  участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной  собственностью;

5)наличие  в достаточном размере муниципальной  собственности призвано обеспечить  стабильность  местной власти  и ее относительную независимость  от вышестоящих структур властной  иерархии;

6)используется  для реализации финансовых интересов  муниципалитета как собственника.

В качестве имущественно-хозяйственного комплекса  муниципальная собственность предоставляет  территориальному образованию конкретные товары и услуги: тепло, электроэнергию, транспортные услуги. Ценность муниципальной собственности в данном отношении измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть появится у муниципального образования в процессе ее активного использования.

Для того чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местных сообществ, осуществлялся непрерывно, органам  местного самоуправления постоянно  требуются дополнительные средства для такого воспроизводства.

Федеральный закон вслед за разграничением вопросов местного значения также разграничивает муниципальное имущество между  поселениями, муниципальными районами и городскими округами. Соответственно порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между различными типами муниципальных  образований, а также порядок  перераспределения имущества между  Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями  должен быть утвержден Правительством  РФ6.

Сложившаяся  в результате разграничения государственной  собственности и приватизации структура  имущественно-финансового комплекса  муниципальных образований характеризуется  преобладанием объектов, требующих  бюджетного финансирования со стороны  местного самоуправления. Это в условиях финансового кризиса практически  невыполнимо. Причем чем меньше муниципальное образование, тем больше доля в общем объеме муниципальной собственности указанных выше объектов и соответственно больше проблем с их содержанием и финансированием.

При разграничении  собственности особенно важно учитывать  тот факт, что она выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления определенных задач. В связи  с этим при разграничении собственности за органами местного самоуправления должны быть в обязательном порядке закреплены имущественные объекты и земельные участки , которые составляют инфраструктуру предметов ведения местного самоуправления. 

Информация о работе Муниципальная собственность