Управление муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Проблема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных.

Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня.

Содержание

Введение 3

1. Понятие, формирование, объекты и субъекты

муниципальной собственности 4

2. Система управления муниципальной собственностью 8

3. Нормативно-правовые основы управления муниципальной

собственностью 12

Тест 16

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

1852 муниц. управление вар. 10.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Понятие, формирование, объекты и субъекты

муниципальной собственности                                                                           4                         

2. Система управления муниципальной собственностью 8

3. Нормативно-правовые основы управления муниципальной

собственностью                                                                                                 12

Тест 16

Заключение 17

Список  использованной литературы 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных.

     Во-первых, ещё несколько лет назад такой  формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс  её становления продолжается и сегодня.

     Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ». Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.

     Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.

     Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности.  
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие, формирование, объекты и субъекты муниципальной собственности

     Понятие «муниципальная собственность» было введено  в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 года.

     Формирование  муниципальной собственности происходит на уровне субъектов РФ. В качестве примера можно привести Закон Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области». В нём закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности:

     1) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;

     2) путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;

     3) при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;

     4) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;

     5) при передаче объектов государственной собственности Московской области в муниципальную собственность в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;

     6) при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;

     7) при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;

     8) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;

     9) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством [9, с. 361].

     Согласно  статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

     На  основании этой статьи и других норм российского законодательства рассмотрим, кто является субъектом и что  является объектом права муниципальной  собственности

     Субъекты  права муниципальной  собственности

     Российское  законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений.

     Статья 130 Конституции Российской Федерации  закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

     Согласно  ст. 125 ГК и п. 2 ст. 29 «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» права собственника в  отношении муниципального имущества, входящего в состав муниципальной собственности,  осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно [12, с. 470].

     Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют  от своего имени самостоятельно. Но при этом собственником, а значит и субъектом права остается все  население муниципального образования.

     Объект  права муниципальной собственности

     Как уже отмечалось, согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям.  

     Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующий состав муниципальной собственности:

  • средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
  • имущество органов местного самоуправления;
  • муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
  • муниципальные предприятия и организации;
  • муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
  • муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;
  • муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
  • другое движимое и недвижимое имущество [9, с. 361].

     Общий подход к формированию состава объектов муниципальной собственности может основываться на принципе их соответствия исполняемым на уровне местного самоуправления функциям, которые прямо связаны с предметами ведения местного самоуправления, определенными федеральным законодательством.

     Все законы субъектов Российской Федерации  о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности.

     В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой  же объектный состав муниципальной  собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах  многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как:

  • унитарные предприятия, в том числе: транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора;
  • ценные бумаги (Московская область);
  • пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области);
  • объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области);
  • имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области) [16, с. 41].

     Более детально состав муниципальной собственности определяется в уставах муниципальных образований.  
 
 
 

2. Система управления муниципальной собственностью

     Рассмотрим  подходы по управлению муниципальной  собственностью, которые позволяют  органам местного самоуправления принимать  обоснованные решениям и  предполагают рассмотрение основных методов и принципов управления муниципальной собственностью.

     Выделяются  общие и частные принципы.

     Общие принципы определяют статус муниципального управления в системе местного самоуправления, его органов и должностных лиц, а так же  характер и содержание их деятельности.

     Частные – определяют  осуществление  отдельных функций управления.

     Существуют  четыре основных метода ведения муниципального хозяйства:

  • прямое управление;
  • муниципально-подрядная система;
  • муниципально-арендная система;
  • муниципальная концессия [8, с. 164].

     Прямое  управление

     При прямом управлении муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями.

     Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (муниципального образования в лице органов местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. А также правом собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия и запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.

     Органы  местного самоуправления вправе создавать муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся в муниципальной собственности.

     Муниципально-подрядная  система

     При муниципально-подрядной системе  строительство и выполнение определенных функций ведется не службами муниципалитета, а временно нанимаемыми на конкурсной основе частными подрядчиками, получающими часть прибыли.

     В российской Федерации этот метод  регулируется Федеральным законом  от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

     Муниципально-арендная система

     Применяется не с целью избавления органов  местного самоуправления от расходов по эксплуатации имущества, а лишь при  условии невозможности распорядиться  муниципальным имуществом более выгодным образом.

     Муниципальное имущество на определенный срок сдается  в аренду частным лицам. При этом муниципалитет на срок аренды полностью  отказывается от доходов, получаемых от использования сдаваемого имущества. Арендатор обычно занимается деятельностью, не связанной с выполнением поручений местных органов власти по решению тех или иных вопросов местного значения, что снижает возможности муниципального регулирования [11, с. 241].

Информация о работе Управление муниципальной собственности