Управление муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Проблема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных.

Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня.

Содержание

Введение 3

1. Понятие, формирование, объекты и субъекты

муниципальной собственности 4

2. Система управления муниципальной собственностью 8

3. Нормативно-правовые основы управления муниципальной

собственностью 12

Тест 16

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

1852 муниц. управление вар. 10.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Преимуществами  передачи в аренду являются появление  стабильного источника доходов и возможность использования объектов недвижимости в будущем для развития муниципального образования. Недостатками аренды считаются потеря возможных доходов в виде земельного налога, при фиксированной ставке возможны потери от инфляции.

     Обладая большим, чем у любого другого  собственника на данной территории объемом  ликвидного имущества, муниципалитет  способен диктовать свои условия  рынку: сдерживать рост и разброс  цен, задавать уровень корректности и стабильности договоров, снижать уровень произвола в отношении арендаторов со стороны частных владельцев недвижимости и т.д.

     Олицетворяя собой публичную власть, органы местного самоуправления обязаны:

  • регламентировать свою деятельность нормативно-правовыми актами;
  • действовать в интересах всех членов местного сообщества;
  • обеспечивать гласность и прозрачность своей деятельности.

     Отсюда  вытекает необходимость разработки местного нормативно-правового акта о порядке передачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, утверждения его местным представительным органом власти и доведения его до сведения всех заинтересованных лиц через средства массовой информации [8, с. 164].

     Муниципальная концессия

     Представляет  собой уступку муниципалитетом  на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хозяйство  в определенной сфере деятельности. Фактически, использование подобной системы означает неспособность муниципалитета вести ту или иную часть местного хозяйства.

     Сторонниками  такой системы являются исключительно  представители частного бизнеса. Концессия  муниципального имущества, строительства  муниципальных объектов, эксплуатации зданий экономически не эффективна и малопригодна в практике муниципального хозяйства. Считают противники этого метода [13, с. 203].

     Муниципальное образование должно индивидуально  подходить к данному методу управления муниципальной собственностью, исходя из соображений продуктивности с учетом возможных рисков.

     Какую бы форму управления органы местного самоуправления ни выбрали, они должны, стремится максимально сохранить управляемость имуществом на своей территории, однако искусственно сохранять неэффективное муниципальное имущество не следует.

     При выборе способа управления собственностью следует учитывать и отраслевую специфику. Например, при реорганизации муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) следует руководствоваться тем, что не всегда можно использовать рыночные механизмы.

     Выбор метода распоряжения муниципальным имуществом должен зависеть от возможности конкуренции на рынке конкретных услуг или же нецелесообразности, в том числе экономической, создания альтернативных предприятий.

     Все мероприятия, связанные с управлением муниципальным имуществом, должны быть увязаны как по срокам, так и по ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), а также, при решении проблем должны учитываться интересы развития местного сообщества и территории. Для этого нужна Программа повышения эффективности управления муниципальным имуществом [10, с. 187].

     Наряду с разработкой программы следует ужесточить всесторонний контроль над использованием муниципального имущества, продолжить работу по сокращению дебиторской задолженности в местный бюджет со стороны недобросовестных арендаторов муниципального имущества. 
 
 

3. Нормативно-правовые основы управления муниципальной собственностью

     Рассмотрим основные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые составляют основу правового регулирования отношений муниципальной собственности в нашей стране.

     К таким нормативным правовым актам  следует, в первую очередь,  отнести:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

     Основной  закон Российской Федерации наряду с другими наиболее важными сферами  жизни общества и государства  регулирует также отношения муниципальной  собственности. В частности, пункт 1 статьи 130  Конституции Российской Федерации гласит: «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [1].

     Одним из источников, регулирующих право муниципальной собственности, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В п. 1 ст. 215 даётся определение муниципальной собственности – «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям» [2].

     Анализ  статей Гражданского Кодекса Российской Федерации, касающихся отношений муниципальной  собственности, показывает, что имущество  муниципальных образований, принадлежащее  им на праве собственности, используется не только непосредственно муниципальным образованием через созданные им органы управления. Муниципальное имущество находится в ведении созданных городским или сельским поселением юридических лиц (муниципальных унитарных предприятий и учреждений). При этом главенствующая роль в осуществлении прав собственника остаётся за муниципальным образованием: это хорошо показано в статьях 294–296 ГК РФ, где описаны правомочия (и соответствующие ограничения) предприятий и учреждений в отношении принадлежащего им имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

       Пункт 1 статьи 126 Гражданского кодекса,  показывает защищённость, с одной  стороны, созданных собственником  юридических лиц, а с другой  – защищённость самого собственника  перед другими участниками гражданских правоотношений, в отношении которых у муниципального образования могут возникать определённые обязательства. В таком случае имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, сохраняется в собственности за муниципальным образованием независимо от долговых или иных обязательств.

     Отношения муниципальной собственности регулируются также действующим, Федеральным законом Российской Федерации. Одним из законов, регулирующих финансовые основы местного самоуправления, является Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со статьёй 28 закона, муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления. К тому же – в соответствии со статьёй 6 – владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесены к вопросам местного значения. Также закон отводит большую роль органам местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью» (п. 2 ст. 29) [16, с. 41].

     Финансовые  основы местного самоуправления регулируются также        Федеральным законом от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации». Здесь вопросы управления муниципальной собственностью рассматриваются в разрезе использования муниципального имущества в качестве источника доходов местного бюджета. В частности, пункт 3 статьи 7 закона – наряду с другими – к собственным доходам местных бюджетов относит:

  • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
  • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
  • не менее 50 процентов налога на имущество предприятий [6].

     Для наиболее полного изучения правовых основ управления муниципальной  собственностью необходимо рассмотреть также Федеральный закон от 24 июля 2008 г  № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», так как приватизация, будучи сложным и значительным процессом, «возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц» (ст. 1 закона), является довольно значительным аспектом взаимоотношений муниципальных образований (через создаваемые ими органы) с физическими и юридическими лицами, действующими на данной территории и зачастую являющимися собственниками. Покупателями муниципального имущества (по сути – участниками отношений, возникающих в ходе приватизации), в соответствии с пунктом 1 статьи 5 закона, могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и других лиц (в соответствии с законом).

     Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п.1 ст. 13) предусматриваются следующие способы приватизации муниципального имущества:

  • продажа муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа муниципального имущества без объявления цены;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления;
  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ [15, с. 33].
 
 
 
 

Тест

     Муниципальное имущество является:

1) разновидностью  акционерной собственности

2) разновидностью  кооперативной собственности

3) одной  из форм государственной собственности

4) частной  формой собственности

5) самостоятельной формой собственности.

     Ответ: 5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Муниципальная собственность и управление ею является одним из основных средств реализации социально-экономической политики муниципального образования, а также одним из предметов ведения органов местного самоуправления. Для эффективного управления собственностью необходимо объединить единой политикой комплексы административных, экономических и законотворческих действий. В конечном счете, целью управления муниципальной собственностью является обеспечение доходной части бюджета от использования муниципальной собственности и сокращение расходной части бюджета в целях решения социально-экономических проблем района и выполнение возложенных законом функций на муниципалитет.

     В целом для повышения эффективности  использования муниципального имущества важна разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований, оптимизация их территориальной организации, подготовка кадров, реклама наиболее привлекательных для инвестиций сфер деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Земельный Кодекс Российской Федерации
  4. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2009 - 2011гг.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ
  6. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 №126-ФЗ.
  7. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24.06.1999 N 119-ФЗ.
  8. Выдрин И.В. Муниципальное право России. - М.: Норма, 2005. – 164 с.
  9. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью. - М.: Дело, 2005. – 361 с.
  10. Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов. - М.: Финансы, 2008. – 187 с.
  11. Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: МГИУ, 2009 – 241 с.
  12. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» Издательство «Экмос», 2008. – 470 с.
  13. Черкасов Г.И. Общая теория собственности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 203 с.
  14. Щенникова Л.В. Способы эффективного управления муниципальной собственностью. Имущественные отношения в Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2009. – 364 с.
  15. Мулагаева З.З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. - №9.- 2008. - С. 33
  16. Шаломенцева Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного. Управления муниципальной собственностью // Конституционное и муниципальное право. - №6. – 2008. – С. 41
  17. Щепачев В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - №18. – 2008. – С. 17

Информация о работе Управление муниципальной собственности