Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;
3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования
1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный
2.1. Реестр муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества
2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию
3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования
3.2. Страхование муниципальной собственности
3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью проблемы и задачи.doc

— 915.00 Кб (Скачать)


2

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФИЛИАЛ В г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО КУРСУ: «Государственное и муниципальное управление»

 

НА ТЕМУ: «Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТУ  ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГРУППЫ:

Семенова Н.С.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

д.т.н., профессор

 

 

 

Великий Новгород

2011

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью

1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования             

1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью

2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный

2.1. Реестр муниципальной собственности             

2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества             

2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества             

2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию             

3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования

3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования             

3.2. Страхование муниципальной собственности             

3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий             

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях задачи, связанные с исследованием отношений муниципальной собственности, являются весьма актуальными для России. В связи с переходом к рыночным отношениям произошло обособление муниципальной собственности как особого вида публичной собственности, имеющего определенные отличия, как от иных форм публичной собственности, так и от частной собственности. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, является одним из наиболее важных элементов экономической основы местного самоуправления. Согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, состоящая из муниципального имущества, средств местных бюджетов и имущественных прав муниципальных образований.

Важно отметить, что назначение института муниципальной собственности заключается не в получении прибыли и выгоды, так как публичная власть не может вести предпринимательскую деятельность, а в удовлетворении интересов муниципального сообщества.

Решение задач, связанных с эффективным управлением объектами муниципального имущества, - одна из ключевых сторон деятельности органов местного самоуправления. Принципиальная особенность современного состояния муниципальной собственности заключается в том, что в преобладающей своей части она является доходопотребляющей, а не доходопроизводящей.

Степень разработанности темы. Проблемы права муниципальной собственности неоднократно обсуждались во многих научных трудах юристов и экономистов: Анимицы Е.Г., Велихова Л.А., Воронина А.Г., Григорьева В.В., Иванова В.В., Игнатова В.Г., Коробовой А.Н., Кошкина В.И., Львова Д.С., Лютенко А.А., Морозовой Т.Г., Осипова А.К., Остриной И.А., Руднева А.В., Татаркина А.И., Шишкина М.И., Боткина О.И., Некрасова В.И., Кузьбожева Э.Н., Павлова К. В. и других. Ими исследован и решен ряд теоретических и прикладных задач в сфере управления муниципальным хозяйственным комплексом.

Объектом исследования выступают экономические отношения, связанные с возникновением и осуществлением права муниципальной собственности.

Предметом исследования являются процессы взаимодействия в системе управления муниципальной собственностью.

Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.

Задачи исследования:

1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;

2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;

3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.

Информационную основу работы составили законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, законы и нормативные документы субъектов РФ и органов местного самоуправления г. Радужный, статистические сборники, труды отечественных и зарубежных экономистов по рассматриваемой теме.

Теоретической и методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории и методологии местного самоуправления, экономики муниципального образования, теории управления.

Методы исследования: библиографический, сравнительный, системный, ситуационный, анализ социально-экономических явлений.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в работе по дальнейшему совершенствованию экономического механизма регулирования осуществления права муниципальной собственности.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 


1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью

 

1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования

 

Право собственности муниципального образования в субъективном смысле представляет собой гарантированную государством и органами местного самоуправления возможность муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться в пределах предусмотренных законом, принадлежащим ему имуществом в целях удовлетворения жизненно важных потребностей населения муниципального образования, относящихся к вопросам местного значения, а также решения иных вопросов, делегированных органам местного самоуправления федеральными законами[1].

Муниципальная собственность образует экономическую базу местного самоуправления и гарантирую­щих его жизнеспособность. Владельцем государственной и муниципальной собственности выступает население конкретной территории. Несмотря на то, что в последнее время господствует мнение о крайней неэффективно­сти государственной и муниципальной собственности, ни одна страна мира пока не смогла обойтись без нее. В Китае, например, государственный сектор дает свыше 50% валового общественного продукта. В Японии на государственные предприятия приходится более 10% основных фондов и около 9% занятых в народном хозяй­стве. Последние обусловлены такими факторами, как государственная безопасность: безопасность функциони­рования отдельных объектов государственного значения, необходимость экологического равновесия, удовле­творение общественных потребностей в продукции (услугах), производство которой убыточно, добыча и хозяй­ственное использование нерентабельных ресурсов, решение крупных научно-технических, экономических, со­циальных, экологических и других задач государственного масштаба.

Как отмечает А.А. Простов, муниципальной собственности присущи две особенности[2]. Первая состоит в том, что она служит основой независимости и самостоятельного существования определенной территории как единого целого. Вторая - она служит основным инструментом социальной защиты населения вследствие их проживания на данной территории. Следовательно, муниципальная собственность выступает как гарант демократической организации общества.

Сущность муниципальной собственности реализуется в формировании муниципального собственника, или так называемого «муниципального образования». В настоящее время под муниципальным образованием понимается население административно-территориальной единицы, постоянно проживающее на ее территории, обладающее правом принимать участие в решении социально-экономических и других вопросов местного значения. Это относительно самостоятельная система, складывающаяся из территориальных, производственных, инфраструктурных подсистем народнохозяйственной целостности с присущими им экономическими отношениями и интересами. Муниципальные экономические интересы реализуются через средства местного бюджета, муниципальные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, жилой и нежилой фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта и другое имущество. Таким образом, в системе муниципального образования по объектному составу можно выделить три группы отношений муниципальной собственности: имущественные, земельные и финансово-бюджетные отношения. В качестве главных субъектов муниципального образования выступают: органы самоуправления, местные предприятия, домохозяйства, представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций. Объекты муниципальной собственности выступают материальной базой для производства муниципальных услуг и удовлетворения потребностей в общественных благах. Их можно классифицировать по разным признакам (табл. 1).

 

Таблица 1. Классификация объектов муниципальной собственности

Признаки

Содержание объектов муниципальной собственности

По состоянию имущества

- недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, коммуникации)

- движимое имущество (оборотные средства, доходы, поступления от местных налогов и сборов)

По

назначению объектов

- производственные (предприятия местной промышленности, ремонтные, строительные, эксплуатационные и т.п. предприятия)

- непроизводственные (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, спорта, отдыха и т.п.)

По степени доходности

- прибыльные

- бесприбыльные (бюджетные объекты)


 

В совокупности эти объекты представляет собой социальную муниципальную инфраструктуру. Сегодняшняя практика показывает, что муниципальная собственность носит явно выраженный инфраструктурный характер, т.е. она осуществляется в интересах всего местного населения.

Экономический механизм управления собственностью муниципального образования представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности муниципального образования[3].

Система управления муниципальной недвижимостью имеет свою специфику, определяемую в основном спецификой использования муниципальной недвижимости. Система организационно-экономических взаимоотношений в управлении муниципальной собственностью представлена в таблице 2.

 

Таблица 2. Система организационно-экономических взаимоотношений в управлении муниципальной собственностью

Субъекты муниципальной собственности

Владельцы муниципальной собственности

Население

Местные органы власти

МУП

Удовлетворение потребностей через потребление общественных благ и соц. помощи

Увеличение доходов местного бюджета для финансирования производства общественных благ и оказания соц. помощи

Производство общественных благ при максимальной экономии бюджетных ресурсов

Налоги, штрафы, платежи за муниципальные услуги, средства самообложения граждан, добровольные пожертвования

Создание объектов социальной и инженерной инфраструктуры, инвестиции в воспроизводство муниципальной собственности

Налоги, часть прибыли, штрафы

Потребление услуг

МУП

Использование полезных свойств муниципального имущества для реализации функции управления

Использование полезных свойств переданного муниципалитетом имущества путем производительного потребления его в качестве сырья, материалов, оборудования и т.д.

Распоряжение выплатами социального характера

Приватизация, передача в аренду, ликвидация

Реализация продукции своего предприятия; реализация, аренда, ликвидация имущества предприятия с разрешения местных органов власти

Через выборные органы

Непосредственное принятие решений по каждому элементу муниципальной собственности

Непосредственное принятие решений по определенному элементу муниципальной собственности

Информация о работе Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи