Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;
3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.
Введение
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования
1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный
2.1. Реестр муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества
2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию
3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования
3.2. Страхование муниципальной собственности
3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий
Заключение
Список использованной литературы
Одним из способов формирования муниципальной собственности является приобретение муниципалитетом имущества на стоимостной основе, необходимо сказать, что этот способ полностью зависит от финансового обеспечения муниципалитета в тот или иной период. Проблема заключается в том, что у органов местного самоуправления обязательств гораздо больше, чем финансовых возможностей. Однако для решения хозяйственных задач необходимо стабильное финансовое благополучие муниципального образования, в том числе и для приобретения имущества в муниципальную собственность, которая является экономической и правовой основой существования систем муниципального управления.
Таблица 8. Структура расходов на приобретение имущества, тыс. руб.
Период (год) | Всего расходов на приобретение имущества | В том числе | |||
Автомобили и другие транспортные средства | Объекты недвижимости | Оборудование и оргтехника | Прочее имущество | ||
2006 | 21975 | 6483 | 11600 | 3615 | 277 |
2007 | 39435 | 19726 | 15885 | 3441 | 383 |
2008 | 18323 | 12771 | 3981 | 1471 | 100 |
2009 | 26578 | 18524 | 5774 | 2134 | 145 |
В пределах средств, предусмотренных городским бюджетом, КУМИ от имени муниципального образования заключает договоры купли-продажи, связанные с приобретением в муниципальную собственность недвижимого и движимого имущества.
Дефицитность местного бюджета, нехватка средств для решения насущных проблем местной экономики, особенно в условиях кризиса, не способствуют применению этого способа для пополнения муниципальной собственности в полной мере. Можно только надеяться на его перспективность в дальнейшем развитии муниципальной экономики.
В смете доходов и расходов КУМИ, кроме расходов на приобретение муниципальной собственности, предусмотрены расходы, связанные с содержанием и управлением муниципальной собственностью.
Таблица 9. Приобретение муниципальной собственности, тыс. руб.
Период (год) | Всего расходов, связанных с содержанием и управлением муниципальной собственностью (тыс. руб.) | В том числе | |||||
Техническая паспортизация Объектов | Оценка объектов | Техническая и сан. эпидем. экспертиза объектов | Транспортный налог | Оплата госпошлины | Оплата прочих расходов | ||
2006 | 2679 | 1625 | 563 | 128 | 251 | 11 | 101 |
2007 | 3463 | 2133 | 421 | 320 | 229 | 127 | 233 |
2008 | 4120 | 2145 | 469 | 399 | 192 | 362 | 553 |
2009 | 3421 | 1781 | 389 | 331 | 159 | 301 | 459 |
В условиях недостаточной финансовой обеспеченности органов муниципального самоуправления большое значение приобретает экономное расходование муниципального бюджета, связанного с содержанием и управлением муниципальным имуществом.
Стратегическое партнерство муниципального образования ориентировано на возможность и способность органов местного самоуправления обеспечивать тесную социально-политическую и организационно-экономическую координацию деятельности субъектов хозяйствования и эффективного использования ресурсного потенциала территории, задействовать экономические возможности реализации муниципальной собственности при формировании бюджета региона, а также реализовать механизмы муниципального взаимодействия в системе управления для эффективного социально-экономического развития муниципального образования.
Стратегическое партнерство нужно также рассматривать как тактическое (по методам социального партнерского взаимодействия) и как потенциальное, то есть не используемое в настоящее время, но имеющее перспективу.
Таким образом, под стратегическим партнерством в системе муниципального взаимодействия следует понимать совокупность факторов, условий, определяющих целевые долгосрочные муниципальные формы взаимодействия партнеров региона в конкретных ситуациях, на основе социально-экономических интересов партнеров по мобилизации имеющегося кадрового и экономического потенциала региона при формировании привлекательности и предпосылок дальнейших перспектив развития территории региона.
Система управления муниципальной собственностью - комплексное понятие, включающее в себя как формирование рациональных форм хозяйствования по управлению эффективного использования собственности территории, так и формирование механизмов взаимодействия партнеров, вовлечения их потенциала в хозяйственный оборот для повышения конкурентоспособности и социально-экономического развития региона.
Таким образом, «система управления муниципальной собственностью» должна включать основные компоненты воспроизводства экономического потенциала на региональном уровне с учетом интенсификации использования собственности, а также формирование структурных составляющих этой системы - пять основных уровней управления муниципальной собственностью:
1) оперативного ресурсного управления собственностью (первый уровень);
2) функционального управления (второй уровень);
3) тактического управления (третий уровень);
4) стратегического управления (четвертый уровень);
5) политического управления (пятый уровень).
Управление использования собственности муниципального образования - это совокупность целенаправленных действий по стратегическому социальному партнерству и экономическому патернализму, ведущих к достижению и совершенствованию взаимосвязей между элементами единого целого процесса, состоящего из относительно обособленных процессов использования, охраны и воспроизводства составляющих элементов имущественного комплекса муниципального образования и преследующих цель реализации программы удовлетворения потребностей общественного производства и населения и достижения соответствующего уровня развития муниципального образования при одновременном сохранении природно-ресурсного потенциала.
Основной особенностью механизма стратегического партнерства и экономического патернализма в системе управления муниципальной собственностью является то, что, оно нацелено на перспективу и требует в процессе реализации учета большого количества взаимосвязанных социально-производственных и экономических факторов. В связи с этим, особенности стратегического управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании обусловлены тем, что оно представляет собой весьма сложную систему, так как:
- содержит большое количество элементов управления имущественным комплексом;
- изучает и учитывает огромное количество взаимосвязей и зависимости в системе взаимосвязи социально-производственных, экономических факторов;
- сложен процесс познания свойств стратегического социального партнерства и экономического патернализма в системе реализации имущественных отношений.
Именно система муниципального взаимодействия рассматривается через соотношения социально-экономического партнерства и социально-экономического патернализма при реализации имущественных отношений в рамках развития муниципального образования. В системе муниципального взаимодействия экономический патернализм отражает специфическую форму экономических отношений между субъектами имущественных отношений по поводу реализации муниципальной собственности, выражающуюся в предоставлении патерналистской помощи юридическим и физическим лицам со стороны субъектов, стоящих на более высоком уровне. Отличительной особенностью понимания экономического патернализма на уровне муниципального образования является его объективно-субъективный характер, который проявляется в том что:
- патернализм объективно необходим и существует в экономических системах муниципальных отношениях как способ снижения социальных противоречий, ибо он «достраивает» систему экономических отношений в тех областях человеческой деятельности, в которых отсутствует в достаточном виде собственные экономические регуляторы и стимулы;
- патернализм сознательно выбирается в качестве метода управления социально-экономических отношений;
- патернализму присуща двойственность содержания, ибо он характеризует как специфическую форму социально-экономических отношений, так и социально-экономический институт взаимодействия.
Проведенный анализ подходов определения социального партнерства и экономического патернализма выявил не только большое их разнообразие, но и существенные различия в оценках качеств этих явлений: от достаточно негативных до вполне позитивных. В основу сравнительной оценки данных явлений положена система (табл. 10) пяти признаков: цель, уровень явления, форма, сфера и субъекты его реализации. Разработанная оценка позволяет, с нашей точки зрения, не только расширить представление об этих явлениях, но и реализовать системный подход к исследованию процессов реализации имущественных отношений на муниципальном уровне.
Таблица 10. Классификация социального партнерства и экономического патернализма в системе имущественных отношений муниципального образования
Признак классификации | Социальное партнерство | Экономический патернализм |
Цель | Регулирование эффективности хозяйственных отношений. Защита муниципальных интересов. Поддержка обеспечения конкурентоспособности и социальной защиты со стороны МО. | Регулирование социально-экономического положения. Защита экономических интересов. Повышение уровня жизни и уровня доверия к властным (управленческим) структурам. |
Уровень | Региональный. Муниципальный | Государственно-региональный, муниципальный. Внутрифирменный. |
Сфера реализации отношений | Производство. Распределение | Производство. Распределение. Обмен. Потребление |
Форма реализации отношений | Договорные хозяйственные отношения | Безвозмездные соц. услуги. Материальная и денежная помощь |
Субъекты явления | Партнеры хозяйствования | Социально незащищенные и социально необходимые |
Информация о работе Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи