Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;
3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования
1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный
2.1. Реестр муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества
2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию
3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования
3.2. Страхование муниципальной собственности
3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью проблемы и задачи.doc

— 915.00 Кб (Скачать)

Одним из способов формирования муниципальной собственности является приобретение муниципалитетом имущества на стоимостной основе, необходимо сказать, что этот способ полностью зависит от финансового обеспечения муниципалитета в тот или иной период. Проблема заключается в том, что у органов местного самоуправления обязательств гораздо больше, чем финансовых возможностей. Однако для решения хозяйственных задач необходимо стабильное финансовое благополучие муниципального образования, в том числе и для приобретения имущества в муниципальную собственность, которая является экономической и правовой основой существования систем муниципального управления.

 

Таблица 8. Структура расходов на приобретение имущества, тыс. руб.

Период (год)

Всего расходов на приобретение имущества

В том числе

Автомобили и другие транспортные средства

Объекты недвижимости

Оборудование и оргтехника

Прочее имущество

2006

21975

6483

11600

3615

277

2007

39435

19726

15885

3441

383

2008

18323

12771

3981

1471

100

2009

26578

18524

5774

2134

145


 

В пределах средств, предусмотренных городским бюджетом, КУМИ от имени муниципального образования заключает договоры купли-продажи, связанные с приобретением в муниципальную собственность недвижимого и движимого имущества.

Дефицитность местного бюджета, нехватка средств для решения насущных проблем местной экономики, особенно в условиях кризиса, не способствуют применению этого способа для пополнения муниципальной собственности в полной мере. Можно только надеяться на его перспективность в дальнейшем развитии муниципальной экономики.

В смете доходов и расходов КУМИ, кроме расходов на приобретение муниципальной собственности, предусмотрены расходы, связанные с содержанием и управлением муниципальной собственностью.

 

Таблица 9. Приобретение муниципальной собственности, тыс. руб.

Период (год)

Всего расходов, связанных с содержанием и управлением муниципальной собственностью (тыс. руб.)

В том числе

Техническая паспортизация Объектов

Оценка объектов

Техническая и сан. эпидем. экспертиза объектов

Транспортный налог

Оплата госпошлины

Оплата прочих расходов

2006

2679

1625

563

128

251

11

101

2007

3463

2133

421

320

229

127

233

2008

4120

2145

469

399

192

362

553

2009

3421

1781

389

331

159

301

459


 

В условиях недостаточной финансовой обеспеченности органов муниципального самоуправления большое значение приобретает экономное расходование муниципального бюджета, связанного с содержанием и управлением муниципальным имуществом.

 

 

 


3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования

 

3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования

 

Стратегическое партнерство муниципального образования ориентировано на возможность и способность органов местного самоуправления обеспечивать тесную социально-политическую и организационно-экономическую коорди­нацию деятельности субъектов хозяйствования и эффективного использования ресурсного потенциала территории, задействовать экономические возмож­ности реализации муниципальной собственности при формировании бюджета региона, а также реализовать механизмы муниципального взаимодействия в системе управления для эффективного социально-экономического развития муниципального образования.

Стратегическое партнерство нужно также рассматривать как тактическое (по методам социального партнерского взаимодействия) и как потенциальное, то есть не используемое в настоящее время, но имеющее перспективу.

Таким образом, под стратегическим партнерством в системе муници­пального взаимодействия следует понимать совокупность факторов, условий, определяющих целевые долгосрочные муниципальные формы взаимодействия партнеров региона в конкретных ситуациях, на основе социально-экономических интересов партнеров по мобилизации имеющегося кадрового и экономического потенциала региона при формировании привлекательности и предпосылок дальнейших перспектив развития территории региона.

Система управления муниципальной собственностью - комплексное понятие, включающее в себя как формирование рациональных форм хозяйство­вания по управлению эффективного использования собственности территории, так и формирование механизмов взаимодействия партнеров, вовлечения их потенциала в хозяйственный оборот для повышения конкурентоспособности и социально-экономического развития региона.

Таким образом, «система управления муниципальной собственностью» должна включать основные компоненты воспроизводства экономического потенциала на региональном уровне с учетом интенсификации использования собственности, а также формирование структурных составляющих этой сис­темы - пять основных уровней управления муниципальной собственностью:

1) оперативного ресурсного управления собственностью (первый уровень);

2) функционального управления (второй уровень);

3) тактического управления (третий уровень);

4) стратегического управления (четвертый уровень);

5) политического управления (пятый уровень).

Управление использования собственности муниципального образования - это совокупность целенаправленных действий по стратегическому социальному партнерству и экономическому патернализму, ведущих к достижению и совер­шенствованию взаимосвязей между элементами единого целого процесса, состоящего из относительно обособленных процессов использования, охраны и воспроизводства составляющих элементов имущественного комплекса муниципального образования и преследующих цель реализации программы удовлетворения потребностей общественного производства и населения и достижения соответствующего уровня развития муниципального образования при одновременном сохранении природно-ресурсного потенциала.

Основной особенностью механизма стратегического партнерства и экономического патернализма в системе управления муниципальной собственностью является то, что, оно нацелено на перспективу и требует в процессе реализации учета большого количества взаимосвязанных социально-производственных и экономических факторов. В связи с этим, особенности стратегического управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании обусловлены тем, что оно представляет собой весьма сложную систему, так как:

- содержит большое количество элементов управления имущественным комплексом;

- изучает и учитывает огромное количество взаимосвязей и зависимости в системе взаимосвязи социально-производственных, экономических факторов;

- сложен процесс познания свойств стратегического социального партнерства и экономического патернализма в системе реализации имущественных отношений.

Именно система муниципального взаимодействия рассматривается через соотношения социально-экономического партнерства и социально-экономи­ческого патернализма при реализации имущественных отношений в рамках развития муниципального образования. В системе муниципального взаимо­действия экономический патернализм отражает специфическую форму экономических отношений между субъектами имущественных отношений по поводу реализации муниципальной собственности, выражающуюся в предоставлении патерналистской помощи юридическим и физическим лицам со стороны субъектов, стоящих на более высоком уровне. Отличительной особенностью понимания эконо­мического патернализма на уровне муниципального образования является его объективно-субъективный характер, который проявляется в том что:

- патернализм объективно необходим и существует в экономических системах муниципальных отношениях как способ снижения социальных противоречий, ибо он «достраивает» систему экономических отношений в тех областях человеческой деятельности, в которых отсутствует в достаточном виде собственные экономические регуляторы и стимулы;

- патернализм сознательно выбирается в качестве метода управления социально-экономических отношений;

- патернализму присуща двойственность содержания, ибо он характеризует как специфическую форму социально-экономических отношений, так и социально-экономический институт взаимодействия.

Проведенный анализ подходов определения социального партнерства и экономического патернализма выявил не только большое их разнообразие, но и существенные различия в оценках качеств этих явлений: от достаточно негативных до вполне позитивных. В основу сравнительной оценки данных явлений положена система (табл. 10) пяти признаков: цель, уровень явления, форма, сфера и субъекты его реализации. Разработанная оценка позволяет, с нашей точки зрения, не только расширить представление об этих явлениях, но и реализовать системный подход к исследованию процессов реализации имущественных отношений на муниципальном уровне.

 

Таблица 10. Классификация социального партнерства и экономического патернализма в системе имущественных отношений муниципального образования

Признак классификации

Социальное партнерство

Экономический патернализм

Цель

Регулирование эффектив­ности хозяйственных отно­шений. Защита муниципаль­ных интересов. Поддержка обеспечения конкуренто­способности и социальной защиты со стороны МО.

Регулирование социально-эконо­мического положения. Защита эко­номических интересов. Повыше­ние уровня жизни и уровня доверия к властным (управлен­ческим) структурам.

Уровень

Региональный. Муниципальный

Государственно-региональный, му­ниципальный. Внутрифирменный.

Сфера реализации отношений

Производство. Распределение

Производство. Распределение. Обмен. Потребление

Форма реализации отношений

Договорные хозяйственные отношения

Безвозмездные соц. услуги. Материальная и денежная помощь

Субъекты явления

Партнеры хозяйствования

Социально незащищенные и социально необходимые

Информация о работе Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи