Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;
3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования
1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный
2.1. Реестр муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества
2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию
3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования
3.2. Страхование муниципальной собственности
3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью проблемы и задачи.doc

— 915.00 Кб (Скачать)

 

Как показывает анализ отчетных данных за период с 2006 по 2009 год произошел рост доходов городского бюджета от использования имущества (рис. 2).

Рис. 2. Сумма доходов от использования имущества

 

Конкретные параметры слагаемых доходов от использования муниципального имущества за период 2006-2009 гг. (табл. 6).

 

Таблица 6. Структура доходов от использования муниципального имущества за период 2006-2009 гг.

Период (год)

Всего доходов от использования имущества (тыс. руб.)

В том числе

Аренда имущества

Продажа имущества

Аренда земельных участков

Прочие поступления от использования имущества

2006

89802

22331

19750

46260

1461

2007

113100

19086

35678

52028

6308

2008

139040

14155

36051

81776

7058

2009

170129

13321

15965

130849

9993


 

Удельный вес основных доходов от использования имущества в общей сумме доходов за 2006-2009 год:

1. Доход от сдачи в аренду объектов муниципального фонда.

2. Доход от приватизации и продажи имущества.

3. Доход от сдачи в аренду земельных участков.

4. Прочие поступления от использования имущества.

Рассмотрим более подробно основные три составляющие доходов от использования имущества.

1. Доход от сдачи в аренду объектов муниципального фонда - наиболее простой и эффективный способ получения доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Не являясь монополистом на рынке недвижимости, но обладая большим объемом недвижимости, передаваемой в аренду, муниципалитет мог влиять на рынок: регулировать рост цен, задавать уровень стабильности договоров, снижать произвол частных арендодателей.

Однако положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установили новые принципы формирования муниципальной собственности. Согласно данным принципам в муниципальной собственности может находиться только имущество, предназначенное для решения публичных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований. Нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131 предусматривают, что органы местного самоуправления до 1 января 2009 года должны были осуществить в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131.

На лицо неуклонное снижение удельного веса доходов от сдачи в аренду муниципального имущества по мере приближения к дате 1 января 2009 года. Если в 2006 году он составлял 25% от общей суммы доходов от использования имущества, в 2007 году - 17%, то в 2008 году - всего 10%.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» арендаторами муниципального имущества в городе являются представители малого предпринимательства. Муниципальная собственность используется как инструмент создания привлекательных условий для развития малого бизнеса. Имущество сдается арендаторам на льготных условиях, что способствует не только созданию новых производств, но и гарантирует в перспективе рост доходности территорий муниципальных образований, однако снижает рост доходов в бюджет города от использования муниципального имущества. Так, за 9 месяцев 2009 года от сдачи в аренду имущества в бюджет города поступили 4575 тыс. рублей, что в 3 раза меньше поступлений за аналогичный период 2006 года.

2. Доход от приватизации и продажи имущества. В 2007 и 2008 году сумма доходов от приватизации муниципального имущества почти вдвое превысила сумму доходов за 2006 год, что обусловлено выполнением до 1 января 2009 года требований, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131. Однако доходы от приватизации имущества относятся к так называемым невозобновляемым доходам. Продажа имущества не может являться постоянным источником доходов в местную казну. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры доходов от приватизации за 9 месяцев 2009 года - всего 5483 тыс. рублей. С принятием Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъектам малого и среднего бизнеса созданы льготные условия приватизации арендуемого имущества. Арендатор имеет право воспользоваться преимуществом на приобретение такого имущества по рыночной цене с оплатой в рассрочку. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества. Поэтому потери доходов местных бюджетов от приватизации муниципального имущества - неизбежны.

Прогнозный план доходов от продажи имущества на 2010-2012 гг. представлен на рис. 3.

Рис. 3. Прогнозный план доходов от продажи имущества на 2010-2012 гг.

 

Но стоит отметить, что потери бюджета от продажи имущества в рассрочку по рыночной стоимости и без проведения аукционов будут компенсированы созданием дополнительных рабочих мест, бюджетными налоговыми доходами от сохраненных субъектов предпринимательства, что оказывает немаловажный социальный эффект. В данном случае социальная значимость гораздо важнее, чем экономическая! Неважно, что в конечном итоге, на сколько тысяч больше или меньше получит бюджет муниципалитета по сравнению с тем, насколько важно, чтобы сохранились эти малые компании и продолжали свою работу.

3. Доход от сдачи в аренду земельных участков составляет основную часть доходов от использования имущества. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством в городской доход поступают средства от арендной платы за земельные участки, не только находящиеся в муниципальной собственности, но и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключения договоров аренды указанных земельных участков.

Общая площадь земель муниципального образования городской округ город Радужный составляет 16910 га. По состоянию на сентябрь 2009 года учтено 5479 земельных участков, предоставляемых юридическим и физическим лицам на праве аренды, собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, общая площадь которых 852,2 га.

По состоянию на отчетную дату действует 2545 договоров аренды земельных участков общей площадью 636,9 га.

По мере уменьшения доходов от арендной платы и приватизации муниципального имущества удельный вес доходов от сдачи в аренду земельных участков растет (табл. 7).

 

Таблица 7. Доходы от сдачи в аренду земельных участков

Период (год)

Всего доходов от использования от сдачи в аренду имущества (тыс. руб.)

В том числе доходы от сдачи в аренду земельных участков

Удельный вес доходов земельных участков к общей сумме доходов от использования имущества

2006

89802

46260

52%

2007

113100

52028

46%

2008

139040

81776

59%

2009

170129

130849

77%


 

В целях осуществления контроля за использованием земельных участков, устранения имеющихся нарушений администрацией города совместно с территориальным отделом Управления Роснедвижимости по ХМАО - Югре по г. Радужный были проведены 59 проверок земельных участков общей площадью 2,7 га. Сформированы 59 дел о нарушении земельного законодательства общей площадью 2,0 га. Наложены штрафы на сумму 99,9 тыс. руб., взысканы 67,2 тыс. рублей.

 

 

2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию

 

Извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета, является одной из основных целей управления муниципальной собственностью.

Кроме того, муниципальная собственность призвана выполнять ряд других немаловажных функций. Первая состоит в том, что муниципальная собственность служит основой экономической самостоятельности местного самоуправления. Наличие муниципальной собственности закрепляет за местным самоуправлением исключительное право монопольного производства некоторых продуктов и услуг и выполнения работ именно для данного территориального сообщества. Обеспечение населения товарами и услугами через муниципальный сектор экономики осуществляется часто по более низким ценам, для частных предприятий, а иногда и на бесплатной основе. Наличие муниципальной собственности способствует укреплению позиций местного самоуправления и позволяет сформировать для жителей данного территориального сообщества тот набор доступных благ и льгот, который не будет ущемлять их гражданские свободы и поддерживать приемлемый уровень жизни на данной территории.

Вторая важная функция муниципальной собственности заключается в том, что она служит основным инструментом социальной защиты и поддержки населения города. Обеспеченность муниципальным жильем, функционирование детских и образовательных учреждений, местные льготы при оплате коммунальных услуг, целевая поддержка нуждающихся и малообеспеченных позволяют поддерживать определенные социальные стандарты жизни людей. Муниципальная собственность является экономической основой муниципального образования, необходимым элементом рыночного хозяйства, поскольку позволяет производить жизненно важные товары и услуги при минимальных для населения затратах и обеспечивает гарантию воспроизводства местных ресурсов в соответствии с социальными нормативами и приоритетами данной территории. Поэтому формирование муниципальной собственности объективно необходимо в условиях становления и развития демократически устроенного государства с многосекторной рыночной экономикой.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи