Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;
3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования
1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный
2.1. Реестр муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества
2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию
3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования
3.2. Страхование муниципальной собственности
3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью проблемы и задачи.doc

— 915.00 Кб (Скачать)

Город окружного значения Радужный в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2004 года № 43-оз «Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке его изменения»[20] является административно-территориальной единицей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, непосредственно входящей в состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Город Радужный в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2004 года № 63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»[21] является муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделенным статусом городского округа.

Границы муниципального образования город Радужный установлены Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2004 года № 63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Герб города Радужный утвержден решением Думы города от 26.06.2000 № 371 зарегистрирован в Государственном Геральдическом Совете при Президенте Российской Федерации и внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 609.

Флаг города Радужный утвержден решением Думы города от 26.06.2000 № 371, зарегистрирован в Государственном Геральдическом Совете при Президенте Российской Федерации и внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 610.

Структура органов местного самоуправления города Радужный сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ. Структуру органов местного самоуправления города составляют:

1) представительный орган муниципального образования - Дума города Радужный;

2) глава муниципального образования - глава города Радужный;

3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Радужный;

Главы муниципальных образований и депутаты представительных органов избирались на муниципальных выборах на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Структуру местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Главой муниципального образования город Радужный является глава города. Глава города является высшим должностным лицом города Радужный, наделенным настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава города избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Представительным органом муниципального образования город Радужный является Дума города. Дума города избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является администрация города.

Администрацией города руководит глава города на принципах единоначалия. Администрация города обладает правами юридического лица и является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Структура администрации города утверждается Думой города по представлению главы города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) органы администрации города.

Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Основными элементами организационной структуры обеспечения местного самоуправления выступают вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления по их разрешению, дополнительные права и обязанности, а также система и структура таких органов.

В соответствии с нормой ст. 6 Устава города Радужный, к вопросам местного значения города Радужный относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; и другие вопросы (всего - 32).

Согласно ст. 37 Устава города Радужный, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в собственности города Радужный имущество, средства бюджета городского округа, а также имущественные права города Радужный.

В соответствии с ст. 38 Устава города Радужный, в собственности города может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц в границах города Радужный;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах города Радужный, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах города;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

8) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории города муниципальной милицией;

9) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

10) имущество, предназначенное для оказания на территории города скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

11) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

12) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории города мест захоронения и организации ритуальных услуг;

14) библиотеки и библиотечные коллекторы;

15) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры;

16) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах города;

17) имущество, предназначенное для развития на территории города массовой физической культуры и спорта;

18) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории города, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

19) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

20) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности города в соответствии с федеральными законами;

21) обособленные водные объекты на территории города;

22) леса, расположенные в границах города;

23) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города.

В собственности города также может находиться имущество, предназначенное:

1) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

2) для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с решениями Думы города.

Таким образом, особенность правового режима муниципального имущества заключается в том, что оно предназначено, прежде всего, для решения вопросов местного значения, перечень которых установлен федеральным законом.

 

 

 

 


2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный

 

2.1. Реестр муниципальной собственности

 

Город Радужный берет свое начало от рабочего поселка Радужный, основанного 22 февраля 1982 года. Муниципальное образование город Радужный - город окружного значения, получивший статус города в 1985 году. Устав муниципального был принят Думой города и вступил в силу 21 июня 1996 года.

Город Радужный расположен на северной широте. Город располагает 6150 гектарами лесного фонда, где произрастают кедр, сосна, ель, пихта, береза и осина. Общий запас древесины составляет 461 тыс. куб. метров.

В промышленной зоне города ведется разработка одиннадцати нефтегазовых месторождений. Добыча нефти и газа ведется на месторождениях: Северо-Варьеганском, Бахиловском, Северо-Хохряковском, Верхне-Колик-Еганском, Сусликовском, Варьеганском, Калиновом, Новоаганском, Тагринском, Западно-Варьеганском, Варынском.

Население города на первое января 2010 года составляет 46 тысяч человек.

Для решения вопроса об эффективном управлении муниципальной собственности в октябре 2004 года комитет по землепользованию, природопользованию и экологии был присоединен к комитету по управлению муниципальным имуществом и стал его структурным подразделением. Данное присоединение является неоспоримым преимуществом при решении вопросов по управлению имуществом и земельными ресурсами на территории муниципального образования.

Вопросы управления муниципальным имуществом включают в себя следующее:

- учет муниципального имущества;

- управление имуществом через муниципальные учреждения и предприятия;

- управление акциями, вкладами, долями, находящимися в муниципальной собственности;

- управление имуществом муниципальной казны.

Для эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности в первую очередь необходим достоверный и оперативный учет данных, позволяющий видеть объективную картину происходящего и принимать наиболее правильные решения. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не определены единые требования к порядку ведения реестров муниципального имущества, а также порядок учета муниципального имущества, в том числе имущества муниципальной казны, которое не закрепляется за муниципальными предприятиями и организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. В связи с этим возникают споры относительно возможности его налогообложения, а также отражения в бухгалтерском учете. Главная проблема при построении системы учета муниципального имущества состоит в отсутствии единой информационной среды. В настоящее время в комитете сформированы четыре информационных направления для учета муниципальной собственности. Реестровый учет и учет аренды муниципального имущества осуществляется посредством автоматизированной информационно-расчетной системы «Управление муниципальным имуществом», учет аренды земельных участков и прочих доходов осуществляется в оборотных ведомостях электронной книги Microsoft Office Excel, так же формируется новая база данных в программном комплексе по учету земельных и имущественных отношений «SAUMI», бюджетный учет имущества казны осуществляется в программе «Парус». Каждая из задействованных в учете программ ведет учет в соответствии со своими внутренними правилами. Имеющиеся базы данных зачастую несопоставимы, формируемые отчетные данные различны и не всегда соответствуют предъявляемым требованиям, поэтому для соблюдения общих методологических принципов бюджетного учета специалисты КУМИ вынуждены самостоятельно разрабатывать формы учетных регистров с использованием электронных таблиц Microsoft Office Excel и заполнять их вручную. Однако задачи эффективного управления имуществом обладают чрезвычайной информационной сложностью, и их решение лежит на пути построения единой методологии учета, что может быть обеспечено только путем применения современных информационных технологий.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи