Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение муниципальной собственности в системе управления имущества муниципального образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2) провести анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный;
3) выявить пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие, принципы и механизм управления собственностью муниципального образования
1.2. Правовые основы управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Радужный
2.1. Реестр муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальным имуществом через учреждения и муниципальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества
2.3. Неналоговые доходов в бюджет города от использования муниципального имущества
2.4. Приобретение муниципальной собственности и расходы по ее содержанию
3. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
3.1. Стратегическое партнерство муниципального образования
3.2. Страхование муниципальной собственности
3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью проблемы и задачи.doc

— 915.00 Кб (Скачать)

 

Для достижения целей развития муниципального образования в отношении муниципальной собственности местные органы власти должны выполнять как регулирующую, так и хозяйственную функцию. Задача регулирующей функции - сформировать местную нормативную базу для управления муниципальной собственностью. Хозяйственная функция, по мнению В.С. Варламова и В.И. Некрасова, состоит в вовлечении муниципальной собственности в хозяйственный оборот путем[32]:

- использования муниципальной собственности в качестве инвестиционного ресурса и стимула для привлечения средств инвестора в экономику муниципального образования;

- повышение эффективности использования муниципальной собственности;

- повышение ликвидности муниципальной собственности на вторичном рынке;

- обеспечение программно-информационной поддержки всех элементов систем управления муниципальной собственностью на основе современных технологий.

Основные составляющие и особенности функционирования механизма стратегического партнерства и муниципального взаимодействия в системе управления муниципальной собственностью отражены в таблице 11.

 

Таблица 11. Особенности функционирования механизма стратегического партнерства и муниципального взаимодействия в системе управления муниципальной собственностью

Составляющие управления муниципальной собственностью

Стратегическое партнерство

Экономический патернализм

Муниципальная собственность как инвестиционный ресурс

Синергетический социально-экономический эффект

Совокупный социальный эффект

Доходность использования муниципальной собственности

Взаимоприемлемый уровень эффективности

Повышение качества жизни

Повышение ликвидности муниципальной собственности на вторичном рынке

Повышение капитализации собственности

Развитая социальная инфраструктура

Обеспечение поддержки систем управления муниципальной собственностью

Экономические интересы

Социальные интересы

Специфика и сложность стратегического партнерства по эффективному использованию муниципальной собственности в сельских муниципальных образованиях, обусловлено:

- необходимостью оценки, учета и прогноза развития имущественных отношений на территории МО;

- необходимостью учета структуры имущественного комплекса в МО;

- необходимостью сохранение природно-ресурсного потенциала территории для перспективного его использования;

- необходимостью расчета, достижения пропорций и соответствий между темпами, масштабами использования имущественного комплекса, динамики его основных показателей.

 

 

3.2. Страхование муниципальной собственности

 

Одной из важнейших задач эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов муниципальной собственности является обеспечение ее сохранности. Обычно никто не в состоянии предугадать вероятность причинения ущерба, равно как не в состоянии заранее определить круг лиц потерпевших, которым может быть причинен вред. Более того, невозможно предположить период времени вероятного причинения вреда и его размеры.

Если это все же случилось, компенсировать «нажитое непосильным трудом» имущество позволит страхование. Важность и необходимость возмещения понесенных потерь как способ защиты имущественных интересов муниципалитета не вызывает сомнений.

В целях страховой защиты муниципального имущества от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров, вреда, причиненного действиями третьих лиц, и уничтожения Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 2003 года производит страхование имущества, находящегося в собственности муниципального образования г. Радужный. Застрахованы следующие объекты, находящиеся в казне, переданные в аренду, безвозмездное пользование, наем и т.п., а также объекты, переданные в оперативное управление муниципальным учреждениям: жилые помещения (квартиры) в кирпичном/панельном и деревянном исполнении с приходящейся на данные жилые помещения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, помещения вспомогательного использования, являющиеся частью жилого помещения (дома), нежилые здания/помещения в кирпичном/панельном и деревянном исполнении, внешние сети, линии электроснабжения, дороги (земельные участки и расположенные на них функционально связанные инженерные сооружения), сооружения, оборудование (являющееся неделимой или сложной вещью, восстановительная балансовая стоимость которого превышает 1 млн. рублей), мосты.

На протяжении всего периода страхования Страховщиком имущества муниципального образования является ООО «Государственная страховая компания «Югория». В соответствии с договором при наступлении страховых случаев Страховщик возмещает Выгодоприобретателю реальный ущерб, причиненный застрахованным объектам. Муниципальное образование г. Радужный является Выгодоприобретателем, т.е. лицом, в пользу которого заключен договор страхования, в целях защиты его имущественных интересов.

Проведенный анализ страховых случаев позволяет сказать, что основной причиной гибели и повреждения муниципальной собственности являются пожары.

За период 2003 - 2009 годов произошли 16 пожаров, из них полностью уничтожено огнем - 7 объектов недвижимости в деревянном исполнении. Кроме того, зафиксированы страховые случаи техногенного характера, такие как повреждение водой из систем водоснабжения - 1 случай, а также пострадали свыше 100 объектов в результате аварии, произошедшей на магистральном трубопроводе подачи тепловой энергии под действием низких температур.

Всего в счет возмещения ущерба при наступлении страховых случаев в бюджет города получено страховое возмещение в сумме 27 миллионов рублей. Тем самым выполнено основное предназначение страхования: «Главная задача страхования состоит в том, чтобы фактически разрушенное имущество превратить в экономически неразрушаемое, сделать неразрушаемой капитальную ценность, несмотря на разрушаемость ее физических свойств».

 

 

3.3. Отчуждение имущества на другие уровни публичной власти в связи с разграничением полномочий

 

Отчуждение муниципального имущества в рамках Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[33] осуществлялось по следующим направлениям:

- безвозмездная передача имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В рамках выполнения данной задачи практически завершена передача имущества субъекту Российской Федерации. Получено имущества от Департамента государственной собственности ХМАО - Югры в текущем году на сумму 24556 тыс. руб.

В Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре было переданы 5 объектов, используемых государственными структурами Российской Федерации, а именно:

- филиал № 6 ГУ Регионального отделения фонда социального страхования РФ по ХМАО - Югре, расположенный по адресу: г. Радужный, мкр. 1, дом 46 (для Государственного учреждения - региональное отделение фонда социального страхования РФ по ХМАО - Югре);

- гараж № 71 (5 ряд), нежилое здание для стоянки автотранспорта общей площадью 34,0 кв. м, этажность - 1, расположенный по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Радужный, Северо-западная коммунальная зона, ул. Новая, комплекс гаражей № 7, строение 71 (для Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре);

- офис для производственной деятельности, часть нежилого здания общей площадью 171,9 кв. м, расположенная по адресу г. Радужный, 1 мкр., стр. 42/2 (для Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре»);

- офис Пенсионного фонда площадью 157,0 кв. м, в том числе основная 115,6 кв. м, расположенный на 1 этаже 9-этажного дома по адресу: г. Радужный, 2 мкр., дом 25 (для Государственного учреждения Отдел пенсионного фонда РФ в городе Радужный ХМАО - Югры);

- нежилое помещение, отдел ЗАГС общей площадью 263,8 кв. м, расположено на 1 этаже 9-этажного жилого дома по адресу: г. Радужный, 2 мкр., дом 25 (для Государственного учреждения Отдел пенсионного фонда РФ в городе Радужный ХМАО - Югры).

Одним из направлений в работе комитета является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства путем оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Был сформирован перечень имущества, передаваемого в поддержку малого и среднего предпринимательства, путем заключения договора аренды.

Данный перечень включает в себя 46 объектов имущества, в числе которых:

- 18 объектов недвижимого имущества;

- 26 объектов движимого имущества;

- 2 объекта сооружения.

Перечень утвержден распоряжением главы города Радужный от 06.04.2009 № 584р «О перечне муниципального имущества, представляемого субъектам малого и среднего предпринимательства». Порядок ведения данного перечня осуществляется в соответствии с нормативно-правовым актом, утвержденным распоряжением главы города Радужный от 05.03.2009 № 375р «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него имущества». Также были разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты, определяющие порядок и условия предоставления в аренду включенного в данный перечень имущества:

- распоряжением главы города от 05.03.2009 № 375р «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него имущества»;

- распоряжением главы города от 07.07.2009 № 1358р «О внесении изменений в приложение 2 к распоряжению администрации города Радужный от 05.03.2009 № 375 «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него имущества».

Общая площадь объектов имущества, включенных в перечень, составляет 6356,8 кв. м, переданная площадь - 6190,8 кв. м, готовится к передаче - 166 кв. м.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся за имуществом и получивших его, - 11.

Во исполнение решения Думы города от 19.06.2009 № 595 «Об оказании поддержки в виде реструктуризации задолженности по арендной плате» было разработано и утверждено постановлением от 30.06.2009 № 482 «Положение» о предоставлении поддержки в виде реструктуризации задолженности по арендной плате, а также утверждены формы типового «соглашения» о предоставлении рассрочки по оплате задолженности и типового «соглашения» о предоставлении отсрочки по оплате задолженности. Данные нормативные акты были разработаны в рамках антикризисных мероприятий по поддержке предпринимателей, снижению социальной напряженности на территории муниципального образования.

С момента принятия нормативного акта возможностью получить поддержку в виде отсрочки оплаты задолженности по арендным платежам воспользовались:

- ПБОЮЛ Беляева Л.Б., получив отсрочку оплаты задолженности в сумме 62229,88 на срок до 01.07.2010;

- ООО «А-Спектр», получив отсрочку оплаты задолженности в сумме 908282,68 руб. на срок до 28.12.2009.

Рассрочками оплаты задолженности по арендным платежам воспользовались:

- ООО «Каспий-Э», получив рассрочку оплаты задолженности на сумму 656624,69 руб. с оплатой равными долями в течение 12 месяцев;

- ПБОЮЛ Музыка В.А., получив рассрочку оплаты задолженности на сумму 200907,01 руб. с оплатой равными долями в течение 12 месяцев;

- ПБОЮЛ Григорьев В.Х., получив рассрочку оплаты задолженности на сумму 451639,19 руб. с оплатой равными долями в течение 12 месяцев.

Данный опыт является уникальным, позволяющим снизить финансовое бремя в этот непростой период для субъектов малого и среднего предпринимательства, сохранить рабочие места и получить арендные платежи в бюджет без дополнительных судебных издержек.

 

 

 

 

 


Заключение

 

Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Сейчас, не смотря на тотальную приватизацию всего и вся, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, поэтому являются весьма актуальными в нынешних экономических условиях.

При решении задач, связанных с наиболее эффективным использованием муниципальной собственности, основными принципами являются:

Информация о работе Управление муниципальной собственностью: проблемы и задачи