Муниципальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, реферат

Описание работы

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.

Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований [2.16.С.237]. В России институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие института референдума
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита
1.2 Институт референдума в России и проблемы его сопровождающие
Глава 2. Правовое регулирование института референдума в России
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума
2.2 Федеральное законодательство о референдуме
Глава 3. Реализация института референдума в субъектах Российской Федерации
3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местном самоуправлении
3.2 Законодательство субъектов РФ о референдумах
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

нальвадов.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение

Глава 1. Развитие института референдума

1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита

1.2 Институт  референдума в России и проблемы  его сопровождающие

Глава 2. Правовое регулирование института  референдума в России

2.1 Конституция  РФ – как основной источник  закрепления института референдума

2.2 Федеральное  законодательство о референдуме

Глава 3. Реализация института референдума  в субъектах Российской Федерации

3.1 Формы  и виды непосредственного участия  граждан в местном самоуправлении

3.2 Законодательство  субъектов РФ о референдумах

Заключение

Библиография

 

      Введение

 

     Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного  участия населения в решении  глобальных социально-экономических  и политических вопросов, а также  в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.

     Принято считать датой проведения первого  в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования института  референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований [2.16.С.237]. В России институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д.

     После I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 гг. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств, еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран. В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 г. [1.7.Ст.49].

     Рассматривая  становление современной российской государственности наблюдается крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.

         Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов. Актуальность обусловлена всё большим интересом

     к референдуму, выборам, к проблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая).

     В современных условиях, при существующем низком уровне правосознания и правовой культуры Российского общества, наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной  свободы волеизъявления избирателей  при проведении референдумов.

     В Отечественной истории, в том  числе недавней, можно найти примеры, когда референдум и волеизъявление народа становились орудием для  достижения политических целей и  способом манипуляции законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Развитие института  референдума

     1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита

 

     Понятиями, близкими к «референдуму» можно  считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

     Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом) [2.14.С.179].

     Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым  в данном случае понимался народ) – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность Президента) [2.16.С.235].

     Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу.

     Референдум (плебисцит) – один из важнейших  способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет  преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей.

     Нужно отметить, что для того, чтобы  референдум не превратился в фикцию, его проведение требует полной гласности, справедливой публикации различных  мнений, большой предварительной  работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.

     Во  многих странах установлен порядок  проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Не является исключением и Россия. Рассмотрим это на примере Российской судебной практики:

     11 июня 2003 г. Конституционный Суд  Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 г. «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».

     Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения оспариваемого Федерального конституционного закона и имевший место порядок его принятия.

     Исходя  из рассмотренных материалов дела и  руководствуясь частью первой статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

     1. Признать Федеральный конституционный  закон от 27 сентября 2002 г. «О внесении  изменения и дополнения в Федеральный  конституционный закон «О референдуме  Российской Федерации» в части,  устанавливающей период, в течение которого граждане Российской Федерации не могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и проведение такого референдума не допускается, не противоречащим Конституции Российской Федерации постольку, поскольку по конституционно-правовому смыслу положений данного Федерального конституционного закона период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.

     2. Прекратить производство по настоящему  делу в части, касающейся проверки конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» по порядку его принятия Государственной Думой, поскольку в данной части запрос не отвечает критерию допустимости, установленному Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

     3. Согласно частям первой и второй  статьи 79 Федерального конституционного  закона «О Конституционном Суде  Российской Федерации» настоящее  Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

     4. Согласно статье 78 Федерального  конституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации» настоящее  Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации [3.27].

     Если  необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное  решение принимает парламент, в других – Президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления в государстве (парламентская или президентская республика). Однако нередко парламент или Президент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей.

     На  референдум, как правило, выносится  вопрос (реже – несколько вопросов), предполагающий положительный «да» или отрицательный «нет» ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии) [2.16.С.241]. В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.

     Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется «формулой референдума». Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее [2.15.С.163]. Также, нужно отметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.

     Определение итогов референдума является очень  важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автономии Шотландии и Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе) [2.16.С.243].

     Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий, избирательных  советов, комиссий по референдуму (в  разных странах употребляются различные  названия), на нарушения их избирательных  прав. Эти жалобы рассматриваются  по той же процедуре, что и при  выборах. Право опротестовывать результаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательное решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная инстанция страны (верховный суд), во многих странах Латинской Америки – верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда – высшие административные суды.

     Вывод. В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется  с всенародным опросом и плебисцитом, однако, рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.

     1.2 Институт референдума в России и проблемы его сопровождающие

 

     Референдум в Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет и собственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси.

     Если  обратиться к истории советского периода, то первое упоминание о референдуме  содержалось в Конституции СССР 1936 г. [1.7.Ст.49] и соответственно в  Конституции РСФСР 1937 г. [1.9.Ст.33].

     Исходя  из того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум как  всенародный опрос, нельзя согласиться  с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.

Информация о работе Муниципальное право