Муниципальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, реферат

Описание работы

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.

Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований [2.16.С.237]. В России институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие института референдума
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита
1.2 Институт референдума в России и проблемы его сопровождающие
Глава 2. Правовое регулирование института референдума в России
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума
2.2 Федеральное законодательство о референдуме
Глава 3. Реализация института референдума в субъектах Российской Федерации
3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местном самоуправлении
3.2 Законодательство субъектов РФ о референдумах
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

нальвадов.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

     6) о принятии чрезвычайных и  срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

     7) отнесенные Конституцией Российской  Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти [1.2.Ст.6].

     Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать или  отменять общепризнанные права и  свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

     Таким образом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что  они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы  человека и гражданина и конституционные  гарантии их реализации, и путем  перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

     В законе приведён конкретный перечень обстоятельств исключающих назначение и проведение референдума.

     1) Референдум не назначается и  не проводится в условиях военного  или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

     2) Орган государственной власти  субъекта Российской Федерации,  орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии  с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

     3) Законом субъекта Российской  Федерации, уставом муниципального  образования может быть установлен  срок, в течение которого референдум  субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

     4) Установление иных обстоятельств,  исключающих назначение и проведение  референдума, кроме указанных  в настоящей статье, не допускается  [1.3.Ст.13].

     Так законодательство вводит четкие ограничения  для проведения референдума. Все  это связано со значимостью принятого  на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.

     Решения и действия (бездействие) Центральной  комиссии референдума Российской Федерации  и ее должностных лиц могут  быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

     Закон обязывает суды и органы прокуратуры  организовывать свою работу (в том  числе и в выходные дни) таким  образом, чтобы обеспечить своевременное  рассмотрение жалоб [1.3.Ст.75].

     Таким образом, законодательство о референдуме  закрепляет процедуру защиты права  граждан участия в референдуме  Российской Федерации.

     Вывод. Процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение законодательства о референдуме.

     Заключение

 

     Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности.

     В современных условиях стержнем для  формирования и эффективного действия института референдума, должно стать  обеспечение политической свободы  каждого гражданина, его права  выбирать.

     Конституция Российской Федерации провозглашает  и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

     Вышесказанное позволяет судить об изменении в  приоритете форм осуществления народом  принадлежащей ему государственной  власти в пользу непосредственной демократии. Следует понимать роль и значение референдума как самой яркой формой непосредственного волеизъявления народа.

     Но  при этом нельзя допускать, чтобы  референдум заменял институты политического  представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа в ее искаженной передаче парламентариями. Политическое значение института референдума  состоит в том, что с его  помощью граждане приобретают возможность  эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь – возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

     Отсюда  следует, что механизм реализации решений  референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность. И здесь большая роль отведена закону. Действующее законодательство, определяющее референдум и процессы с ним связанные, качественно проработано и позволяет реализовывать институт референдума с максимальной эффективностью. Это даёт возможность развития демократического государства и всестороннего роста его общества.

 

      Библиография

 

1. Законодательные,  нормативные акты.

1.1. Конституция  Российской Федерации (Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 года) // Москва ИНФРА-М, 2010.

1.2. Федеральный  конституционный закон от 28.06.2004. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской  Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.3. Федеральный  закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (принят  ГД ФС РФ 22.05.2002) // Консультант  Плюс: Высшая школа.

1.4. Федеральный  закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.5. Федеральный  закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации» и в Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (принят ГД  ФС РФ 03.12.2004) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.6. Федеральный  закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О внесении  изменений в законодательные  акты Российской Федерации о  выборах и референдумах и иные  законодательные акты Российской  Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2005).

1.7. «Конституция (Основной закон) Союза Советских  Социалистических Республик» (утв.  Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.8. Конституция  (основной закон) Союза Советских  Социалистических Республик» (принята  ВС СССР 07.10.1977) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.9. «Конституция (основной закон) Российской Советской  Федеративной Социалистической  Республики» (утв. Постановлением  Чрезвычайного XVII Всероссийского  Съезда Советов от 21.01.1937) // Консультант  Плюс: Высшая школа.

1.10. «Конституция (основной закон) Российской Федерации  - России» (принята ВС РСФСР  12.04.1978) // Консультант Плюс: Высшая  школа.

1.11. Федеральный  конституционный закон от 10 октября  1995 № 2-ФКЗ "О референдуме  Российской Федерации" // Система  Гарант. Энциклопедия российского  законодательства.

1.12. Федеральный закон от 19 сентября 1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.

1.13. Закон  СССР от 27.12.1990 № 1869-1 «О всенародном  голосовании (референдуме СССР)»  // Консультант Плюс: Высшая школа.

2. Литература.

2.14. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. // Козлова Е.И. Кутафин О.Е. – М.: Издательство «Юристъ», 2008.

2.15. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов. // Баглай М.В. М., «Инфра-М», 2007

Информация о работе Муниципальное право