Муниципальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:50, курс лекций

Описание работы

Билеты для подготовки к экзамену по муниципальному праву.

Работа содержит 1 файл

Муниципальное право Экзамен.docx

— 40.00 Кб (Скачать)

Следовательно, взаимосвязь  муниципального права с административным обусловлена, в частности, тем, что  институты муниципальной и государственной  службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя  собой, образно говоря, «соединяющиеся сосуды».

Таким образом, законами субъекта Федерации устанавливается соотношение  должностей муниципальной и государственной  службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый  для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством  о государственной службе.

Муниципальное право находится  в тесной взаимосвязи с гражданским  правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов  местного самоуправления, которые от имени муниципального образования  осуществляют права собственника в  отношении имущества, входящего  в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется  в регулировании деятельности органов  местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах  организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.

Также данные органы осуществляют контроль и надзор за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают  условия для обеспечения населения  услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

6. Основные задачи научной дисциплины  муниципального права.

Предмет науки – то, на что направлен научный поиск (вещи, институты, процессы, явления и др.).

Содержание – само знание (взгляды, идеи, теории, представления, концепции) – оно выражается в понятиях, категориях, моделях, формулах, других познавательных образованиях и закрепляется на бумажных, электронных, иных материальных носителях.

Понятийно-категориальный аппарат – внутренняя форма научного знания. Материальные носители научного знания, такие, как книги, брошюры, рукописи, электронные тексты и т.п., составляют внешнюю форму научного знания и обычно именуются источниками науки.

Методология науки – совокупность приемов, способов исследования ее предмета, выражения и закрепления научного знания.

Ценностные основания  исследований (или аксиология науки) – побудительные мотивы научных поисков, заставляющие ученых выбирать то или иное направление, тот или иной способ исследований.

Еще одна составная часть  предмета науки – МП как отрасль права – совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения МСУ. Муниципально-правовую науку интересует и то, как нормы МП работают на практике, какова действенность соответствующих правоприменительных механизмов.

Методы муниципально-правовой науки:

Исторический метод ориентирует на исследование фактов прошлого.

Генетический метод нацеливает на выявление первопричин того или иного института МСУ, МСУ в целом. Он помогает исследователям продвигаться вперед в поиске ответа на вопрос о причинах обособления в обществе МСУ, предполагающий установление зависимостей между политико-правовой формой МСУ и порождающими ее социально-экономическими, духовно-культурными, цивилизационными факторами. Генетический анализ в ряде случаев невозможен без опоры на исторические факты. Но они нужны ему как материал для выделения в их зачастую случайной череде действительных причинно-следственных зависимостей.

Аксиологический (ценностный) метод настраивает на рассмотрение муниципальной практики с точки зрения тех или иных социальных ценностей. За ней, как и за любыми другими событиями общественно-политической практики, находятся чьи-либо потребности, интересы как базовые социальные ценности. Выявляет действительные интересы разных групп местного населения, возможностей по осуществлению указанных интересов, соотношения названных интересов, возможностей с реальным поведением тех или иных субъектов. Данный метод заставляет обратить внимание и на цивилизационно-исторический контекст МСУ в стране.

Метод движения от абстрактного к конкретному, и наоборот, помогает общее разделять на частности, а частности соединять в общие правила, установки, институты, модели.

В системе МП как  науки выделяются ряд блоков. Например:

введение в МП;

МСУ в системе народовластия;

основы МСУ;

предметы ведения и полномочия МСУ;

гарантии МСУ;

ответственность органов МСУ и  должностных лиц МСУ.

Возможны и другие подходы. Так, например, муниципально-правовое знание подразделяется на:

теоретико-практические исследования МСУ, его отдельных элементов, средств  его правового регулирования;

науковедческие исследования, имеющие  предметом само муниципально-правовое знание.

В рамках первого направления выделяют следующие крупные блоки:

история МСУ;

МСУ в зарубежных странах;

МСУ в обществе, системе социального  управления, в том числе системе  народовластия;

территориальные и компетенционные основы МСУ;

общественно-публичное самоуправление граждан, включая муниципальные  выборы, референдумы;

статус, организация деятельности органов, должностных лиц МСУ;

Муниципальное правотворчество;

муниципальная служба;

финансово-экономические основы МСУ;

гарантии МСУ.

В рамках второго направления:

проводятся исследования предмета, метода, системы муниципально-правовой науки;

совершенствуется ее понятийно-категориальный аппарат, ценностно-методологический инструментарий.

Источники науки МП – нормативные, судебные, теоретические источники, социологические исследования, муниципальная практика.

Нормативные источники – Конституция РФ, федеральное законодательство, конституции, уставы, иные законы субъектов Федерации, иные нормативные акты, в том числе уставы муниципальных образований, правовые акты органов МСУ. Источниками науки являются также решения общих и арбитражных судов, особенно по вопросам защиты конституционных прав граждан, нормоконтроля.

Теоретические источники – труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе связанные с осмыслением проблем МСУ. Результаты социологических исследований помогают составить точное и взвешенное представление о деятельности разных субъектов МСУ, ее оценке гражданами, другими лицами. Этот вид источников является необходимым средством проверки теоретических выводов.

Муниципальная практика – анализ деятельности государственных, муниципальных органов, организаций, учреждений, иных субъектов МП с помощью социологических исследований, иных приемов помогает выявить сильные и слабые места муниципальных институтов, направления их возможного совершенствования.

7. Муниципальные системы зарубежных  стран.

В зарубежных государствах накоплен значительный опыт действия различных  моделей МСУ. Эти модели отличаются по порядку формирования органов  МСУ, предметам ведения МСУ, характеру  и особенностям взаимоотношений  органов МСУ с органами государственной  власти.

Англосаксонская муниципальная  система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой.

Основные ее признаки:

  • органы МСУ имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;
  • органы МСУ напрямую не подчинены органам государственной власти;
  • основная единица МСУ - приход;
  • в компетенцию органов МСУ входят: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.

Вторая основная муниципальная  система получила название французской (континентальной). Главное отличие французской системы МСУ от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов МСУ и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти. Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г. Закона "О правах и свободах местных коллективов", согласно которому:

  • основной единицей МСУ является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;
  • избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
  • в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
  • решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
  • муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны; готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения; управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок; представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает решения об административных поощрениях и взысканиях; председательствует в административных комиссиях и др. Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.

Сходные системы регионального  самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и  регионов.

Государственный контроль за деятельностью органов МСУ осуществляют государственные должностные лица – префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов МСУ. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер – передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу.

Контролю подлежит исключительно  законность решений, предлагать органам  МСУ изменить свое решение по мотивам  иного понимания целесообразности представители государства не вправе.

Принципиальным отличием данной системы от существовавшей до 1982 года является перевод государственного контроля в режим исключительно а posteriori. До 1982 года решения органов МСУ вступали в силу после одобрения их представителем государства.

Наряду с указанными муниципальными системами в зарубежных странах  встречаются и иные системы – как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы, так и отдельные модели МСУ. В качестве последней многими авторами называется местное (коммунальное) управление ФРГ.

В Основном законе ФРГ (пункт 2 статьи 28) гарантируется МСУ и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления.

В праве субъектов ФРГ – земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В этих нормативных актах прослеживается, как правило, идея "сквозного управления", при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

К предметам ведения МСУ  ФРГ относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство  и содержание школ, обеспечение безопасности и др.

 

8. Земское и городское  самоуправление в дореволюционной  России.

9. Организация местной  власти в советское время.

10. Становление и  развитие местного самоуправления  в России на современном этапе.

11. Конституционное  закрепление местного самоуправления  в Российской Федерации.

12. Понятие и сущность  местного самоуправления.

13. Формы реализации  права населения на местное  самоуправление.

14. Местный референдум: понятие, правовое регулирование,  основные стадии референдумного процесса.

15. Муниципальные  выборы: понятие, правовое регулирование,  основные стадии избирательного  процесса.

16. Публичные слушания: понятие и особенности.

17. Собрание (сход) и  конференция граждан.

18. Принципы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления – предусмотренные федеральными законами требования (условия), определяющие природу местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

Информация о работе Муниципальное право