Муниципальное регулирование потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

1. Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования
2. Основные сферы потребительского рынка
3. Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка

Работа содержит 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

1. Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования

2. Основные сферы потребительского рынка

3. Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка

 

1. Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования

Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.

Структуры потребительского рынка как составная часть  городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах  торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимая предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения. Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Потребительский рынок составляет сферу непосредственного  экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.

На состояние  потребительского рынка негативно  воздействуют следующие факторы:

- низкая покупательная способность большинства категорий граждан;

- низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;

- снижение управляемости со стороны органов публичной власти процессами реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей;

- недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования.

Трансформация отношений собственности путем приватизации предприятий сферы потребительского рынка стала первым и самым характерным этапом приватизационного процесса в российской экономике. Нормативной основой процессов разгосударствления собственности стал Закон РФ от 03.07.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ» с последующими изменениями и дополнениями. К настоящему времени в условиях свободы экономической деятельности почти 90% всех предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания переданы в частную собственность (исключение составили муниципальные предприятия школьного питания). Поэтому нормативно-правовое и экономическое регулирование потребительского рынка стало одной из важных функций, как государства, так и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

2. Основные сферы потребительского рынка

Как отмечалось, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования служат торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет свою специфику.

Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого — повышение платежеспособного спроса. Торговые предприятия классифицируются по различным группам (рис. 1).

Общественное  питание в 1990-х гг. утратило свои позиции в обслуживании населения. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и других показателей. Особенно это относится к общественному питанию, обслуживающему массовые слои населения по месту работы и учебы.

Основная  задача общественного питания в  городах и сельских поселениях на ближайшие годы — восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия на территории муниципального образования, сделать их доступными для жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и мало загруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т. п.).

Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в т. ч. международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, на развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга населения, в т. ч. во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т. д.

Типы предприятий  общественного питания представлены на рисунке 2.

Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятий бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70-80 %. Такое распределение обусловлено тем, что более трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей услуг являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ.

Перечень  основных видов бытовых услуг приводится на рис. 3.

     

Бытовые услуги

       

 

 

       

 

 

 

             

Парикмахерские

 

 

Ремонт и  пошив одежды и обуви

 

 

Ремонт часов

 

       
 

 

 

 

 

 

 

Ремонт квартир

 

 

 

Химчистка

 

 

 

Фотография

 

       
 

 

 

 

 

 

 

Услуги бань, саун

 

 

Стирка и  глажение белья

 

 

 

Ремонт бытовой  техники

 

 

       
 

 

 

 

 

 

,

Ритуальные  услуги

 

 

 

Оздоровительные услуги

 

 

 

Ремонт теле-и радио аппаратуры

 

   
 

 

 

 

 

Ремонт металлоизделий

 

 

Ремонт мебели

 

 

Услуги автосервиса

 

   

 

Рисунок 3. Основные виды бытовых услуг

 

Основная задача органов  местного самоуправления в сфере  бытового обслуживания населения - содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях — в муниципальном районе) полного набора предприятий по социально значимым услугам повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотоателье.

 

3. Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка

Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:

  • обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
  • защита интересов низкодоходных групп населения;
  • обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;
  • защита прав потребителей.

Решить эти задачи возможно путем использования административно-правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.

Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.

Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка доказаны на рис. 4.

Наряду с этим, муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.

Рисунок 4 –  Механизмы муниципального регулирования  потребительского рынка

Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности предприятий.

Муниципальные органы имеют возможность:

► не допускать, используя юридические и экономические  методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;

  • оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;
  • постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества.

Для социально  значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.

Определенную часть  предприятий потребительского рынка составляют предприятия с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.

Важную роль в контроле над муниципальным  потребительским рынком должны играть объединения граждан — союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:

  • рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
  • обращаться в суды в защиту прав потребителей;
  • при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль над качеством и безопасностью товаров (услуг).

В табл. 1 приведены  в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.

Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности имеют определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в т.ч. за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т. д., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т. д.

Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке служат налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.

Информация о работе Муниципальное регулирование потребительского рынка