Муниципальное управление и коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование коррупции в муниципальном управлении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть муниципальное управление в РФ;

- изучить социально-экономические и правовые аспекты коррупции;

- исследовать проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления.

Содержание

Введение 3

1 Муниципальное управление в Российской Федерации 5

1.1 Основы осуществления местного самоуправления в РФ 5

1.2 Структура органов муниципального управления 7

2 Социально-экономические и правовые аспекты коррупции 10

2.1 Понятие коррупции 10

2.2 Аспекты коррупции 13

3 Проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления 17

Заключение 22

Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

муниципальное управление и коррупция ВГУЭС.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1 Муниципальное управление  в Российской Федерации 5

    1.1 Основы осуществления местного самоуправления в РФ 5

    1.2 Структура органов муниципального управления 7

2 Социально-экономические  и правовые аспекты  коррупции 10

    2.1 Понятие коррупции 10

    2.2 Аспекты коррупции 13

3 Проблемы противодействия  коррупции в органах  местного самоуправления 17

Заключение 22

Список  использованных источников 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема  коррупции в России встала так  угрожающе остро, что мотивы и  актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается  все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. Если в период правления  команды Б.Н. Ельцина, в целом по России в 1995 году зарегистрировано свыше 14,2 тысячи должностных преступлений, то уже в 1997 году было выявлено свыше 16 тысяч преступлений против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления.

     Также видна явная взаимосвязь между  коррупцией и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей. Сформировавшиеся преступные сообщества сделали ставку на подкуп должностных лиц разных уровней государственной власти, местного самоуправления, финансовых, контрольно-ревизионных органов, что значительно затрудняет выявление совершенных ими преступлений. Весьма точным является утверждение, что если обычная преступность наступает на общество, действуя против его институтов, в том числе государства, организованная преступность в этом наступлении старается опираться на институты государства и общества, использовать их в своих целях. Массовый характер приобрели факты незаконного выделения, получения и использования льготных кредитов, перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток.

     Сегодня коррупции подвержены все области  государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребёнка в  детский сад, откупа от службы в вооружённых  силах, до мздоимства на уровне высших государственных чиновников. Коррупция  является привычной составляющей для  всех социальных слоёв.

     Коррупция в России исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

     Долгое  время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», т. е., на средства от лиц, заинтересованных в его деятельности. С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре I возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции. В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.

     В настоящее время отношение к  мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением. Более того, 20 ноября 2009 года государственная дума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции», таким образом, легализует коррупцию.

     Целью данной работы является исследование коррупции в муниципальном управлении.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть муниципальное управление  в РФ;

     - изучить социально-экономические и правовые аспекты коррупции;

     - исследовать проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Муниципальное управление в Российской Федерации

    1.1 Основы осуществления местного самоуправления в РФ

     Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры  муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных  финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной  власти и муниципального управления.

     Термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации1.           

     Для того, чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов муниципального или иными словами местного самоуправления необходимо обратиться непосредственно к основному закону РФ, т.е. к Конституции РФ.

     Согласно 8 Главе «Местное самоуправление» местное  самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение  населением  вопросов  местного  значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное  самоуправление  осуществляется  гражданами  путем референдума, выборов,  других форм  прямого волеизъявления,  через  выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских    поселениях и  на других  территориях с  учетом исторических и иных  местных  традиций.   Структура  органов   местного  самоуправления определяется населением самостоятельно.      Изменение  границ  территорий,  в  которых  осуществляется  местное самоуправление,  допускается  с  учетом  мнения  населения соответствующих территорий. Там же указывается, что органы  местного  самоуправления  самостоятельно  управляют    муниципальной собственностью,  формируют, утверждают  и  исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы  местного самоуправления  могут  наделяться  законом отдельными государственными  полномочиями с  передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

     Таким образом, органы муниципального управления в Российской Федерации, признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения власти народа. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

     К вопросам местного значения относятся:

     - принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

     - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

     - местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

     - комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;

     - содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

     - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

     - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

     - охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

     - регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

     - создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;

     - контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

     - регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

     - организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

     - организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

     - муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

     - благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

     - организация утилизации и переработки бытовых отходов;

     - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

     - организация и содержание муниципальных архивов;

     - организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

     - создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

     - создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

     - сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

     - организация и содержание муниципальной информационной службы;

     -создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

     - создание условий для организации зрелищных мероприятий;

     - создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

     - обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

     - участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

     - обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

     Муниципальные образования вправе принимать к  своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а  также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению  других муниципальных образований  и органов государственной власти.

     В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и  безопасности государства допускается  ограничение прав граждан на осуществление  местного самоуправления на отдельных  территориях федеральным законом.

Информация о работе Муниципальное управление и коррупция