Муниципальное управление и коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование коррупции в муниципальном управлении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть муниципальное управление в РФ;

- изучить социально-экономические и правовые аспекты коррупции;

- исследовать проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления.

Содержание

Введение 3

1 Муниципальное управление в Российской Федерации 5

1.1 Основы осуществления местного самоуправления в РФ 5

1.2 Структура органов муниципального управления 7

2 Социально-экономические и правовые аспекты коррупции 10

2.1 Понятие коррупции 10

2.2 Аспекты коррупции 13

3 Проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления 17

Заключение 22

Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

муниципальное управление и коррупция ВГУЭС.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

     Практика  порождает и новые формы коррупции  в органах местного самоуправления, когда пытаются вручить взятку депутатскому корпусу, а не отдельным депутатам. Так, советник главы города Твери И. Массарский, действуя в интересах городской администрации и ООО «Росводоканал», в ноябре 2005 года передал депутатам Тверской городской думы 22 тыс. долларов США за принятие на внеочередном заседании решения «Об одобрении соглашения о сотрудничестве организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения в городе Твери». Соучастником являлся председатель Тверской областной думы А. Борисенко, который оказывал содействие в передаче взятки, а именно: вел переговоры с заинтересованными лицами о размере, времени, месте ее передачи15.

     Не  только главы местных администраций  или главы муниципальных образований  посягают на права предпринимателей, но и отдельные муниципальные  служащие муниципальной службы. 1 октября 2007 года чиновник администрации города Новокузнецка Маслов выдал Новокузнецкому домостроительном у комбинату разрешения на ввод в эксплуатацию десяти объектов капитального строительства. При этом он в разрешительных документах указал, что эти объекты якобы были полностью возведены данным предприятием в Центральном районе города. В действительности это были производственные помещения (склады, производственные цеха, бытовые помещения, гаражные боксы), ранее построенные и эксплуатируемые. Из них часть находилась в полуразрушенном состоянии. Однако Маслов поручился за техническую безупречность зданий, хотя документов, на основании которых выдаются подобные разрешения, представители комбината не представили. Располагая подписями чиновника, ООО «Новокузнецкий домостроительный комбинат» зарегистрировало право собственности на указанное недвижимое имущество, после чего продало некоторые из этих помещений. Между тем у части указных объектов уже был собственник – местный предприниматель, который их ранее возводил и реконструировал. По мнению следствия, действия Маслова повлекли за собой причинение имущественного ущерба собственнику названных строений на сумму более 11 млн. рублей. Уголовное дело направлено в Центральный районный суд г. Новокузнецка16.

     Отдельные исследователи коррупции выделяют ее следующие признаки 17:

     - она носит должностной характер;

     - коррупция характеризуется корпоративностью;

     - это организация, т.е обладает признаками устойчивости и координации усилий;

     - несовместимость коррупции и интересов службы;

     - размер предоставляемых благ и преимуществ должностному лицу несоизмерим с тем, что ему может предоставить государство за верную и честную службу.

     Эти признаки объединяют и коррупцию  в органах местного самоуправления и организованную преступность на местном  уровне. Организованная преступность тоже частично носит должностной  характер, она характеризуется корпоративностью, признаками организованности; члены  организованной преступной группы на жалованье не ропщут. Единственное отличие от коррупции заключается  в том, что им не обязательно находиться на государственной или муниципальной  службе, и эта группа в случае необходимости может пойти и  идет на совершение любых тяжких насильственных преступлений, вплоть до заказных убийств, похищений людей и прочих.

     Особенностью  организованной преступности на местном  уровне является ее клановость и монополизм власти, который не стремится к  обновлению своих рядов. Эти черты  всячески поддерживаются местными преступными  группировками, которые тоже умеют  считать деньги и время для  того, чтобы не терять их на новых  непредсказуемых чиновников, которые могут оказаться во власти и помешать им в преступной деятельности, или создать какие-либо помехи для преступной и неограниченной никакими рамками алчности, корыстолюбия.

     В статье 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплена норма о том, что органы местного самоуправления должны осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Они указаны в статье 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в Федеральном законе «О муниципальной службе». Вопрос противодействия коррупции – это не вопрос местного значения, это вопрос жизни или смерти государства, поэтому органы местного самоуправления должны быть наделены какими-либо существенными полномочиями по противодействию коррупции, в первую очередь, в своих рядах, а также на территории муниципального образования. Организованная преступность обладает мощным материально-техническим и кадровым потенциалом, поэтому в условиях дефицитности местных бюджетов государство должно оказать целевую помощь муниципальным образованиям для выполнения программ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Как известно, преступность не знает национальных границ и национальностей, всех членов преступной группы объединяют общие интересы, тем более она не знает и границ муниципальных образований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, коррупция представляет собой социальный феномен, не имеющий однозначного понимания и интерпретации в общественном сознании. В обществе нет консенсуса по поводу коррупции. Эмоциональная, нравственная и правовая оценка явлений коррупции предельно многозначны, границы морального – аморального, законного – незаконного, осуждаемого – принимаемого в значительной мере размыты.

       Коррупция - основной тормоз экономического роста в России, как криминальное явление появилась и развивалась, прежде всего, в связи с экономикой, экономическими процессами в целом, с финансовыми и товарными потоками в особенности.

     Опасность коррупции проявляется в различных  аспектах: политическом, социально - экономическом, правовом и криминологическом.

     Отдельные исследователи коррупции выделяют ее следующие признаки:

     - она носит должностной характер;

     - коррупция характеризуется корпоративностью;

     - это организация, т.е обладает признаками устойчивости и координации усилий;

     - несовместимость коррупции и интересов службы;

     - размер предоставляемых благ и преимуществ должностному лицу несоизмерим с тем, что ему может предоставить государство за верную и честную службу.

     Эти признаки объединяют и коррупцию  в органах местного самоуправления и организованную преступность на местном  уровне.

     Коррупциогенные проявления, связанные с органами местного самоуправления РФ, необходимо исследовать в нескольких аспектах: по сфере действия: а) в самих органах местного самоуправления (внутренняя коррупция); б) в отношениях с другими субъектами, находящимися на территории муниципального образования (предпринимательскими организациями, индивидуальными предпринимателями, населением и другими); по направленности: а) уголовные преступления, охватываемые понятием «коррупция», в первую очередь, должностные и экономические; б) должностные правонарушения; в) должностные проступки; по субъектам: а) главы муниципальных образований и главы местных администраций, либо главы муниципальных образований, являющихся одновременно главами местных администраций; б) муниципальные служащие, находящиеся на муниципальной службе; в) председатели и заместители председателей представительных органов муниципальных образований; г) депутаты представительных органов муниципальных образований. 

Список  использованных источников

1. Конституция РФ / Консультант-Плюс

2. Уголовный Кодекс РФ / Консультант-Плюс

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Консультант-Плюс

4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» / Консультант-Плюс

5. Анимица Е.Г., Тартышный А.Т. Основы местного самоуправления, - М.:ИНФРА - М., 2006

6. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2008

7. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., - М.: ИНФОРМА - М, 2007

8. Водько Н.Г. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: научно-практическое пособие. – М.: юриспруденция, 2007

9. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. - М.:НОРМА-ИНФРА-М, 2008

10. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление. // Законность. 2007. № 6.

11. Государство и право. Учебное пособие. - Москва: Изд-во Гардарки.-2008

12. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976

13. Жилина И.Ю., Феномен коррупции: общие подходы к изучению, Социально-экономические аспекты коррупции, Экономические и социальные проблемы России,- Москва, 2006

14. Каменецкий Ю.Ф., Кунцевич П.В., Юбко Т.Ю. Коррупция: экономико-криминологический подход // «Юрист-онлайн. Электронный юридический журнал. URL: http://www.shkolny.com/2007/04/11/

15. Коррупция Политические, экономические, организационные и правовые проблемы /Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2008

16. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991

17. Официальный сервер Генеральной прокуратуры РФ. Новости. URL: http://genroc.gov.ru/

18. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007

Информация о работе Муниципальное управление и коррупция