Муниципальное управление как вид социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.

Задачи:

1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;

2) определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;

3) выявить связь социальной политики и социальной работы;

4) узнать, как реализуются социальные программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность социальной политики и ее основные направления

1.2 Особенности современной социальной политики в России
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Связь социальной политики и социальной работы
2.2 Реализация социальных программ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

    1.2 Особенности современной социальной политики в России  

    Социальная  политика является одним из важнейших  факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод.

    Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются  определенной противоречивостью, а  нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.

    Особенностью  современного российского государства  является и то, что оно выступает  феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении  пойдет дальнейшее развитие российского  общества.

    Нынешнее  кризисное, переломное время, существующее состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях:

    а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах);

    б) окончательный отказ от социалистического  пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе;

    в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого, и у второго путей развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет ли процесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических систем реальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ наших дней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого, второго или третьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политике окончательно сформировавшегося государства как политического института.

    Без всякого преувеличения можно  утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.

    А ведь крайняя степень неравенства  способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

    В условиях кризисного состояния российского  общества ни теоретически, ни тем более  практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это – иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении  глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежании социального взрыва и нестабильности в обществе.

    Ныне  в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно  организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.

    Пристальное внимание необходимо обратить на возможные  последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным сегодня в России. Безусловно, это требует оптимального подхода  к проблеме приватизации, сроков осуществления  разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.

    Но  сегодня, несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.

    Главными  задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения  уровня жизни и снижение числа  бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза. Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация. Одна из главных задач – это необходимость повышения размера оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем и другие социальные услуги.

    ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    2.1 Связь социальной  политики и социальной  работы

    Наша  страна – это обширная территория с многонациональным населением. И на сегодняшний день существует огромное количество социальных проблем и противоречий в обществе.

    Как раз, роль государства здесь в  том, что оно призвано решать эти  проблемы и, вообще, стараться не допускать  их возникновения (т.е. проводить их определенную профилактику). Все действия государства по осуществлению данной задачи принято называть социальной политикой.

    Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного  уровня равновесия в общественной жизни через: а) предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов; б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами.

    Обычно  социальная политика реализуется через  различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).

    В свою очередь, на выполнение целей и  задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

  • субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;
  • политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
  • объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
  • система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
  • предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ

    При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими  элементами, важнейшим из которых является социальная работа.

    Существует  несколько технологических фаз  механизма реализации:

      научный анализ и изучение  реально существующей социальной  ситуации, ее всесторонний и углубленный  анализ, выявление главных проблем  и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений;

  • определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;
  • нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы – принятие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;
  • административно-организационное и мативационно-пропогандистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;
  • контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы.

    Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам  народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая  ей уверенность в практических действиях.

    2.2 Реализация социальных  программ

    Как уже говорилось ранее, сегодня в  России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического  развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.

    Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это  возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны. Прежде всего, - это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики.

    Социальная  политика Российской Федерации реализуется  на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.

    На  мой взгляд, в настоящее время  в нашем обществе наиболее животрепещущими  являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение  к детям показатель социального  и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более, чем 38 миллионам детей России.

    Проблема  достойного обеспечения детства  является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи. Дети не получают достаточного питания, их нечем лечить, и нередко не в чем отправлять в школу. Поэтому выполнение Федеральной целевой программы “Дети России” - это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти.

    Впервые, программа «Дети России» была утверждена Правительством РФ в 1993 году. А в 1994 программе придан статус президентской. Это решение еще раз свидетельствовало, что в трудных условиях социально-экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамках имеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и жизненно важных интересов детей. Поскольку решение стратегических задач улучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы "Дети России" со времени первого ее утверждения (1993) несколько раз продлевалось.

    Так, в 1993г. первоначально в программу  входило только 5 федеральных целевых  программ: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера". "Планирование семьи", "Дети Чернобыля". В 1994г. в программу включена федеральная целевая программа "Развитие индустрии детского питания". В 1995г. Указом Президента Российской Федерации Правительству поручено включить в состав президентской программы "Дети России" федеральные целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", которые и реализуются в составе президентской программы с 1996г.

    В 1996г. в состав программы также были включены федеральные целевые программы "Безопасное материнство" и "Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в 1996 - 2000 г.г.", "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" .

    Основной  целью президентской программы "Дети России" является создание благоприятных  условий для развития и жизнедеятельности  детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических  преобразований и реформ, в том числе от последствий межнациональных

Информация о работе Муниципальное управление как вид социального управления