В 
чрезвычайном режиме центр может 
одновременно являться штабом ЧС. Рабочие 
места руководителей при этом локализуются 
в пределах центра, а рабочие места специалистов 
могут находиться везде, где возможно 
осуществление сбора информации, значимой 
для принятия решения. Модели чрезвычайных 
ситуаций, в зависимости от характера 
ЧС, могут быть подготовлены заранее или 
генерироваться в процессе работы штаба. 
Для условий ЧС центр должен иметь расширенные 
возможности информационного обмена, 
представления информации, осуществления 
удаленного управления. Концепция предусматривает, 
что должны быть созданы варианты активизации 
дополнительных каналов связи, в том числе 
специальной, организации доступа ко всем 
необходимым информационным ресурсам 
города, расширения состава и конфигурации 
технических и программных средств, резервирования 
источников электропитания.
     Одним 
из существенных преимуществ ЦППР появляется 
возможность компактного, удобного 
для восприятия представления больших 
объемов информации. Представление 
может производиться на различных 
этапах обработки информации: от визуализации 
взаимодействующих информационных слоев 
в геоинформационных системах и пространственного 
представления данных с применением OLAP-технологий 
до полученных с применением режима «drill 
down» деталей процесса в виде отчетов, графиков 
и схем. Техническая поддержка процесса 
представления информации планируется 
осуществляться с помощью LCD-панелей, компьютерных 
проекторов, крупноформатных дисплеев.
  - В целях 
  обеспечения необходимого 
  уровня квалификации 
  муниципальных служащих 
  в сфере информационных 
  технологий создается система подготовки 
  (переподготовки) кадров на основе:
     •  
определения квалификационных требований 
к различным категориям муниципальных 
служащих в сфере использования информационных 
технологий,
     • 
 внедрения унифицированных процедур оценки 
квалификационных навыков сотрудников 
в области применения современных информационных 
технологий,
     •  
разработки и финансирования программ 
обучения для различных категорий муниципальных 
служащих, а также необходимых методических 
материалов,
     • 
 профессионального обучения и сертификации 
сотрудников служб информатизации, информирования 
муниципальных служащих о передовом опыте 
и инновациях в области информационных 
технологий, создания системы мотивации, 
поощрения и регламентации процессов 
использования муниципальными служащими 
информационных технологий.
  - Построение 
  системы обеспечения 
  безопасности информации и ее функционирование 
  должны осуществляться в соответствии 
  со следующими основными принципами: законность, 
  системность, комплексность, непрерывность, 
  своевременность, преемственность и непрерывность 
  совершенствования, разумная достаточность, 
  персональная ответственность, минимизация 
  полномочий, взаимодействие и сотрудничество, 
  гибкость системы защиты, открытость алгоритмов 
  и механизмов защиты, простота применения 
  средств защиты, научная обоснованность 
  и техническая реализуемость, специализация 
  и профессионализм, обязательность контроля.
     Организационной 
основой реализации настоящей Концепции 
является программа создания МИУС. Реализация 
отдельных мероприятий Программы должна 
предусматривать конкурсный отбор исполнителей. 
Контроль исполнения программы осуществляют:
     • 
 отдел связи и информатики администрации 
города - оперативный контроль, 
     • 
 департамент финансов администрации города 
- финансовый контроль, 
     • 
 рабочая группа совместно с ПАПИТ - научно-методический 
контроль и координация работ. Консультационную 
и экспертную оценку программы осуществляет 
ПАПИТ.
     Эффективная 
реализация Концепции достигается 
путем регулярного (не реже одного раза 
в год) приведения ее в соответствие 
с целями социально-экономического 
развития, принимаемыми в ходе административной 
реформы решениями, а также результатами 
мониторинга использования информационных 
технологий в деятельности администрации 
города.
     Необходимым 
условием успешной реализации Концепции 
является также максимальная публичность 
процесса выработки и принятия решений 
по всем поставленным в Концепции проблемам 
при широком их обсуждении общественностью, 
научными и экспертными кругами с применением 
механизмов общественной экспертизы. 
     2.2. 
Краевая Программа «Электронное 
Прикамье»
 
     Помимо 
«Концепции информатизации управленческой 
деятельности администрации города и 
администраций районов города Перми до 
2008 года», распространяемой лишь на территории 
краевого центра, в рамках ФЦП «Электронная 
Россия» была разработана Концепция 
целевой программы «Электронное 
Прикамье» (2004-2010 гг.) от 20.11.2003 № 1105, общий 
объем финансирования которой предполагает 
360 млн. рублей. Главной целью Программы 
является «создание условий для устойчивого 
развития гражданского общества и экономики 
области, повышения эффективности работы 
органов государственной власти области 
и местного самоуправления за счет широкого 
применения информационно-коммуникационных 
технологий во всех сферах деятельности»14.
     Её 
основные направления следующие. 
     1. 
Развитие информационных ресурсов, а именно:
  - совершенствование 
  деятельности представительных органов 
  власти, исполнительных органов государственной 
  власти области, территориальных органов 
  государственной власти Российской Федерации 
  в Пермской области, органов местного 
  самоуправления и бюджетных организаций 
  на основе применения ИКТ;
- создание 
  автоматизированных систем ведения государственных 
  кадастров и регистров;
- обеспечение 
  широкого доступа к информационным ресурсам, 
  совершенствование информационного взаимодействия 
  органов власти с хозяйствующими субъектами;
- формирование 
  и развитие системы информационных ресурсов 
  в сфере привлечения инвестиций и поддержки 
  научно-технической деятельности в Пермской 
  области.
     2. 
Развитие телекоммуникационной 
инфраструктуры доступа и создание 
центров подключения к открытым информационным 
системам:
  - развитие 
  телекоммуникационной инфраструктуры 
  сети электросвязи области путем интеграции 
  ресурсов всех категорий сетей, составляющих 
  Единую сеть электросвязи Российской 
  Федерации, а именно: сети связи общего 
  пользования (СОП), выделенных сетей связи, 
  технологических сетей связи, присоединенных 
  к СОП;
- развитие 
  сети общественных пунктов подключения 
  к информационным ресурсам на территории 
  Пермской области.
     3. 
Развитие системы подготовки 
специалистов по ИКТ и квалифицированных 
пользователей.
     Пункт 
2 данного постановления рекомендовал 
администрации Пермской области разработать 
и внести на рассмотрение Законодательного 
Собрания Пермской области проект областной 
целевой программы «Электронное Прикамье 
(2004-2010 годы)».
     Краевая 
Программа «Электронное 
Прикамье 2008-2010 годы» 
была разработана относительно недавно 
и в сети Интернет представлен ее проект. 
Проанализировав данный документ, можно 
сказать, что Программа 
«направлена на реализацию государственной 
политики в сфере региональной информатизации 
в соответствии с задачами модернизации 
государственного управления и социально-экономического 
развития регионов Российской Федерации»15 
и вполне отвечает современным представлениям 
об информатизации муниципального управления. 
     Общая 
цель программы – реализация государственной 
политики в сфере региональной информатизации 
в соответствии с задачами модернизации 
государственного управления и социально-экономического 
развития Пермского края.
     В 
проекте программы также обозначены 
конкретные цели, в том числе реализуемые 
на уровне муниципального управления, 
такие как:
  - Повышение 
  эффективности работы органов государственной 
  власти (ОГВ) края и органов местного самоуправления 
  (ОМС) за счет широкого применения ИКТ 
  во всех сферах деятельности.
- Повышение 
  эффективности управления Пермским краем, 
  местного самоуправления, функционирования 
  экономики за счет внедрения и массового 
  использования ИКТ.
     Конкретные 
задачи, реализуемые в ходе выполнения 
Программы.
    - Повышение 
    эффективности и качества 
    управления социально-экономическим 
    развитием края.
  - Информационное 
  обеспечение управления материально-техническими 
  ресурсами, финансами, кадрами и профессиональном 
  развитием сотрудников, делопроизводством 
  и документооборотом в структурах власти 
  всех уровней.
  - Автоматизация 
  обработки обращений и запросов граждан 
  и организаций, учета договоров органов 
  власти с гражданами и организациями.
- Автоматизация 
  управления реализацией программ и проектов.
- Информационное 
  обеспечение проведения закупок органами 
  государственной власти субъектов Российской 
  Федерации и органами местного самоуправления 
  для государственных и муниципальных 
  нужд.
- Развитие 
  сети муниципальных информационных и 
  геоинформационных систем.
- Создание 
  и функционирование системы «одного окна».
- Выравнивание 
  уровня информационно-технологического 
  обеспечения в территориях Пермского 
  края (в частности, в Коми-Пермяцком автономном 
  округе).
- Устранение 
  дублирования сбора данных региональными 
  и муниципальными органами власти, снижение 
  издержек для населения и организаций, 
  связанных с их предоставлением.
- Повышение 
  оперативности предоставления услуг, 
  требующих межведомственного взаимодействия, 
  снижение числа обращений граждан и организаций 
  в органы региональной и муниципальной 
  власти и сокращение времени вынужденного 
  ожидания.
- Совершенствование 
  системы информационно-аналитического 
  обеспечения управления, обеспечение 
  оперативности и полноты контроля за результативностью 
  деятельности органов власти, повышение 
  уровня подотчетности органов власти 
  гражданам.
- Обеспечение 
  эффективного межведомственного информационного 
  взаимодействия на основе внедрения системы 
  межведомственного электронного документооборота, 
  интеграции информационных систем, предоставления 
  регламентированного доступа к содержащимся 
  в них данным и автоматизации процедур 
  информационного обмена.
- Создание 
  единой информационной системы планирования 
  и контроля результативности деятельности 
  органов региональной власти по обеспечению 
  социально-экономического развития Пермского 
  края.
    - Обеспечение 
    доступа населения и 
    организаций к информации 
    о деятельности ОГВ 
    и ОМС края.
- Развитие 
  систем информационно-справочной поддержки 
  населения по вопросам получения государственных 
  услуг, внедрение электронных форм коммуникаций 
  в процедуры предоставления государственных 
  услуг населению и организациям.
- Обеспечение 
  государственного и общественного контроля 
  за деятельностью органов государственной 
  власти субъектов Российской Федерации 
  по сбору и хранению информации, а также 
  по организации доступа к ней.
- Обеспечение 
  информационной открытости программ и 
  проектов региональной информатизации 
  для общества, обеспечение участия всех 
  заинтересованных сторон в их разработке 
  и оценке результатов реализации.
    - Создание 
    условий для развития 
    информационно-телекоммуникационной 
    инфраструктуры, необходимой 
    для совершенствования 
    работы ОГВ и ОМС края, 
    предприятий и организаций.
- Создание 
  комплекса государственных и муниципальных 
  информационных систем, обеспечивающих 
  поддержку деятельности органов государственной 
  власти Пермского края и органов местного 
  самоуправления, а также объединяющих 
  их на основе общей информационно-технологической 
  инфраструктуры региона (далее – электронное 
  правительство региона).
- Концентрация 
  ресурсов на решении важнейших задач региональной 
  информатизации, управление региональной 
  информатизацией на основе программно-целевого 
  метода.
- Реализация 
  комплексного подхода к региональной 
  информатизации, обеспечение последовательности 
  и согласованности реализации проектов 
  и программ региональной информатизации.
- Стандартизация, 
  унификация и обеспечение совместимости 
  отдельных решений в рамках региональной 
  информатизации.
- Гармонизация 
  нормативной правовой и методической 
  базы, регламентирующей процессы региональной 
  информатизации, с федеральным законодательством.
- Интеграция 
  информационно-технологической инфраструктуры 
  региона с информационно-технологической 
  инфраструктурой федерального уровня.
- Реализация 
  комплекса мероприятий, направленных 
  на обеспечение управления региональной 
  информатизацией, включая совершенствование 
  ее нормативно-правовой базы, разработку 
  стандартов, создание типовых решений 
  в сфере региональной информатизации 
  и их сертификацию, разработку программ 
  и проектов региональной информатизации, 
  формирование совета по региональной 
  информатизации и соответствующих органов 
  управления, обеспечение мониторинга, 
  организацию финансирования и софинансирования 
  программ и проектов региональной информатизации.
- Обеспечение 
  поддержки научных исследований в области 
  развития и применения ИКТ.
- Развитие 
  межрегионального и международного сотрудничества 
  в области разработки и внедрения ИКТ.
    - Обеспечение 
    информационной безопасности 
    личности, общества, 
    ОГВ и ОМС края.
  - Построение 
  общей модели угроз в сфере информационной 
  безопасности (несанкционированный доступ, 
  изменения и хищения, компьютерные вирусы 
  и т.д.).
  - Разработка 
  критериев отнесения информационных объектов 
  (информационных систем) к системам, требующим 
  защиты, и перечень необходимых мер по 
  обеспечению их защиты.
- Классификация 
  информационных объектов (информационные 
  системы) по необходимому уровню обеспечения 
  защиты информации и общие требования 
  к ним.
    - Согласование 
    требований к отдельным подсистемам, а 
    также их аттестации с точки зрения информационной 
    безопасности.
- Регламентация 
    порядка доступа к различным подсистемам.
- Совершенствование 
    и развитие нормативно-правовой базы по 
    обеспечению прав граждан на защиту персональных 
    данных.
- Регламентация 
    доступа (для государственных служащих) 
    к персональным данным граждан.
- Обеспечение 
    информированности граждан о характере 
    и содержании их персональных данных в 
    информационных системах структур власти 
    различного уровня.
  - Повышение 
  эффективности взаимодействия ОГВ и ОМС 
  Пермского края как между собой, так и 
  с гражданами и хозяйствующими субъектами 
  на основе использования современных 
  ИКТ.
  - Обеспечение 
  интеграции ведомственных информационных 
  систем и ресурсов и условия для межведомственного 
  взаимодействия.
- Формирование 
  сеть муниципальных информационных и 
  геоинформационных систем.
- Повышение 
  уровня квалификации и профессиональной 
  подготовки работников органов региональной 
  и муниципальной власти в сфере использования 
  информационных и коммуникационных технологий.
- Формирование 
  эффективной региональной нормативной 
  правовой базы в сфере ИКТ.16
 
     
     ГЛАВА 3. 
ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО 
СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ 
НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ 
СЛУЖБЫ
     3.1. 
Текущее состояние информатизации 
в Пермском крае
 
     В 
рамках реализации вышеуказанных Программ 
и Концепций в Перми и Пермском 
Крае проделана определенная работа. Так, 
работы по созданию элементов электронной 
системы муниципального управления в 
администрации города Перми осуществляются 
с 1995 года. За прошедшие годы были созданы 
базовые информационные ресурсы: