Муниципальное управление в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение системы муниципального управления в Республике Казахстан, в частности регионального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теории и сущность муниципального управления ;
- Исследовать опыт муниципального управления в зарубежных странах;
- Рассмотреть структуру органов регионального управления в РК;
- Выявить направления и эффективность государственного
муниципального управления

Работа содержит 1 файл

курсоваЯ .docx

— 62.03 Кб (Скачать)

Одним из механизмов этого управления должно быть планирование. История  знает немало примеров вхождения  стран в рыночную экономику с  помощью государственных программ, методов планового регулирования. Поэтому неслучайно Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. неоднократно подчеркивает необходимость планирования. В частности, он указывал на то, что  «… пора перестать жить от квартала к кварталу или от года к году, не имея даже трехлетних или пятилетних планов развития. Правительству же пора произвести разработку пятилетних и годовых индикативных планов развития и включить в эту работу все  исполнительную власть и частный  сектор».

Эта же позиция потом была подтверждена в послании Президента РК народу Казахстана, где было указано «… незамедлительно  начать разработку стратегии развития страны на длительную перспективу и  подготовку пяти – и десятилетних планов развития».

Здесь важно понять, что речь идет не о возрасте к жесткой, тоталитарной  системе государственных планов, а гибкой, динамичной системе регулирования  экономического развития с помощью  планирования. Причем планирование должно быть дифференцировано в зависимости  от управленческой иерархии, т.е. уровня управления экономикой.

Достижение целей социально-экономического развития любого общества начинается в сфере производства при нормальном функционировании первичного звена  управления. В силу этого планирование, как сердцевина управления, наибольшее значение имеет на микроуровне.

В условиях формирования рыночных отношений  в республике речь должна идти об усилении планирования на уровне микроэкономики, о внутрипроизводственном и внутрифирменном  планировании как основного механизма  реализации целей  национальных программ.

В Казахстане, по примеру Германии, следует создать систему регионального  планирования как связующее звено  между органами управления областей и районов. Основная цель такого планирования- обеспечение во всех регионах «равноценных условий жизни».

Одним из методов регионального  управления может явиться «секторный подход». Отдельные участки территории становятся объектами активного  целенаправленного воздействия  со стороны региональных органов.

Все меры при этом подходе нацелены на запрещение или приостановку нежелательного регионального процесса или вида деятельности в данном секторе. При  этом одной из важнейших функций  местных органов управления является обеспечение комплексного развития местного хозяйства.

В целом метод является аналогией  матричной (решеточной) структуры.

В рамках концепции региональной политики предполагается использование различных  механизмов регулирования развития регионов республики. В целях постоянного  контроля социально-экономической  ситуации  в регионах будет использоваться система рейтинговой оценки развития регионов на основе ключевых параметров. Рейтинговая оценка позволит иметь  постоянную информацию о развитии ситуации  в регионах. Такая система позволит оперативно реагировать Правительству  на те или иные случаи изменения  ситуации.

В макроэкономической стабилизации экономики  республики большую роль играет обеспечение  сбалансированности ее основных параметров  (объемы производства и степень удовлетворения потребностей, доходы и расходы и  др.)  В решении этой проблемы существенное значение имеет использование балансового  метода в управлении экономикой.

В переходный период одним из существенных является метод целевой программы. Целевую программу региона можно  характеризовать как систему, ориентированную  на достижение заданной цели. В рамках целевой программы появляется возможность  четко устанавливать не только вертикальные, но и горизонтальные связи между  звеньями экономических и социальных систем и тем самым повышать эффективность  их функционирования.

В региональном управлении применение методы целевой территориальной  программы имеет ряд ограничений: дефицит ресурсов и ограничение  возможностей в их распределении. В  силу этого возникает необходимость  в их распределении. В силу этого  возникает  необходимость обязательного  включения целевых заданий и  программных мероприятий областных, районных программ в общереспубликанскую  программу социально-экономического развития.

К приоритетам региона отнести  механизм его функционирования, который  представляется некоторыми составляющими:

- территориальное кооперирование  предприятий региона по  выполнению  централизованных заданий по  выпуску продукции, предназначенных  на внешний рынок;

- местные решения по оказанию  услуг населению и выпуску  товаров для населения;

- совместное использование средств  производства;

- механизм функционирования и  воспроизводства социальной инфраструктуры  и др.

При осуществлении управленческих процессов следует иметь в  виду,      что развитие региона является категорией. Несмотря  на то, что всегда  количественно  выразить процесс развития и в  более единым  универсальным показателем, все же некоторым его аспектам возможно дать количественную оценку.

Обобщая проблемы регионального управления, можно заключить, что теоретической  основой региональной системы управления должно признаваться главенствующее положение  человека по отношению ко всем остальным  факторам. Население региона является творцом развития и в то же время, конечно, целью любой деятельности, способствующий этому развитию[11].

 

2.2 Общая характеристика  муниципалного управления в Алматинской  области

Алматинская область относится к ярко выраженным аграрно-индустриальным регионам со значительным производственно-экономическим потенциалом.

Географическое расположение области  в благоприятной природно-климатической  зоне, наличие плодородных земель и водных ресурсов, прохождение по ее территории транспортных коридоров, а также близость к территориям  других стран определяет текущую  специализацию области.

Потенциал сельского хозяйства  позволяет обеспечить продовольственную  безопасность области и г.Алматы и выход на внешние рынки с  экологически чистыми продуктами.

Наличие обширной сырьевой базы способствует формированию плодоовощного и молочного  кластеров, продовольственного пояса  вокруг г.Алматы.

Наличие минерально-сырьевых ресурсов и производственных мощностей способствует развитию кластера «Строительные материалы».

Область располагает половиной  запасов гидроресурсов Казахстана в виде сотен горных рек, где возможно строительство гидроэлектростанций. Имеется значительный потенциал ветровой энергии, особенно в районе Джунгарских ворот и Шелекского коридора.

Природно-рекреационные ресурсы (ландшафты Заилийского и Джунгарского Алатау; озера Алаколь, Балхаш, Капшагайское водохранилище, горные озера, реки, источники минеральной воды и лечебной грязи и другие) создают благоприятные условия для развития туризма.

Одной из позитивных сторон является развитие транзитного потенциала региона  и усиление роли приграничных территорий как важнейших зон международного экономического сотрудничества путем  развития транспортных маршрутов, транспортно-логистических  услуг и инфраструктуры центров  приграничной торговли[12].

Интенсивное развитие экономических  реформ и территориального устройства привели к росту экономически активного населения области  на 8%, денежных доходов на душу населения  в 3,3 раза, снижению уровня безработицы  до 6,5%. Значительно улучшилось материально-техническое  состояние объектов образования, здравоохранения, спорта и культуры.

Организации образования предоставляют  академические знания и развивает  навыки, способствующие формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и  духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству.

За период с 2005 по 2010 гг. сеть детских  дошкольных организаций возросла на 315 (286-мини-центров, 29-детских садов), организаций технического и профессионального образования - на 16 организаций, а также сеть школ на 16 школ, что способствовало в доступности образования.

Увеличение числа объектов ТиПО повышает обеспеченность различных  отраслей экономики области квалифицированными кадрами.

Вместе с тем, имеются негативные стороны, которые не позволяют полностью  использовать имеющийся потенциал  и сдерживают развитие экономики  области.

Негативные стороны сферы образования  проявляются в низком охвате детей  в возрасте от 1 до 6 лет услугами дошкольного образования, значительном физическом и моральном износе зданий образования, низком уровне обеспеченности объектов дошкольного, среднего и профессионально-технического образования соответствующим оборудованием  и инвентарем.

Вместе с тем, имеются негативные стороны, которые не позволяют полностью  использовать имеющийся потенциал  и сдерживают развитие экономики  области.    

Территориальные диспропорции в размещении производительных сил, отсутствие промышленных звеньев цепочки добавленной  стоимости в формировании кластеров  обуславливают неравномерность  развития районов и городов. Низкое оснащение современным технологическим  оборудованием и значительное старение основных производственных фондов большинства  предприятий ведут к росту  энерго-, трудо-, материалоемкости и  снижают конкурентоспособность  выпускаемой продукции.

В сельском хозяйстве мелкотоварность  хозяйств и малые размеры наделов  земли не позволяют проводить  крупномасштабную селекционно-племенную  работу и соблюдать научно-обоснованный севооборот, широко использовать современные  технологии, механизацию и автоматизацию  процессов производства.

Ухудшение технического состояния  оросительных систем привело к нерациональному  использованию орошаемой пашни  и снижению урожайности сельхозкультур.

Степень износа сельскохозяйственной техники составляет более 80%, что  ведет к снижению производительности труда, повышению себестоимости  продукции и падению уровня конкурентоспособности.

Отмечается значительный износ  основного и вспомогательного оборудования на теплоэлектростанциях области, потери в электросетях составляют 16,1%, в  теплосетях - 28%.

Слабая туристическая  инфраструктура, плохое состояние дорог, ведущих к объектам туризма, низкий уровень сервисных услуг и  отсутствие профессиональных кадров тормозят развитие туризма, который является одним из стратегических направлений  специализации области в экономике  республики. 

В области более 70% населения  проживают в сельской местности, что предопределяет невысокий уровень  жизни населения, недостаточный  уровень квалификации трудового  потенциала, отрицательные миграционные потоки из села в город, замедляется  развитие сельских территорий.

Рейтинг составлен на основе статистических показателей по следующим  экономическим позициям: рост действующих  компаний, налоговые поступления  в бюджет, инвестиции в основной капитал, фонд заработной платы, количество наемных работников. Оценивающим  фактором является рост показателя по отношению к прошлогоднему значению. По каждому показателю выстраивается  рэнкинг (от 1 до 16 места) по темпу роста  и далее производится суммирование мест в пяти рэнкингах. Чем меньше суммарное значение, тем выше рейтинг. Все показатели сравниваются с аналогичным  периодом прошлого года. По таблице  можно сделать следующие выводы:

- что Алматинская область  по привлечению инвестиции занимает  второе место по республике  уступая Жамбылской области, также  занимает сильную позицую;

- вообщем по республике  Алматинская область по эти  показателям, которые перечислены  выше занимает среднюю позицию  исключается только по показателям  наемных рабочих, который занимает 16 место и в числе слабых (Таблица  1).

 

 

 

 

 

 

Таблица — Рейтинг акимов областей

#

Аким

область

Действующие компа

нии

фзп

Нало ги

Инвестиции

Наемные работники

Сум ма

1

Аскар Мырзахметов

ЮКО

1

3

9

3

5

21

2

Канат Бозумбаев

Жамбылская

10

2

3

1

10

26

3

Имангали Тасмагамбетов

г. Астана

11

4

5

5

4

29

4

Серик Ахметов

Карагандинс

кая

2

16

2

4

7

31

5

Серик Умбетов

Алматинская

6

7

6

2

14

35

6

Елеусин Сагиндиков

Актюбинская

4

6

13

12

3

38

7

Бергей Рыскалиев

Атырауская

3

12

10

13

1

39

8

Крымбек Кушербаев

Мангыстаус

кая

9

1

15

10

6

41

9

Болатбек Куандыков

Кызылординская

5

5

14

15

2

41

10

Бердибек Сапарбаев

ВКО

12

8

8

6

9

43

11

Сергей Кулагин

Костанайская

7

11

1

8

16

43

12

Сергей Дьяченко

Акмолинская

16

9

4

9

8

46

13

Ахметжан Есимов

г.Алматы

13

14

11

7

12

57

14

Серик Билялов

СКО

15

15

7

11

13

61

15

Бакытжан Сагинтаев

Павлодарская

14

13

12

14

11

64

16

Бактыкожа Измухамбетов

ЗКО

8

10

16

16

15

65

Информация о работе Муниципальное управление в РК