Муниципальное управление в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение системы муниципального управления в Республике Казахстан, в частности регионального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теории и сущность муниципального управления ;
- Исследовать опыт муниципального управления в зарубежных странах;
- Рассмотреть структуру органов регионального управления в РК;
- Выявить направления и эффективность государственного
муниципального управления

Работа содержит 1 файл

курсоваЯ .docx

— 62.03 Кб (Скачать)

Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года предусмотрено  достижение ключевых показателей развития страны. Таким образом, доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП  к 2015 году составит не менее 12,5 процента, а к 2020 году - не менее 13 процентов. Доля несырьевого экспорта в общем  объеме увеличится с 10 до 40 процентов  к 2015 году и до 45 процентов - к 2020 году. Производительность труда в обрабатывающей промышленности планируется увеличить  в 1,5 раза к 2015 году и в 2 раза к 2020 году, а в сельском хозяйстве в 2 раза к 2015 году и в 4 раза к 2020 году. Энергоемкость  ВВП снизится не менее чем на 10 процентов к 2015 году и не менее  чем на 25 процентов к 2020 году. К 2020 году ВВП увеличится в реальном выражении  не менее чем на треть по сравнению  с уровнем 2009 года. По плану инфляция в среднем за десятилетний период будет находиться в пределах 5-8 процентов. Создание реальных условий для повышения  качества жизни и укрепления социальной стабильности в обществе остается одним  из главных приоритетов страны. Для  этих целей будет создана эффективная  система социальной защиты для тех, кто действительно в ней нуждается. С другой стороны, будут выработаны эффективные меры по обеспечению  занятости населения и уменьшению безработицы, уровень которой к 2020 году не будет превышать 5 процентов (в последние 5 лет он составлял 7-8 процентов).

К 2015 году будет завершено внедрение  Единой национальной системы здравоохранения. Эффективное межведомственное взаимодействие в области охраны здоровья населения  и конкурентоспособная система  здравоохранения позволят к 2020 году вдвое снизить материнскую и  младенческую смертность, на 30 процентов  уменьшить общую смертность, сократить  заболеваемость туберкулезом на 20 процентов, значительно ограничить табакокурение, наркоманию и злоупотребление алкоголем. В целом ожидаемая продолжительность  жизни увеличится с 68 до 72 лет.

Все эти показатели взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Для реализации этого плана будет разработана  прогнозная схема территориально-пространственного  развития страны. Она будет представлять единую систему рационального размещения производительных сил, транспортно-коммуникационной, социальной и другой инфраструктуры, расселения населения республики в  разрезе регионов[18].

19 марта 2010 года указом президента  РК принята Государственная программа  форсированного индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан  на 2010-2014 годы. Она является логическим  продолжением проводимой политики  диверсификации экономики, интегрируя  в себя основные подходы Стратегии  индустриально-инновационного развития  на 2003-2015 годы, программы «30 корпоративных  лидеров Казахстана», а также  других документов в сфере  индустриализации.

Успешная реализация этой программы  будет способствовать обеспечению  устойчивого и сбалансированного  роста через ее диверсификацию и  повышение конкурентоспособности  в долгосрочном периоде. Традиционные экспортно ориентированные сектора  индустрии исполнят роль локомотивов  индустриализации за счет развития производств  последующих переделов и обеспечения  широкого мультипликативного эффекта  от их развития на сопряженные сектора  экономики. Предприятия нефтехимии, космической промышленности, инфокоммуникации, производства удобрений, фармацевтики, специализированного машиностроения, керамики, стекольного производства получат устойчивое развитие.

Форсированное развитие агропромышленного  сектора и легкой промышленности на основе внедрения инноваций снизит зависимость экономики от импорта  товаров потребительского спроса и  расширит их экспортный потенциал с  учетом рынка Таможенного союза. Производительность труда в агропромышленном комплексе будет увеличена почти  в 2 раза. Создание и внедрение наукоемких технологий и конкурентоспособной  продукции секторов «экономики будущего»  позволит Казахстану создать основы постиндустриальной экономики. Доля инновационно-активных предприятий увеличится к 2015 году до 10 процентов от числа действующих  предприятий. Будет достигнуто опережающее  развитие инфраструктуры - энергетической, транспортной, инфокоммуникационной.

За счет снижения административных барьеров, создания условий для развития свободной конкуренции, расширения казахстанского содержания, проведения эффективной тарифной политики, целенаправленного  создания сети предприятий малого и  среднего бизнеса вокруг крупных  промышленных производителей произойдет решающий перелом в развитии отечественного предпринимательства[19].

Сформированная единая система  инструментов и мер государственной  поддержки, включающая в себя специальные  бюджетные программы, позволит скоординировать  и сконцентрировать усилия государства  и бизнеса и приведет к синергетическому эффекту в индустриализации страны и позволит достичь поставленных целей программы.

На региональном уровне реализация стратегического плана развития и прогнозной схемы территориально-пространственного  развития страны будет обеспечиваться посредством разработки «Программ  развития территорий на 5 лет». Это будет  единый документ, вводимый взамен различных  региональных отраслевых программ.

Несомненно, успешность и результативность долгосрочных стратегий развития, государственных  и региональных программ во многом зависит не только от качества разработки, но и от механизмов их реализации. Реализация этих документов осуществляется посредством  стратегических планов государственных  органов, стратегий и планов развития национальных холдингов и компаний, отраслевых программ и, конечно, республиканского и местных бюджетов.

Названные документы, по сути, являются тактическими, определяющими конкретные механизмы достижения стратегических целей. Внедрение методов и процедур управления, ориентированных на результат, означает изменение подхода не только к планированию, но и бюджетному процессу.

Суть новых подходов к этому  процессу состоит в том, что распределение  бюджетных средств основывается на приоритетах, а эффективность  исполнения бюджета измеряется не степенью освоения выделенных бюджетных средств, а степенью достижения конкретных результатов  деятельности государственных органов. В этой связи важной становится задача увязки бюджетных расходов с приоритетами государственной политики, то есть распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям.

Каждый из указанных документов должен иметь определенную систему  показателей ожидаемых результатов - четко выраженных, измеримых, проверяемых, доступных и понятных. Исполнение каждого документа и достижение обозначенных в нем результатов  должно постепенно приводить к выполнению документов вышестоящего уровня. В  целях своевременного реагирования и актуализации данных документов с  учетом меняющихся внутренних и внешних  факторов социально-экономического развития вводится институт мониторинга и  оценки реализации программ[20].

Логическим продолжением предпринимаемых  мер по совершенствованию системы  государственного управления является введение системы критериев и  инструментария оценки эффективности  деятельности государственных органов  в соответствии с указом президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года. Оценка будет проводиться ежегодно по таким направлениям, как достижение стратегических целей и задач, реализация бюджетных программ, оказание государственных  услуг, управление персоналом, применение информационных технологий, исполнение поручений главы государства  и премьер-министра. При этом оцениваться  будут как центральные государственные  органы, так и акиматы областей, городов Астаны и Алматы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о месте и роли современного государства в управлении обществом  является одним из центральных как  в теории, так и на практике. Особое место государства в системе  общественных институтов определяется тем, что государство - это субъект  управления, который обеспечивает организацию  и функционирование всех элементов  социально-экономической системы[21, с. 57].

Результаты исследования показывают настоятельную необходимость повысить действенность исполнительной власти и ее кадров во всех сферах жизни, в  проведении экономической реформы, решении социальных проблем общества. Видимо, необходимо более четкое определение  законодательством сочетания и  разграничения государственной  и негосударственной сферы в  экономике, социальной сфере, в системе  образования и здравоохранения.

Казахстанское общество должно развиваться  в направлении подлинной реализации прав граждан. Важно поставить под  реальный народный контроль работу всех должностных лиц, от Президента Казахстана до муниципальных работников.

Наиболее серьезной проблемой, вставшей перед правительством и  народами Казахстана, явилась задача создания жизнеспособного государства  двадцать первого века[22, с.78].

Анализ процесса формирования политических институтов, государственных структур, демократических процессов и  разделения полномочий между различными ветвями власти выявляет различия в  практической деятельности не только органов власти в регионах Казахстана, но и органов власти  регионального  уровня. Реформирование политического  и государственного устройства страны проводилось в условиях отсутствия законных и эффективных форм децентрализации  системы государственной власти.

В течение первого десятилетия  политического реформирования явной  характеристикой государственной  системы управления была диспропорция между формальными обязательствами  и их выполнением на практике.

Создание сбалансированных институтов, законов и норм регулирования  потребует, как свидетельствует  мировая практика, многих лет. Однако и текущая политическая жизнь  должна регулироваться законом, а не ожиданием будущего.

Органы государственной и региональной власти и в период реформирования политической и социально-экономической  жизни страны должны выполнять целый  ряд экономических, социальных и  организационных функций. Эта роль должна рассматриваться как одна из наиболее важных и приоритетных задач. Одной из главных их функций  является укрепление неправительственных  социальных механизмов, поиски новых  форм собственности, новых форм демократического управления, форм приспособления национальной экономики к колебаниям международной  экономики и пользования преимуществами новых технологий и форм производства, а также торговыми возможностями. И вновь повторим, что все это  на фоне основополагающей задачи защиты своих граждан от угрозы их благосостоянию. Государство должно воссоздавать формы  социальной солидарности и поощрять социальную интеграцию. Правительство  должно создавать механизмы, смягчающие условия неравенства и бедности, которые могут возникнуть в результате воздействия нерегулируемой рыночной экономики. Политическое вмешательство  государства направлено на более  эффективное использование человеческого  и финансового потенциала и более  справедливое распределение доходов[23, с. 23].

При умелом использовании экономических  методов управляющие органы в  условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей  экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость  в административном контроле, который  сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах  обслуживания населения[24].

Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием  региона неразрывно связаны с  созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень  и качество. Главный компонент  социально-экономического развития —  это воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его  жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственное и муниципальное  управление, Москва 2009 - с.403.

2. http://www.google.kz  - Европейская Хартия местного самоуправления

3. Васильев А. А. Муниципальное  управление: Курс лекций., Издатель: Гладкова  О. В., 2004 — с. 348.

4. Уткин Э.А., Денисов  А. Ф.  Государственное и муниципальное  управление. М.: Ассоциация авторов  и издателей «Тандем». Издательство  «ЭКМОС», 2001- с.655.

5. Широков А.Н., Местное самоуправление  в политической системе современной  России: особенности и проблемы  становления. Обнинск, 1997- с.765.

6. Вобленко С.Ф. Основы местного  самоуправления: Учебное пособие, 1997- с. 356.

7. Тихомиров Ю. А. Муниципальное  право: Учебник. М.: Норма, 2003-  с.743.

8. Шугрина Е. С. Муниципальное  управление. Новосибирск: Издательство  новосибирского университета, 1995- с.554.

9. Государственное и муниципальное  управление.  Чиркин В.Е. 2009-с. 576.

10. http://polbu.ru/starcev_govmanagement - статья Я.Ю. Старцева. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах

11. http://uchebnik.kz - К. Е Бердалиев ,Основы управления экономикой Казахстана

12. http://www.kz.all.biz/regions — Характеристика регионов Казахстана

13. http://www.regnum.ru- Рейтинг акимов областей РК

14. http://www.google.ru - Программа развития Алматинской области на 2011-2015гг

15. http://adilet.minjust.kz - Послание главы государства народу «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» от  2010 года

Информация о работе Муниципальное управление в РК