Организации местного самоуправления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны. Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.
Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

Содержание

Введение
1. Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации
2. Характерные черты присущие современной модели местного самоуправления в Российской Федерации.
3. Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления
4. Развитие местного самоуправления в современной России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

организации местного самоуправления в Российской Федерации.docx

— 40.80 Кб (Скачать)

Во-вторых, не осознавалась как проблема необходимость формирования системы взаимодействия органов  государственной власти и местного самоуправления на качественно новых основаниях. Новый статус местной власти предполагает новые отношения с государством. Именно поэтому соответствующие законы (об общих принципах организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) принимались отдельно без понимания необходимости сопряжения двух подсистем (государственной и муниципальной) в системах публичной власти и управления развитием страны.

В-третьих, не осознавалась роль государства в процессе становления  местного самоуправления. Концепция  Федеральной целевой программы  государственной поддержки местного самоуправления, утвержденная Правительством России, отводила государству по отношению  к местному самоуправлению роль стороннего наблюдателя, не мешающего, но и не помогающего  развитию местного самоуправления.

На практике государство  в период становления местного самоуправления использовало весь его социальный потенциал, подвергнув по существу «испытанию на прочность» нарождающийся институт народовластия. Это выразилось в  создании таких условий, при которых  дефицит консолидированного бюджета  страны сосредотачивался на нижнем уровне бюджетной системы - в муниципальных  бюджетах. Более того, процесс формирования экономической основы местного самоуправления во многом носил стихийный характер. Процессы приватизации и муниципализации  не были согласованными. Причем первый поддерживался государством, а второй нет. В результате интенсивной приватизации значительная часть собственности, которая могла бы составить экономическую  основу местного самоуправления, была утрачена.

Такая политика не могла долго продолжаться. К 2000 г. коммунальное хозяйство практически  полностью исчерпало свой ресурс.

Недооценка руководителями исполнительной власти страны важности реформы местных властей, вылившаяся в неурегулированность межбюджетных отношений, способствовала постоянному сокращению доходов местных бюджетов и росту их дефицита, что в конечном итоге привело к коммунальному кризису. В наиболее яркой форме это проявилось в Приморском крае.

Единственным практическим достижением прошедшего периода  реформирования местной власти стало  создание правовых и организационных  основ местного самоуправления. Остальные  основополагающие конституционные  гарантии местного самоуправления не были обеспечены.

Созидательный потенциал  местного самоуправления остался нереализованным. Более того, во многих политических кругах укреплялось мнение, что введение местного самоуправления было ошибкой.

Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление  мер государственной поддержки  местного самоуправления.

В сентябре 1997 года был принят Федеральный Закон  «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Он определил  основные направления и принципы организации местных финансов, установил  источники формирования направления, использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Процесс формирования системы местного самоуправления и

законодательства  о нем не завершен. Необходимо осмыслить

первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно

представить функционирование современной модели местного

самоуправления.

Заключение

Учитывая роль и  место местного самоуправления в  решении вопросов перехода России к  устойчивому развитию и повышению  конкурентоспособности страны, становление  и развитие местного самоуправления должно стать одной из приоритетных задач государственного строительства. Процесс должен осуществляться в  рамках специальной общегосударственной  программы.

Условием развития местного самоуправления является наличие  общей стратегии государственного строительства и представлений  о роли и месте местного самоуправления в системах публичной власти и  управления развитием.

Роль государства  в становлении и развитии местного самоуправления в целом должна возрасти. Усиление роли государства в отношении  муниципальных образований должно осущест¬вляться не в направлении непосредственного участия в решении вопросов местного значения, а в направлении усиления его роли в координации всех процессов государственного строительства, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований. Необходим переход от эпизодических мер государственной поддержки развития муниципальных образований к системной работе по управлению реформой в направлении создания необходимых условий развития местного самоуправления.

Необходимо переходить от политики государственной поддержки  местного самоуправления (как политического  института) к государственной политике в отношении муниципальных образований  и поселений (как социально-экономических  целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией - демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).

Наиболее «узким»  местом государственного строительства  остаются вопросы взаимодействия органов  государственной власти и местного самоуправления. Поэтому основная стратегическая задача центральной власти в ближайшей  перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия двух систем власти и  управления, для чего необходимо:

1. установить оптимальную  систему распределения полномочий  по уровням власти и механизмы  ее коррекции и совершенствования  в соответствии с реальными  возможностями конкретных категорий  муниципальных образований, создавая  стимулы социально-экономического  развития;

2. провести административную  реформу и реформу административно-территориального  деления; 

3. обеспечить развитие  межбюджетных отношений на основе  нормативного определения (в натуральных  показателях) объемов финансирования  государственных (конституционных)  социальных гарантий, одновременно  определив и включив стимулирующие  механизмы;

4. обеспечить государственный  и муниципальный контроль за соблюдением законодательства и создание системы взаимной ответственности органов местного самоуправления и органов государственной власти; создать правовые механизмы эффективного контроля за деятельностью органов местного самоуправления; усилить роль представительных органов местного самоуправления, особенно в части контроля за муниципальными финансами и деятельностью исполнительных органов местного самоуправления, с постепенным переходом к контрактной системе назначения глав местных администраций;

5. разработать целостную  государственную политику в отношении  поддержки поселений по переходу  их на режим устойчивого развития;

6. осуществить меры, направленные на повышение эффективности  рассмотрения судебных споров  между органами государственной  власти и местного самоуправления.

7. Необходимо признать, что наша страна (а вместе с  ней и местное самоуправление) еще пока находится в переходном  периоде. Развитие местного самоуправления - процесс длительный. Поэтому и  грядущие изменения в системе  организации местной власти надо  осуществлять с учетом этих  обстоятельств, не обольщая себя  надеждой: вот примем новый закон,  и все изменится к лучшему. 

Список используемой литературы

Правовые источники:

1. Закон СССР "Об  общих началах местного самоуправления  и общего хозяйствования в  СССР" от 9.04.1990/Ведомости Съезда  народных депутатов СССР и  Верховного Совета СССР.№16. 1990. Ст. 267

2. Конституция Российской  Федерации. – М.: Новая Волна, 1996.

3. Собрание законодательства  Российской Федерации. 1995.№ 35.ст. 3506

4. Собрание законодательства  Российской Федерации. 1996.№ 17.ст. 1917

5. Собрание законодательства  Российской Федерации. 1996.№ 49.ст. 5500

6. Собрание законодательства  Российской Федерации. 1996.№ 36.ст. 4466

7. Собрание законодательства  Российской Федерации. 1997.№ 55.ст. 1378

Учебники и монографии:

8. Алексеев Ю.П.  Основы местного самоуправления. - М.: РАГС, 1997.

9. Аяиков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века.

10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002.

11. Васильев В.И.  Местное самоуправление. - М., 1999.

12. Велихов Л.А.  Основы городского хозяйства.  О его управлении, финансах и  методах хозяйства. - М.1995.

13. Градовский А.Д. История местного самоуправления в России / Собр.соч. – СПб, 1999.

14. Казанцев Ю.Д., Стрекозов В.Г. Конституционное право России. - М.: Новый Юрист, 2000.

15. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999.

16. Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001.

17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2002.

18. Комментарий  к Федеральному закону «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации». - М., 1997.

19. Кутафий О.Е., Государственное право Российской  Федерации. - М.: Юрид литература , 2002.

20. Кутафий О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право  России. - М., 1998.

21. Лазаревский М.И. Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами. - СПб., 1995.

22. Лекции по  конституционному праву РФ. –  М.: Изд-во Московской Государственной  Юридической Академии, 1997.

23. Медведев Н.П.  Местное самоуправление в зарубежных  странах. – М., 1994.

24. Щтобер Р. Практическое требование и опасности местного самоуправления / Местное самоуправление. Теория и практика. - М.,1995.

Статьи в периодических  изданиях:

25. Абрамов В.А.  Местное самоуправление: идея и  опыт //Социс. 1997., №1., С.123.

26. Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ, Серия 11, Право, 1996, №2., С. 33.

27. Актуальные проблемы  формирования местного самоуправления  в Российской Федерации. «Круглый  стол» в институте государства  и права РАИ // Государство и  право .-1997.-№5. С. 28.

28. Андреев С.  С. Управление и самоуправление: природа соотношения // Самоуправление, 1995, №1, С. 136.

29. Васильев В.И.  Местное самоуправление и государственная  власть // Вестник государственной  службы.-1993.- №11.-С.23

30. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право .- 1996.- №2.- С. 142


Информация о работе Организации местного самоуправления в Российской Федерации