Организационные основы муницыпального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:18, доклад

Описание работы

Все многообразие организационных форм муниципального управления основывается на разделении местной власти на три основных элемента: представительный, исполнительный органы и главное должностное лицо.
Данная форма предусматривает разделение местной власти на представительную и исполнительную. В зависимости от широты полномочий мэра различают два варианта этой формы организации муниципального управления.

Работа содержит 1 файл

Организационные основы муниципального управления.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

 Организационные основы  муниципального управления

Все многообразие организационных  форм муниципального управления основывается на разделении местной власти на три  основных элемента: представительный, исполнительный органы и главное  должностное лицо.

Организационные формы муниципального управления определяются сочетанием:

а) Способа вступления в должность главного должностного лица:

  • в результате выборов всем населением
  • в результате выборов депутатами представительного органа
  • в результате найма на контрактной основе представительным органом;

б) Распределением полномочий между различными органами местного самоуправления (представительным, исполнительным, распорядительным, контрольным и  другими);

в) методом осуществления  взаимодействия между органами местного самоуправления (распределение компетенции, прямое руководство, нормативное регулирование и т.п.)

Практический российский и мировой опыт позволяет выделить как наиболее характерные следующие  основные формы муниципального управления.

Форма муниципального управления – “совет – мэр”.

Данная форма предусматривает  разделение местной власти на представительную и исполнительную. В зависимости от широты полномочий мэра различают два варианта этой формы организации муниципального управления.

Форма муниципального управления – “совет – “слабый” мэр”, где мэр избирается из состава совета и полностью контролируется советом. Данная форма была характерна до 1917 г. и использовалась в городском управлении с 1991 по 1994 гг.

Форма муниципального управления – “совет – “сильный” мэр”, где мэр избирается на всеобщих выборах, независим в своих действиях, имеет право вето. Данная форма характерна для нынешних губернских городов.

Форма муниципального управления – “совет – управляющий”, где традиционный совет нанимает управляющего на контрактной основе для руководства администрацией.

Форма муниципального управления – “совет”, где в одном органе одновременно сосредоточена представительная и исполнительная власти. Депутат возглавляет определенную муниципальную службу. Данная форма повсеместно использовалась в советский период управления. Большая часть депутатов практически ни на что не влияла, решали те, кто был в исполкоме.  

Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях   

 В соответствии  с Градостроительным кодексом России к городским поселениям относятся города и поселки.   

 Факторы, влияющие  на организацию местного самоуправления  в городских поселениях: численность жителей города, его размеры, наличие или отсутствие городских районов и др.   

 Городские поселения в зависимости от численности подразделяются на:  

1) сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);  

2) крупнейшие города (от 1 до 3 млн. чел.);  

3) крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. чел.);  

4) большие города (от 100 до 250 тыс. чел.);  

5) средние города (от 50 до 100 тыс. чел.);  

6) малые города и  поселки (до 50 тыс. чел.).

Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях   

 К сельским поселениям  относятся: села, станицы, деревни,  хутора, кишлаки, аулы и др.   

 В ведении муниципального образования находятся поселения, которые связаны с ним в административном, производственном или территориальном отношениях: поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и т.п.), а также одиночные дома.   

 Организация местного  самоуправления в сельских поселениях  имеет особенности, которые связаны  с их финансово-экономической базой, социально-экономическим развитием, численностью населения и другими факторами.   

 Если сельское поселение  не имеет статуса муниципального образования, оно неможет формировать свой местный бюджет, обладать муниципальной собственностью, избирать свои органы местного самоуправления.    

 В зависимости от  численности жителей сельские  поселения подразделяет на:   

» крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел.);   

» большие сельские поселения (от 1 до 5 тыс. чел.);   

» средние сельские поселения (от 200 чел. до 1 тыс. чел.);   

» малые сельские поселения (менее 200 чел.).

Население сельского  поселения имеет право на организацию  местного самоуправления независимо от численности: а) со статусом самостоятельного муниципального образования; б) в составе сельского округа (сельсовета, волости), объединяющего несколько мелких населенных пунктов и являющегося самостоятельным муниципальным образованием или в составе единого районного муниципального образования.

3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)    

Район (уезд) — административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельских округов (волостей, сельсоветов), а также городские поселения.    

 Вариант организации  власти в районе зависит от субъекта Федерации, которые самостоятельно решают вопросы своего административно-территориального устройства, организации государственной власти на своей территории, а также от населения городских и сельских поселений, находящихся в административных границах района, имеющих возможность как создавать собственные муниципальные образования в своих поселениях, так и объединяться в целях создания районного муниципального образования.    

 Организация местного  самоуправления в районе (уезде)  возможна в различных вариантах.   

1. В границах территории  района может быть создано единое районноемуниципальное образование. Особенностью этого варианта организации местного самоуправления в районе является то, что в границах территории районного муниципального образования отсутствуют какие-либо иные муниципальные образования (городские, сельские и т.д.). В городских и сельских поселениях, расположенных на территории района, не образуются самостоятельные органы местного самоуправления, обладающие правом формировать и утверждать собственный бюджет, вводить местные налоги и сборы и т.д. В этом случае имеются: а) единые районные органы местного самоуправления, которые могут иметь структурные подразделения в городских и сельских поселениях, расположенных на территории района; б) единая районная муниципальная собственность; в) единый районный бюджет.      

2. На территории районного  муниципального образования имеются другие муниципальные образования (городские, поселковые, сельские). Основной проблемой организации местного самоуправления в районе в этом случае является решение вопросов о взаимодействии районных органов самоуправления с городскими и сельскими поселениями, имеющими статус муниципальных образований, о разграничении источников доходов, объектов собственности между ними.   

3. В ряде субъектов  Федерации район признается уровнем  государственного управления.

4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения   

 Города федерального  значения Москва и Санкт-Петербург,  являясь субъектами Федерации, имеют собственную структуру органов государственной власти: представительный (законодательный) и исполнительный орган государственной власти города и вправе создавать свои уставные суды.   

 Вместе с тем  и Москва, и Санкт-Петербург — не только субъекты Федерации, но и города. Согласно же Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях (ст. 131).  

 Во-первых, в городах  федерального значения в соответствии  с их уставами и законами  могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления (ст. 14).  

 Во-вторых, в городах  федерального значения создаются  внутригородские муниципальные образования (ст. 12).  

 В-третьих, местное  самоуправление на внутригородских  территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами данных субъектов Федерации (ст. 12).  

 В-четвертых, в целях  сохранения единства городского  хозяйства предметы ведения находящихся на территориях городов федерального значения муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами данных субъектов Федерации (ст. 6).    

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы.    

 

5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.    

 Закрытым административно-территориальным  образованием является территориальное  образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.   

 Образование, организация и  компетенция органов местного  самоуправления закрытого административно-территориального образования имеет свои особенности.  

1. Решение о создании (об упразднении)  закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ.   

 Территория и границы закрытого  административно-территориального образования определяются с учетом особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также потребностей развития населенных пунктов. Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов РФ, а также районов.  

2. Закрытое административно-территориальное  образование находится в ведении  федеральных органов государственной  власти по вопросам: 

 а) установления административной  подчиненности, границ и земель, отводимых предприятиям и объектам закрытого административно-территориального образования;  

 б) определения полномочий  органов государственной власти  субъектов РФ в отношений данных  образований; 

 в) обеспечения особого режима  безопасного функционирования предприятий  и объектов, включая специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.   

3. Федеральные законы, законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Федерации, а также  нормативные правовые акты органов  местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых законодательством РФ.  

7. Органы местного самоуправления  данного образования, помимо общих выполняют специальные функции, которые связаны со статусом ЗАО

 

"Муниципальное управление" и "местное самоуправление" - равнозначные понятия. "Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления".

Местное управление представляет собой составной элемент общей  системы управления в государстве, для которого законодательно определяются сферы деятельности, полномочия и ответственность. Для муниципального управления характерно относительно самостоятельное (с учетом интересов населения) формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д.

Местное самоуправление (местное управление) обладает определенными  признаками (критериями):

  • возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными ему территориями);
  • отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему органу государственной власти;
  • участие населения территории муниципального образования в процессах принятия решений по вопросам местного значения;
  • выборность местных органов власти, их подотчетность населению;
  • гарантии социальной защиты населения со стороны органов местного самоуправления.

Информация о работе Организационные основы муницыпального управления