Организационные основы муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Совершенно очевидно, что Россия способна быть демократией только в качестве федерации с развитым местным самоуправлением: она очень сложно устроена и весьма разнообразна. Федеративное устройство, естественно, следует всемерно развивать, поскольку не может нормально существовать федерация, где федеральные законы не выполняются ее отдельными субъектами, где региональные и местные власти ставят препоны на пути товаропотоков между регионами, где исполнение или неисполнение законов зависит нередко от прихоти того или иного местного руководителя. Вместе с тем, объективно необходимое формирование единой вертикали власти в нашей стране не означает, что центральные органы могут вмешиваться в решение вопросов, полностью относящихся к компетенции местных властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Местное самоуправление: сущность, цели и задачи…………………….5
1.1. Методы, применяемые в местном самоуправлении……………...…7
1.2. Положительные стороны местного самоуправления………….…....8
1.3. Задачи местного самоуправления…………………………………….9
2.Территориальная организация местного самоуправления………………10
3. Органы местного самоуправления……………………………………….13
3.1 Представительный орган муниципального образования…………..16
3.2. Представительный орган поселения………………………………...18
3.3. Представительный орган муниципального района……………...…19
3.4. Представительный орган………………………………………….....20
3.5. Глава муниципального образования…………………………….….20
3.6. Местная администрация……………………………..………………22
3.7. Контрольный орган муниципального образования……………..…23
3.8. Избирательная комиссия муниципального образования………..…24
4 .Виды контроля за деятельностью местных органов власти…………….24
4.1. Политический контроль……………………………………..……….24
4.2. Административный контроль…………………………………….…24
4.3. Судебный контроль……………………………………………..……28
4.4. Публичный контроль…………………………………..…………….29
5. Состояние местного самоуправления в России ………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2…………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Организационные основы муниципального управления.doc

— 268.50 Кб (Скачать)


 

Содержание 

стр.

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Местное самоуправление: сущность, цели и задачи…………………….5

1.1. Методы, применяемые  в местном самоуправлении……………...…7

1.2. Положительные стороны местного  самоуправления………….…....8

1.3. Задачи местного самоуправления…………………………………….9

2.Территориальная организация  местного самоуправления………………10

3. Органы местного  самоуправления……………………………………….13

3.1 Представительный  орган муниципального образования…………..16

3.2. Представительный  орган поселения………………………………...18

3.3. Представительный  орган муниципального района……………...…19

3.4. Представительный  орган………………………………………….....20

3.5. Глава муниципального  образования…………………………….….20

3.6. Местная  администрация……………………………..………………22

3.7. Контрольный  орган муниципального образования……………..…23

3.8. Избирательная комиссия  муниципального образования………..…24

4 .Виды  контроля за  деятельностью местных органов  власти…………….24

4.1. Политический контроль……………………………………..……….24

4.2. Административный контроль…………………………………….…24

4.3. Судебный контроль……………………………………………..……28

4.4. Публичный контроль…………………………………..…………….29

5. Состояние  местного самоуправления в России ………………………….30

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………35

Приложение 1…………………………………………………………………….37

Приложение 2…………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Я считаю что сегодня, когда эффективность государственного управления собственностью является, как никогда актуальной и выступает в качестве одного из важнейших условий выхода экономики страны из кризиса, совершенствование системы управления собственностью есть первоочередная задача органов государственной и местной властей. Целью данной курсовой работы является изучение  организационной  основы муниципального управления.

За годы реформы в России появился новый вид собственности - муниципальная. Появление муниципальной собственности явилось важным и прогрессивным шагом в реализации права граждан на самоуправление.

В экономическом смысле муниципализация части государственной  собственности есть одна из форм ее более эффективного использования. Эффективное использование муниципальной собственности по сравнению с государственной достигается за счет более простой и действенной системы управления объектами муниципальной собственности и заинтересованности местных органов управления в положительных результатах деятельности муниципальных предприятий и учреждений

Муниципальная собственность играет важную роль в развитии местного самоуправления, являющаяся базой для практического воплощения в жизнь функций, возложенных на местное самоуправление. Но, как свидетельствует анализ, доходы от такой собственности составляют весьма скромную долю в доходах местных бюджетов.

    Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса. Определение методов и условий эффективной организации местного самоуправления в интересах преодоления кризиса, стабилизации и повышения качества жизни различных слоев населения на основе стимулирования внедрения перспективных нововведений, организационных и информационных технологий требует углубленного анализа, развития теории самоуправления как с точки зрения выявления экономической сущности и построения современной концепции местного самоуправления, так и с точки зрения функциональных особенностей её реализации.

   Следует отметить необходимость определения соотношения местного самоуправления и государства, принципов распределения компетенции между ними, субсидиарности и бюджетного федерализма. Субсидиарность является концепцией, в пределах которой изучаются и решаются вопросы разграничения функций и компетенции между различными уровнями территориального управления.

Весьма актуальна и  проблема формирования оптимальной  модели взаимодействия местного самоуправления с системой органов государственной власти.

Совершенно очевидно, что Россия способна быть демократией  только в качестве федерации с развитым местным самоуправлением: она очень сложно устроена и весьма разнообразна. Федеративное устройство, естественно, следует всемерно развивать, поскольку не может нормально существовать федерация, где федеральные законы не выполняются ее отдельными субъектами, где региональные и местные власти ставят препоны на пути товаропотоков между регионами, где исполнение или неисполнение законов зависит нередко от прихоти того или иного местного руководителя. Вместе с тем, объективно необходимое формирование единой вертикали власти в нашей стране не означает, что центральные органы могут вмешиваться в решение вопросов, полностью относящихся к компетенции местных властей. Жизнь, подтверждает, что прочность и стабильность новой рыночной экономики в России будет опираться на места, на регионы. И здесь значение местного самоуправления трудно переоценить.

 

  1. Местное самоуправление: сущность, цели и задачи

 

Одним из условий успешного  осуществления демократических  преобразований в современной России является местное самоуправление. Его развитие имеет не только большое политическое, но также социальное и экономическое значение.

   Слово «муниципалитет» произошло от латинского municipium, так в эпоху римской республики назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципалитет — это избираемое городское или сельское самоуправление.[12]

Местным самоуправлением  называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение  населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.

   Местное самоуправление согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Закон предусматривает ограничение прав граждан на местное самоуправление на отдельных территориях в целях обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и защиты конституционного строя. Численность поселения не может служить препятствием в осуществлении права граждан на местное самоуправление. .[15]

    Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей.

    Система местных органов самоуправления всегда тесно связана с административно-территориальным делением государства. Оно не может противопоставляться центральной власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства.

   Главная цель  создания системы местного самоуправления  – улучшение качества жизни  местного сообщества и увеличение  его вклада в развитие всей  страны. Повышение эффективности  функционирования всех предприятий  и объектов – основа увеличения  бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.

    Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.

    Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованием должны обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.

 

1.1. Методы, применяемые в местном самоуправлении

 

Методы, применяемые в  местном самоуправлении это:

   • Экономические;

   • Организационно-распорядительные;

   • Социально-психологические.

   Наибольший эффект  может быть достигнут только  при их сочетании, так как  они тесно взаимосвязаны.

   Местное самоуправление  обладает определенными признаками, среди которых можно отметить следующие:

   • Наличие у  муниципального образования собственности  и автономного бюджета;

   • Существование  и реальное функционирование  местных представительных органов;

   • Отсутствие  непосредственной (вертикальной) подчиненности  местного органа власти вышестоящему;

   • Соблюдение  принципа невмешательства центральной  власти в решение вопросов, относящихся  к ведению местного самоуправления;

   • Реальная  возможность участия всего населения  соответствующей территории в  процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;

   • Выборность  всего состава местных органов  власти на широкой демократической  основе, регулярная сменяемость  и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом  управления;

   • Свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах;

   • Гарантия  социальной защиты населения,  образующего местное сообщество, особенно при проведении крупномасштабных  преобразований.

 

1.2. Положительные стороны местного самоуправления

 

   1. Местное сообщество  получает полную свободу решения  всех социальных, экономических,  политических и других вопросов  местного значения исходя из  интересов населения соответствующего  муниципального образования и  особенностей его развития;

   2. Местное сообщество  приобретает реальное право самостоятельно  владеть, пользоваться и распоряжаться  муниципальной собственностью, определять  целесообразность, направления, условия  и сроки ее приватизации и  муниципализации на местах;

   3. Расширяется  бюджетная самостоятельность, которая  гарантируется федеральным законом.  Органы местного самоуправления  формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет;

   4. Местное самоуправление  предусматривает гарантии и обеспечение  минимальных государственных социальных стандартов по основным показателям уровня качества жизни;

   5. Создаются благоприятные  условия для развития народовластия.  Население, образующее местное  сообщество, приобретает полную  свободу в выборе и использовании  разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний, конференций, референдумов жителей и т.д.). Население получает закрепленное федеральным законом и уставом местного сообщества право на проявление правотворческой инициативы по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в сочетании и в соответствии с федеральной правовой базой. Проекты местных нормативно-правовых актов, внесенные населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – обнародованию для всеобщего сведения.

 

1.3. Задачи местного  самоуправления

 

    К числу задач, решаемых с помощью местного самоуправления, относятся следующие:

   1. Выявление социальных  целей, приоритетов и потребностей  проживающего на данной территории  населения;

   2. Определение  потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах;

   3. Укрепление финансово-хозяйственной  базы местных сообществ;

   4. Создание необходимых  условий для высокоэффективной  деятельности всех расположенных  на территории предприятий и  организаций, независимо от форм  собственности и ведомственной  принадлежности;

   5. Обеспечение  многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития;

   6. Формирование  новых устойчивых источников  доходов местных бюджетов;

   7. Повышение инвестиционной  привлекательности территории.

Информация о работе Организационные основы муниципального управления