Организационные основы муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Совершенно очевидно, что Россия способна быть демократией только в качестве федерации с развитым местным самоуправлением: она очень сложно устроена и весьма разнообразна. Федеративное устройство, естественно, следует всемерно развивать, поскольку не может нормально существовать федерация, где федеральные законы не выполняются ее отдельными субъектами, где региональные и местные власти ставят препоны на пути товаропотоков между регионами, где исполнение или неисполнение законов зависит нередко от прихоти того или иного местного руководителя. Вместе с тем, объективно необходимое формирование единой вертикали власти в нашей стране не означает, что центральные органы могут вмешиваться в решение вопросов, полностью относящихся к компетенции местных властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Местное самоуправление: сущность, цели и задачи…………………….5
1.1. Методы, применяемые в местном самоуправлении……………...…7
1.2. Положительные стороны местного самоуправления………….…....8
1.3. Задачи местного самоуправления…………………………………….9
2.Территориальная организация местного самоуправления………………10
3. Органы местного самоуправления……………………………………….13
3.1 Представительный орган муниципального образования…………..16
3.2. Представительный орган поселения………………………………...18
3.3. Представительный орган муниципального района……………...…19
3.4. Представительный орган………………………………………….....20
3.5. Глава муниципального образования…………………………….….20
3.6. Местная администрация……………………………..………………22
3.7. Контрольный орган муниципального образования……………..…23
3.8. Избирательная комиссия муниципального образования………..…24
4 .Виды контроля за деятельностью местных органов власти…………….24
4.1. Политический контроль……………………………………..……….24
4.2. Административный контроль…………………………………….…24
4.3. Судебный контроль……………………………………………..……28
4.4. Публичный контроль…………………………………..…………….29
5. Состояние местного самоуправления в России ………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2…………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Организационные основы муниципального управления.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Местное   самоуправление   может   подавать   административно-судебной власти жалобы на решения исполнительных органов государственной власти, принятые хотя и на основании законов, но повлекшие за собой нарушение права на самоуправление. В этом случае проводится проверка конституционности законов. Если судебный орган при рассмотрении дела в любой инстанции пришел к выводу о несоответствии закона, примененного в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, то он обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

Инициатива административного контроля необязательно должна исходить от административных органов. Подвергшиеся дискриминации со стороны действий местной власти физические или юридические лица могут обратиться к административному руководству соответствующего органа местной власти с жалобой на действия местных органов власти, просьбой принять меры к отмене или изменению решения, наносящего ущерб.

В отдельных случаях  в целях гласности и объективности  рассмотрения конфликтов между местными органами власти и населением может передаваться административной комиссии — автономному коллегиальному органу местной власти. Такая форма предоставляет участникам конфликта более полную гарантию объективного рассмотрения их дела.

 

4.3. Судебный контроль

 

Судебный контроль носит дополнительный характер по отношению к административному контролю. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Судебный контроль необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юридических лиц от ошибок, от несправедливых решений административных органов. Особенность судебного контроля заключается в том, что процедура судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных, по его мнению, действий местных властей. Судебный контроль в сопоставлении с другими видами контроля носит значительно более узкий характер, так как строится исключительно на правовых аргументах. Судебный контроль является более формализованным, чем другие виды контроля, подробность процессуальных норм гарантирует беспристрастность и эффективность судебного контроля, хотя их соблюдение дорогостояще и существенно замедляет контроль. Независимый статус судьи призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность судебного контроля. Судебная форма контроля действий местных властей является самой объективной, но в то же время самой медленной и дорогостоящей. Поэтому судебный контроль нецелесообразно использовать в качестве основного средства контроля.

 

4.4. Публичный контроль

 

Для осуществления реального  и эффективного контроля необходимо, чтобы соответствующие органы и заинтересованные лица могли легко заметить и установить незаконные или наносящие ущерб действия местных властей. Также важно, чтобы каждый мог увидеть факты неправильных действий, их причины, мотивы, цели, преследуемые представителями местных властей. Таким образом, эффективность любой системы административного контроля основывается не только на наличии определенных органов и методов контроля, но и на максимально доступном и ясном понимании гражданами и организациями действий администрации. Общественные интересы будут обеспечены наилучшим образом в том случае, если население будет иметь доступ к максимально большему объему информации. Поэтому к числу всех форм контроля административной деятельности необходимо отнести информацию о внутреннем процессе функционирования местной власти, то есть гласность ее работы.

Важным средством обеспечения  публичного контроля является опубликование  актов местного самоуправления. Это  позволяет заинтересованным физическим и юридическим лицам получить необходимую им информацию, которой  их часто пытаются лишить. Информированность общественности создает предпосылки к тому, что если решение местных органов власти противоречит интересам населения, носит незаконный характер, то такое решение будет обжаловано с помощью средств судебного, административного или политического контроля. Для того, чтобы мотивы того или иного решения местных властей не вызывали двусмысленного толкования, все нормативные акты, кроме не регламентирующих актов, а также актов, не содержащих неблагоприятные последствия для отдельных лиц, должны содержать письменное обоснование. Обоснование должно быть достаточно четко сформулировано, чтобы заинтересованные лица могли легко понять мотивы.

 

5. Состояние местного самоуправления в России

 

В развитие конституционных  норм, заложивших правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания, были приняты федеральные законы по основным вопросам организации и деятельности местного самоуправления:

«Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

«О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации»;

«Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации»;

«Об обеспечении гарантий конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления»;

«Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Также были внесены соответствующие изменения и дополнения в существующие законы, затрагивающие вопросы компетенции местного самоуправления («О милиции», «О пожарной безопасности», «О Государственной границе», «Об особенностях организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях»). Основополагающие федеральные кодексы и законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.), содержат значительное количество норм муниципального права.

Так как по действующему законодательству значительная часть  правового регулирования местного самоуправления должна осуществляться на региональном и муниципальном  уровне власти, в субъектах Российской Федерации и в муниципальных  образованиях идет активный процесс формирования нормативной правовой базы местного самоуправления.

Основные региональные законы, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления, действуют на территории практически всей страны, за исключением районов бывшей Чечено-Ингушской АССР. В большинстве субъектов Федерации приняты законы об организации местного самоуправления, о муниципальной службе, о регистрации уставов муниципальных образований. Вместе с тем, лишь в нескольких субъектах Федерации приняты законы о финансово-экономических основах местного самоуправления, об осуществлении прав граждан на участие в местном самоуправлении. Подавляющее большинство муниципальных образований имеет принятые и зарегистрированные уставы.

Приходится констатировать, что в сфере правового регулирования местного самоуправления все еще существует ряд нерешенных проблем. Отсутствует государственная концепция или стратегия, систематизирующая вопросы, которые должны быть законодательно урегулированы. Некоторые из уже существующих норм, касающихся организации и деятельности местного самоуправления и относящихся к различным отраслям права, несогласованны между собой. Выявлено значительное количество случаев, когда законодательными органами субъектов Российской Федерации либо не принимаются необходимые законы, либо принимаются с существенными нарушениями федерального законодательства.

Развитие местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, среди которых следует выделить финансово-экономические трудности, недостаточную развитость нормативно-правовой базы в вопросах практического функционирования муниципальных образований, а также проблемы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Слабость законодательства в сфере местного самоуправления обусловлена рядом причин, среди которых главное — отсутствие целостной системы государственного территориального управления, отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, внутренняя несогласованность и несистемность федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении. Действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимался в условиях противостояния Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации. В результате был принят компромиссный вариант рамочного закона, носящий во многом расплывчатый характер. Кроме того, следует учитывать, что к моменту разработки и принятия закона отсутствовал необходимый опыт функционирования и взаимодействия основных институтов власти в новом федеративном государстве. Надежды федеральных законодателей на то, что в рамках сформулированных на федеральном уровне общих принципов субъекты Федерации своим законодательством уточнят порядок деятельности и полномочия местной власти, не оправдались, так как региональные власти оказались не заинтересованными в создании условий для самостоятельной деятельности муниципалитетов вследствие объективно существующей конкуренции за полномочия и ресурсы. В результате федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит лишь основы и некоторые общие принципы разграничения полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современное состояние муниципального управления характеризуется двойственным образом, с одной стороны, в результате осуществления реформ появилась возможность относительного решения всех вопросов и проблем, относящихся к компетенции местного самоуправления. Полномочия федеральных государственных (областных) и муниципальных органов достаточно четко разделены. Для выполнения своих функций муниципальные образования наделены значительной муниципальной собственностью, которая является экономической основой местного самоуправления. С другой стороны, в результате перераспределения функций государственных и местных органов власти не произошло адекватного перераспределения источников доходов.

Такое положение явилось  следствием подходов к разграничению  государственной собственности на уровни управления ею. Отдав в муниципальную собственность важнейшие для проживающего населения предприятия и учреждения, федеральные власти оставили за собой источники дохода, на которые содержались предприятия и учреждения ранее. В результате местные власти получили собственность без должного финансового обеспечения, их главной заботой стало не эффективное использование и развитие муниципальной собственности, а ее сохранение.

В этих условиях органы местного самоуправления стоят перед необходимостью поиска наиболее доступных и эффективных способов экономического и административно-хозяйственного управления на своей территории.

Одной из главных целей  муниципального управления на современном  этапе, как уже отмечалось, является оказание содействия и реальной помощи предприятиям и организациям в их переходе на новый технологический уровень.

Характерной чертой отечественных  предприятий остается недостаток финансовых средств на инновационную деятельность. Имеющиеся у предприятий средства направлялись в основном на обеспечение функционирования производства и выплату заработной платы. Этим обеспечивалось выживание предприятий. К настоящему времени у предприятий эти резервы исчерпаны. На первый план выходит необходимость приспособления к ограничениям спроса и ужесточающейся конкуренции. Это усиливает внимание к стратегическим аспектам деятельности предприятий, к вопросам реконструкции и кардинального изменения технологии, обновления номенклатуры продукции.

Для эффективной работы каждый из уровней власти должен иметь четкое представление о круге своих полномочий и соответствующих им обязанностях, ответственности за состояние дел в той или иной области. Тем самым обеспечивается разграничение полномочий между всеми уровнями территориального управления в государстве. Вместе с тем, жестко закреплять за органами местного самоуправления определенный фиксированный объем полномочий нецелесообразно. Муниципальные образования имеют существенные различия по экономическому потенциалу, инфраструктуре, кадрам, поэтому объем полномочий по решению вопросов местного значения, который могут взять на себя те или иные органы местного самоуправления, всегда будет различным. При определении компетенции каждого муниципального образования необходимо обязательно учитывать местные условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Москва 2006- 320 с.

2. Гомола А.И., Гомола И.А., Борисова Е.В. Правовые основы государственного и муниципального управления. Москва 2005 г.- 237с.

3. Игнатов Владимир Государственное и муниципальное управление - Учебный курс. Ростов-на-Дону, 2006.- 12 с.

4. Кисленко А. А.  Закон, противоречащий Конституции.  Проблемы местного самоуправления  № 4, 2003.

5. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые  основы взаимодействия. Москва, 2002- 144с.

Информация о работе Организационные основы муниципального управления