Организация прогностического процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы – выяснить, какие методы используются при составлении прогноза развития страны в целом и ее регионов, анализ основных тенденций прогнозирования социально-экономического развития в РФ, какие подходы использует государство для совершенствования прогнозирования развития регионов.
К основным задачам исследования можно отнести:
определение теоретических основ организации системы прогнозирования социально-экономического развития страны;
рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
какое место играет прогнозирование в социально-экономическом развитии страны.

Содержание

Введение 3
. Теоретические основы прогнозирования 6
Понятия и термины, этапы и функции прогнозирования 6
Методы прогнозирования 8
Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 11
. Анализ основных показателей государственного прогнозирования 15
Основные тенденции социально-экономического развития 15
Преимущества и недостатки прогнозирования 22
. Современные подходы к прогнозированию развития регионов 26
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ОкончательноеОСП.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Методика  экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется круг экспертов;

- выявляются проблемы;

- намечается план и время действий;

- разрабатываются критерии для  экспертных оценок;

- обозначаются формы и способы,  в которых будут выражены результаты  экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Общая типовая методика прогнозирования  содержит следующие основные этапы исследования:

  · предпрогнозная ориентация - определение предмета, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования;

· прогностический фон (сбор готовых  данных по смежным, непрофильным отраслям прогнозирования);

· исходная или базовая модель, т. е. система показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта;

· поисковая модель - проекция в будущее  системы показателей исходной модели на дату упреждения по наблюдаемой  тенденции с учётом факторов прогностического фона;

· для управляемых явлений - также  нормативная модель (проекция в будущее системы показателей исходной модели в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям);

· оценка степени достоверности (верификация) и уточнение предварительных  моделей с помощью параллельных, контрольных методов, обычно опросом  экспертов;

· выработка рекомендации для оптимизации  принятия решений в планировании, управлении и т.п. на основе сопоставления  прогностических моделей.[15]

Социальное прогнозирование занимает важную часть в развитии общества, науки и техники и с помощью него можно делать прогнозы. Оно имеет свои основные функции, особенности и методы. Исходным элементом прогнозирования является целепологание (способ реализации человеческих способностей предвидения).

  1. Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики.

Перечень  документов, регламентирующих социально-экономическое  развитие страны, включает: прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономического развития, программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Для целей рационального руководства экономическим развитием насущно необходима разработка индикативного плана.

«Прогнозирование есть составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и определить направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства».[3, c. 228]

Разработка  экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.

В состав разрабатываемых прогнозных документов входят:

1. Частные прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни, таких как:

- демографическая  ситуация в стране,

- состояние  природной среды, включая такие  сферы как разведанные запасы  природных ископаемых, земельные,  водные и лесные ресурсы,

- состояние  научно технических достижений и их внедрения в производство,

- величина  и динамика спроса населения  на товары и услуги,

- прогнозы  основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций,

- прогнозы  развития отдельных отраслей  народного хозяйства, территорий  и других общественно значимых сфер деятельности.

2. Комплексный экономический прогноз, отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования. К комплексным прогнозам можно также отнести прогнозы регионов страны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов. Еще одним видом комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.

Разработка  комплексного экономического прогноза преследует две цели:

Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.

Прогнозированием, т.е. предвидением тенденций будущего развития, последствий возможных  сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях и реализации принимаемых решений, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственном прогнозировании - предвидении будущего, которым, занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.

Прогнозирование выполняет три основных функции  в государственном регулировании  рыночной экономики:

1) предвидение  возможных тенденций и цикличных  колебаний социально-экономического  развития страны или региона  в контексте общемировой динамики  и направлений трансформации Общества;

2) предвосхищение  вариантов и возможных последствий  принимаемых стратегических и  тактических решений в области  социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;

3) своевременное  внесение корректив или отмена  решения, если этого потребуют  изменившиеся условия окружающей  среды, новая конъюнктура внутреннего  и внешнего рынков.

Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому и прогнозы обычно - многовариантные, чтобы оценить возможные перемены. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно стечения случайных обстоятельств, чтобы траектория динамики системы резко изменилась.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил  роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали  в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь предприятия, организации, банки, холдинги принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованность и надежность прогнозов Согласно Федеральному закону от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», государственное прогнозирование находит выражение в разработке и представлении Правительством России в Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития Российской федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год).

Прогнозы  нужны государственным органам  прежде всего для обоснования  стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный  периоды, т.е. для стратегического  планирования.

 

  • . Анализ основных показателей государственного прогнозирования
  1. Основные тенденции социально-экономического развития  в 2010 году

В 2010 году продолжилось экономическое  оживление, начавшееся во второй половине прошлого года. После окончания спада, продолжавшегося четыре квартала подряд во второй половине 2008 года и первой половине 2009 года, когда экономика России сократилась на 11%, экономический рост продолжался на протяжении четырех последующих кварталов. Ко второму кварталу 2010 года была компенсирована практически половина от спада. ВВП во II квартале 2010 года на 5,2% превышал уровень II квартала 2009 года – максимальной точки спада. Восстановительный рост происходил в секторах, наиболее пострадавших от кризиса – в обрабатывающей промышленности, ориентированной на инвестиционный спрос – машиностроительных отраслях. 

Засуха  и пожары привели к паузе в  экономическом росте в третьем  квартале. В июле, по оценке Минэкономразвития  России, ВВП сократился с учетом сезонного фактора на 0,4% и в  целом рост за январь-июль оценивается в 3,9%. Однако в целом тренд на восстановление в ближайшие месяцы должен возобновиться. Он будет поддержан ростом потребительского спроса, восстановлением запасов, и ожидаемым к концу года усилением инвестиционной активности. Это позволяет оценивать годовой рост ВВП на уровне около 4 процентов. В то же время сохраняются риски, связанные с реакцией экономики на масштабные потери в сельском хозяйстве, продолжающейся стагнацией в строительстве и слабым инвестиционным спросом, которые могут ограничить экономический рост в 2010 году 3,5-3,7 процентами. Основными факторами экономического роста в конце прошлого года и в январе-июле стали повышение доходов экспортеров и оживление потребительского спроса, поддерживаемое улучшением ситуации на рынке труда. Во II квартале, по оценке Минэкономразвития России, возобновился рост запасов, что поддержало высокие темпы роста промышленного производства.

Ниже  приведена Таблица 1, в которой отражены основные показатели развития экономики РФ.

Таблица 1. Основные показатели развития экономики

(в % к соответствующему  периоду предыдущего года)[14]

  2009 2010
1 полугодие 2 полугодие год 1 полугодие 2 полугодие год
ВВП 89,8 94,1 92,1 104,2 103,9 104,0
Индекс  потребительских цен, на конец периода, за период 107,4 101,3 108,8 104,4 103,3 107,0-108,0
Индекс  промышленного производства2) 85,5 96,1 90,7 110,2 105,0 107,6
Обрабатывающие  производства3) 77,7 92,4 84,8 114,3 105,5 109,9
Индекс  производства продукции сельского  хозяйства 101,4 101,0 101,2 102,9 77,3 90,1
Инвестиции  в основной капитал, % 79,4 88,2 83,8 101,3 103,7 102,5
Объемы  работ по виду деятельности «Строительство» 80,7 87,3 84,0 96,9 102,3 99,6
Ввод  в действие жилых домов, млн. кв. м  общей площади 21,6 38,3 59,9 21,6 38,4 60,0
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 102,1 102,5 102,3 105,1 103,7 104,4
Реальная  заработная плата 97,6 95,4 96,5 104,6 105,2 104,9
Оборот  розничной торговли 97,5 93,1 95,1 103,4 107,0 105,2
Объем платных услуг населению 97,2 94,4 95,8 100,8 102,4 101,6
Экспорт товаров,                  млрд. долл. США 125,4 178,0 303,4 189,8 188,4 378,2
Импорт  товаров,                  млрд. долл. США 82,4 109,4 191,8 104,2 136,8 241,0
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 50,8 71 61,1 75,9 74,1 75

Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ