Основные формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Поэтому мы рассмотрим формы гражданского участия в местном самоуправлении, разделив их на три блока – формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и формы выявления мнения населения, учитываемого органами и должностными лицами местного самоуправления и государственной власти.

Содержание

Введение
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Формы выявления мнения населения
Тестовое задание
Заключение

Работа содержит 1 файл

контр МУ.docx

— 62.65 Кб (Скачать)

Основные  формы непосредственного  участия граждан  в местном самоуправлении

Содержание

Введение

  1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
  3. Формы выявления мнения населения
  4. Тестовое задание

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Среди наиболее важных и требующих первоочередного  решения проблем местного самоуправления есть проблема недостаточно активного участия населения в решении вопросов местного значения. А ведь от социальной активности и гражданственности населения зависит успешная реализация реформы местного самоуправления.

         Необходимость установления эффективной системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти была положена в основу концепции государственной политики в области развития местного самоуправления, утвержденной Президентом Российской Федерации еще в 1999 году1. Основные положения государственной политики были выстроены на понимании того, что только «эффективное функционирование такой системы взаимодействия позволит обеспечить:

  – улучшение условий жизни населения  в каждом муниципальном образовании;

  – обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности;

    – устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований».

     При этом уровень взаимной поддержки  и доверия каждого участника  взаимоотношений (государство – органы местного самоуправления – население) приобретают все большую значимость в условиях разделения полномочий между различными уровнями публичной власти и конституционной самостоятельности местного самоуправления.

     Поэтому мы рассмотрим формы гражданского участия в местном самоуправлении, разделив их на три блока – формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и формы выявления мнения населения, учитываемого органами и должностными лицами местного самоуправления и государственной власти.

  1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

     На  основании законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении население непосредственно осуществляет свои права при решении наиболее важных вопросов местного значения:

     1) формирование органов местного  самоуправления;

      2) реализация контрольных функций  и ответственности должностных  лиц местного самоуправления  перед населением;

      3) принятие решений по вопросам  текущей деятельности местного  самоуправления.

     Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя понятие местного самоуправления, говорит о том, что это «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения».

     К формам непосредственного осуществления  населением местного самоуправления в соответствии с главой 5 данного Федерального закона   относятся:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
  • голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  • сход граждан;

    Местный референдум

     Высшая  форма народовластия на муниципальном  уровне - местный референдум, проводимый в целях решения непосредственно  населением вопросов местного значения. На местный референдум обычно выносятся вопросы о принятии устава муниципального образования, об организации местного самоуправления в данном муниципальном образовании, ею органах, об изменении границ муниципальных образований (например, передача населенного пункта из одного муниципального образования в другой, соседний), о программах развития муниципального образования, о возможности строительства объектов , опасных для окружающей среды и др2.

     Решения референдума не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными лицами и подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования. Принятое решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными органами государственной власти. 
          Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе, инициативе населения, избирательных объединений или главы местной администрации. Порядок проведения местного референдума определяется Федеральным законом № 67-ФЗ от
12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

  1) назначенный представительным органом муниципального образования местный референдум организуется и его проведение обеспечивается органами местного самоуправления и муниципальными органами, на которые в соответствии с уставом муниципального образования возлагаются полномочия по организации и обеспечению проведения местного референдума;

     2) назначенный судом местный референдум  организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

       В местном референдуме имеют  право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом3. Он проводится на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Его итоги и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решения, принятого на местном референдуме, в соответствии с разграничением полномочий.

     Муниципальные выборы

       Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов и должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом.

     Гарантии  избирательных прав граждан устанавливаются  федеральными законами. В соответствии с ними органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать  порядок проведения муниципальных  выборов: назначения и объявления даты выборов, составления списков избирателей, регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, правил голосования на избирательных участках, подсчета голосов и установления результатов выборов.

     При проведении муниципальных выборов  используются различные избирательные системы . Основные из них - выборы по избирательным округам ("мажоритарная" система) и пропорциональная система. 4

     При мажоритарной системе территория муниципального образования разбивается на несколько  избирательных округов с примерно равной численностью населения и от каждого округа избирается один депутат. Такая схема встречается в России чаще всего в силу относительной простоты агитационной кампании, привычности ее как для населения, так и для властей. При пропорциональной системе избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партию или блок партий (т.е. за партийные списки), а депутатские мандаты распределяются пропорционально набранным голосам. Решение о применении в муниципальном образовании той или иной избирательной системы осуществляется местным сообществом самостоятельно в зависимости от местных условий и закрепляется в уставе муниципального образования. 
Обе избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки . Пропорциональная более приспособлена для выражения общего интереса территориального коллектива. Однако ее применение в России требует развитой политической структуры общества и устойчивых избирательных объединений.

     Голосование населения

     В соответствии с Федеральным законом 2003 года голосование граждан может  производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ или  преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.

     Основанием  для отзыва депутата или выборного  должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за это проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе) избирателей.

     Голосование по вопросам изменения границ или  преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, участвовавших в голосовании. Итоги голосования граждан и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

     Сходы граждан

     В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек  представительный орган местного самоуправления не создается, а в целях осуществления полномочий представительного органа муниципального образования проводится сход граждан. Он осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

     Решения схода считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участников. Они подлежат обязательному  опубликованию (обнародованию) и исполнению. 

    Все вышеперечисленные формы являются формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления, так как здесь очевидно присутствие института непосредственной демократии, который является обязательным признаком названных форм.        

2. Формы участия  населения в осуществлении  местного самоуправления

     Формы участия населения в осуществлении  местного самоуправления также являются важным компонентом системы местного самоуправления. Представляется, что  наиболее показательной формой участия  населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.

     Так же к формам участия граждан в  осуществлении местного самоуправления можно отнести:

  – правотворческую инициативу граждан;

  – собрание граждан;

    – конференцию граждан (собрание делегатов);5

     Территориальное общественное самоуправление.

     Под территориальным общественным самоуправлением  понимается самоорганизация граждан  по месту их жительства на части  территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

     Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также путем создания органов территориального общественного самоуправления.

     Территориальное общественное самоуправление может  осуществляться в пределах следующих  территорий проживания граждан: подъезд  многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

     Органы  территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

     Органы  ТОС представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях  граждан. Они могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета. К собственной хозяйственной деятельности ТОС может относиться торговая и строительная деятельность, участие в коммерческих организациях, сдача в аренду земельных участков, нежилых помещений, рекламных площадей, принадлежащих ТОС, и т.п.6

Информация о работе Основные формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении