Основные формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Поэтому мы рассмотрим формы гражданского участия в местном самоуправлении, разделив их на три блока – формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и формы выявления мнения населения, учитываемого органами и должностными лицами местного самоуправления и государственной власти.

Содержание

Введение
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Формы выявления мнения населения
Тестовое задание
Заключение

Работа содержит 1 файл

контр МУ.docx

— 62.65 Кб (Скачать)

     Население муниципального образования, реализуя свое право на территориальное общественное самоуправление, в каждом конкретном случае самостоятельно определяет, что следует относить к хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан.

     Исходя  из данного законодателем определения  территориального общественного самоуправления, можно выделить следующие его признаки: 1) самостоятельность организации территориального общественного самоуправления; 2) организация территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан, т.е. принимать участие в организации и работе территориального общественного самоуправления имеют возможность только жители той территории, на которой оно осуществляется; 3) ответственность участников территориального общественного самоуправления; 4) ограниченность территории. В отличие от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части муниципального образования, населенного пункта.

     Как отметила прокурор отдела по надзору  за законностью правовых актов Ольга Серова, территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

     В соответствии с уставом территориальное  общественное самоуправление может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

        Правотворческая инициатива граждан

     Народная  правотворческая инициатива — это  право группы граждан — жителей муниципального образования выступить с проектом местного правового акта по вопросам, входящим в компетенцию органов данного муниципального образования. Такое право должно быть предусмотрено уставом муниципального образования. Если в уставе ничего об этом не говорится, значит, права народной правотворческой инициативы у его жителей нет. Для осуществления народной правотворческой инициативы нужно подготовить письменный текст. Иногда требуется собрать определенное число подписей избирателей для поддержки вносимого текста.

     Проекты правовых актов, подготовленные населением, изменения и дополнения к действующим  актам вносятся в органы местного самоуправления и подлежат обязательному рассмотрению ими в течение 3 месяцев со дня его внесения.7 В данном случае уставы муниципальных образований (там, где это право предусмотрено) ничего не говорят о создании инициативных групп и сборе подписей избирателей, но они иногда требуют, чтобы такой проект исходил не от одного лица, а от группы избирателей и чтобы текст был оформлен соответствующим образом (а не как пожелание принять тот или иной акт). Внесение проекта акта в виде народной правотворческой инициативы не влечет за собой обязанности органа местного самоуправления принять акт. Представительный орган местного самоуправления обязан лишь рассмотреть такой акт. Отказ принять его должен быть мотивирован, но не влечет никаких юридических последствий: обжаловать его нельзя.

     К народной правовой инициативе примыкают предложения граждан на заседаниях о принятии или изменении тех или иных актов представительного органа местного самоуправления. Эти заседания открыты, граждане могут присутствовать (не мешая работе) и в соответствии с некоторыми уставами с разрешения председательствующего могут вносить свои коллективные и индивидуальные предложения (обычно это делается в устной форме). У председательствующего нет обязанности предоставить слово в этом случае, он может этого не делать. Никаких юридических последствий отказ предоставить слово не влечет.

     Собрания (конференции) граждан

     Собрания  граждан предназначены для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов  и должностных лиц местного самоуправления. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования, органа территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. 
Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направлением письменного ответа.

     В ряде случаев полномочия собрания граждан  может осуществлять конференция  граждан, т.е. собрание делегатов. Проведение конференций целесообразно в тех случаях, когда проведение собраний затруднено (например, для выявления мнения жителей городского микрорайона, в котором может проживать несколько тысяч жителей).

     Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, а также их полномочия определяются уставом муниципального образования  и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Формы выявления мнения населения

     Общественное мнение выступает весьма важной, необходимой нормой демократии. Оно является одним из действенных инструментов гражданского общества, с помощью которого народ может оперативно выражать свое доверие или недоверие центральной и местной власти, и тем самым устанавливать всякий раз меру ее легитимности. Поэтому органы государственной власти и местного самоуправления сами стараются не только учитывать общественное мнение, но и формировать его в нужном для себя направлении.

     Решение комплекса сложных задач социально-экономического развития муниципальных образований немыслимо без развернутого диалога органов местного самоуправления с заинтересованными группами и слоями населения. Судьба управленческих решений, крупномасштабных проектов, успех практически любого значимого социально-политического действия и в целом проводимой политики муниципальной власти зависят от их поддержки со стороны населения города, района, поселка. Чтобы быть эффективной, деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна опираться на общественное мнение, учитывать его авторитет и силу.

     В числе возможных вариантов выявления  мнения населения традиционно указываются:

- Опрос граждан

- Обращения граждан в органы местного самоуправления

     Опросы  населения

     Опрос граждан может проводиться на всей или на части территории муниципального образования с целью выявления  мнения населения и его учета  при принятии решений органами и  должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной  власти. Для этого обычно достаточно опросить некоторое количество граждан, представляющих разные слои населения (репрезентативная выборка), что значительно проще и дешевле по сравнению с референдумом. Существуют технологии проведения различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т.д. 
В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

     Опрос граждан назначается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе главы муниципального образования, а для вопросов государственного или межмуниципального значения - по инициативе органов государственной власти субъекта РФ. Порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Финансирование опроса осуществляется за счет средств местного бюджета (или бюджета субъекта РФ, если опрос проводится по его инициативе). Результаты носят рекомендательный характер.

     Обращения граждан

     Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный закон  устанавливают право граждан  на индивидуальные и коллективные обращения  в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным  лицам. Существует несколько видов  обращений (рис. 1.): предложения, заявления, жалобы. 
 
Рис. 1. Формы обращений граждан к депутатам, должностным лицам и органам местного самоуправления 
 

     Предложение - обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местного сообщества. Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление - обращение гражданина или группы граждан по поводу реализации принадлежащих им или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

     Органы  местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть обращение гражданина (граждан) и дать на него письменный ответ. Для этого они имеют право запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения и материалы, необходимые для рассмотрения обращений.

     Порядок рассмотрения обращений граждан  в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и сроков ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.

     Таким образом, обращения граждан в  органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия в осуществлении местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом успеха на очередных выборах. 
 
 
 
 

4. Тестовые задания

1. Принятое на местном референдуме  решение:

1) подлежит обязательному  исполнению на  территории муниципального  образования

2) должно быть утверждено органами  государственной власти

3) должно быть утверждено представительным  органом муниципального образования

4) нуждается в утверждении главой  муниципального образования

5) может быть обжаловано  в судебном порядке

6) не нуждается в  утверждении какими-либо  органами власти  и

должностными  лицами. 

2. Муниципальные выборы назначаются:

1) исполнительным органом муниципального  образования

2) главой муниципального образования

3) органами власти субъекта Федерации

4) представительным  органом муниципального  образования

5) Госдумой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Мы  рассмотрели одну из наиболее важных тем в изучении дисциплины «Муниципальное и местное самоуправление»- основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Мы выяснили, какие права имеют граждане Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Также мы познакомились с формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. К ним относится: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, другие формы.

     Как видно, граждане имеют большие права  и возможности для осуществления местного самоуправления. Парадокс заключается в том, что большая часть граждан даже и не подозревают о своих возможностях управления городом, своими денежными потоками и возможностью улучшения жилищных условий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации;
  1. Закон Тульской области от 17.12.96 Г. N 36-ЗТО «О местном  самоуправлении Тульской области»;
  1. Закон Тульской области 9 июня 2008 года N 1024-ЗТО «О видах избирательных систем, порядке и условиях их применения при проведении муниципальных выборов в Тульской области»;
  2. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370);
  3. Гражданское участие в местном самоуправлении: методическое пособие /под ред. В.В. Гальченко, –М.: ИД «Авангард», 2008, – 224с.;
  4. Система муниципального управления: учебник для вузов/Под ред. Зотова В.Б.-5-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. -474стр.;
  5. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник/ В.Е. Чиркин. — М.:Юристъ,2003.-320с.;

Информация о работе Основные формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении