Основные принципы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:10, доклад

Описание работы

Местное самоуправление основано на ряде принципов, под которыми понимаются обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения и формируемых им муниципальных органов.

Работа содержит 1 файл

Принципы МСУ.docx

— 21.89 Кб (Скачать)

Основные  принципы местного самоуправления

     Местное самоуправление основано на ряде принципов, под которыми понимаются обусловленные  природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения  и формируемых им муниципальных органов.

К основным принципам  местного самоуправления относятся следующие:

самостоятельность местного самоуправления; организационное  обособление местного самоуправления и его органов в системе управления государством, и обществом; взаимодействие местного самоуправления и его органов с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; сочетание местных, региональных и общегосударственных интересов; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; соблюдение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности в деятельности местного самоуправления; гласность деятельности местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления - один из основных принципов, он характеризует суть местного самоуправления.

     Принцип самостоятельности местного самоуправления закреплен в ряде конституционных  положений. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Оно  призвано обеспечивать самостоятельное  решение населением вопросов местного значения. Следовательно, самостоятельность  полномочий муниципальных образований  ограничивается кругом вопросов местного значения.

     Самостоятельность местного самоуправления реализуется  путем местного референдума, муниципальных  выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через участие граждан  в деятельности выборных и других органов местного самоуправления. Муниципальное  образование самостоятельно разрабатывает  свой устав, который принимается  представительным органом местного самоуправления или непосредственно  населением. Оно вправе иметь собственную  символику, отражающую исторические, культурные и иные местные традиции. Население  самостоятельно определяет организационную  форму осуществления местного самоуправления, наименование и структуру его  органов.

     Реализация  рассматриваемого принципа обеспечивается финансово-экономической самостоятельностью местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять  местный бюджет, устанавливать местные  налоги и сборы.

     Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность  местного самоуправления, запрещает  органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов  местного самоуправления по решению  вопросов местного значения. Осуществление  местного самоуправления органами государственной  власти и государственными должностными лицами законом не допускается.

     Принцип организационного обособления местного самоуправления и его органов  в системе управления государством и обществом является одним из проявлений самостоятельности местного самоуправления,

     В соответствии с Европейской Хартией  местного самоуправления органы местного самоуправления должны иметь широкую  автономию в отношении своей  компетенции, обладать полной свободой действий для осуществления собственных  инициатив по любому вопросу, находящемуся в их ведении.

     С учетом этого положения Конституция  РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти Российской Федерации.

     На  основе рассматриваемого принципа строятся взаимоотношения муниципальных  образований, органов местного самоуправления и органов государственной власти, определяется статус муниципальных  служащих.

     Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправлении в Российской Федерации", предусматривая возможность  разграничения предметов ведения  между муниципальными образованиями, не допускает подчиненность одного муниципального образования другому (п. 3 ст, 6). Не допускается образование  органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления и осуществление местного самоуправления органами государственной власти и  государственными должностными лицами (ст.ст. 14,17). Должностные лица местного самоуправления не относятся к категории  государственных служащих, их деятельность является муниципальной службой (ст. ст. 1, 21).

     Органы  местного самоуправления обособлены не только в организационном, но и в  правовом отношении. Являясь юридическими лицами (в соответствии с уставом  муниципального образования), они обладают правом на муниципальную собственность, могут от своего имени приобретать  имущественные и личные неимущественные  права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь  расчетный счет в банке, вести  самостоятельный баланс, заключать  договоры, совершать иные, предусмотренные  законом, юридически значимые действия.

     Муниципальное законодательство обеспечивает не только организационное обособление местного самоуправления, но и устанавливает  основы его взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении  общих задач и функций. Взаимодействие органов местного самоуправления и  органов государственной власти требуется при решении вопросов правового, организационного, финансово-экономического характера.

     Взаимодействие, являющееся одной из функций процесса управления, предполагает обмен значимой информацией, планирование и осуществление  совместной деятельности. Поэтому формы  взаимодействия местного самоуправления и его органов с органами государственной  власти могут быть достаточно разнообразны. Представляется, что одной из наиболее приемлемых форм взаимодействия в данном случае может стать административный договор.

     Местное самоуправление осуществляется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В то же время решения задач местного самоуправления немыслимо без сочетания  местных, региональных и общегосударственных  интересов.

     Основанное  на началах демократии и децентрализации, обладая самостоятельностью в решении  всех вопросов местного значения, местное  самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных, региональных и  общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала муниципальных образований. Важность обеспечения этого принципа связана с тем, что законодательное разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями не устраняет определенной коллизии интересов между ними.

     Говоря  о разграничении предметов ведения  на вопросы "местного значения" и  вопросы, отнесенные законодательством  к компетенции органов государственной  власти, следует иметь в виду условный характер такого разграничения. Вопросы "местного значения" имеют местное  значение лишь в том плане, что  решаются на конкретной территории и  данными субъектами местного самоуправления. В то же время не вызывает сомнений, что любой вопрос местного значения может быть частью общего вопроса, находящегося в ведении государства.'

     Для Российской Федерации характерно многообразие организационных форм осуществления  местного самоуправления.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. При  этом населению предоставлена возможность  самостоятельно выбирать любые формы  и сочетания форм представительной и непосредственной демократии, определять организационно-прсзовые формы осуществления  местного самоуправления. Федеральный  закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает достаточно широкий выбор организационных  форм осуществления местного самоуправления. Формами прямого волеизъявления граждан названы: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход). Непосредственное участие граждан  в осуществлении местного самоуправления возможно путем реализации права  на народную правотворческую инициативу и права на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным  лицам местного самоуправления. Кроме  того, местное самоуправление может  осуществляться в форме территориального общественного самоуправления и  иных не противоречащих законодательству формах.

     Органы  местного самоуправления - выборные и  другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов  государственной власти. Структура  этих органов определяется населением самостоятельно.

     На  выбор формы осуществления местного самоуправления и структуры его  органов оказывают влияние федеративное устройство нашего государства (прежде всего различия в законах субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении), административно-территориальные, экономические, национальные особенности  муниципального образования, исторические и иные местные традиции.

     Один  из важнейших принципов местного самоуправления - принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Без  его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность  местного самоуправления.

     Гарантируя  экономическую и финансовую самостоятельность  местного самоуправления, Конституция  Российской Федерации предоставляет  органам местного самоуправления право  самостоятельно управлять муниципальной  собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

     В целях обеспечения соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям  Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантирует местному самоуправлению:

- обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

-  передачу материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных ему отдельных государственных полномочий;

-   компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,  принятых органами государственной  власти.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности в деятельности местного самоуправления занимает особое место среди конституционных  принципов российской государственности. Это связано с тем, что права  и свободы гражданина реализуются, прежде всего, на местном уровне, там, где непосредственно осуществляется его жизнедеятельность.

Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Непосредственно  с осуществлением местного самоуправления связаны некоторые конституционные  права граждан:

-  избирать  и быть избранными в органы  местного самоуправления;

-  обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  органы местного самоуправления;

-   знакомиться с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими  права и свободы человека и  гражданина;

-    обжаловать в суде решения  и действия органов местного  самоуправления;

- получать  бесплатно дошкольное, основное  общее, среднее профессиональное  образование, а также на конкурсной  основе высшее образование в  муниципальных образовательных  учреждениях;

- получать  бесплатно медицинскую помощь  в муниципальных учреждениях  здравоохранения;

- малоимущим, иным указанным в законе гражданам,  получать жилище из муниципальных  жилищных фондов.

     Граждане  Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане имеют равный доступ к муниципальной  службе.

Информация о работе Основные принципы местного самоуправления