Основные принципы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:10, доклад

Описание работы

Местное самоуправление основано на ряде принципов, под которыми понимаются обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения и формируемых им муниципальных органов.

Работа содержит 1 файл

Принципы МСУ.docx

— 21.89 Кб (Скачать)

     Принцип законности требует, чтобы организация  и деятельность местного " самоуправления осуществлялась на основе закона и  в рамках закона. Обязанность органов  местного самоуправления соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы является конституционной  нормой. Государство, признавая и  гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления.

     В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 г. и Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных  законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных  образований органами и должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением  ими прав и свобод человека и гражданина.

     Важным  инструментом в обеспечении законности в деятельности местного самоуправления является суд. В судебном порядке  могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц  местного самоуправления, ущемляющие права юридических и физических лиц. Суд вправе дать оценку соответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции, уставу и законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

     Одно  их ведущих мест в обеспечении  законности в организации и деятельности местного самоуправления занимает общественный контроль. Общественный контроль за деятельностью  органов и должностных лиц  местного самоуправления может осуществляться в различных формах: обращений  граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований  и других выборных должностных лиц  местного самоуправления перед населением; участия общественных наблюдателей в работе избирательных комиссий при проведении выборов депутатов  представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления и др.

     Важную  роль в деятельности местного самоуправления играет принцип гласности. Гласность - неотъемлемый атрибут демократии. Реализация этого принципа позволяет  обеспечить должную "прозрачность" органов власти и управления всех уровней, поставить их деятельность под контроль общества, дает возможность  гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права  и свободы.

     В Конституции Российской Федерации  принцип гласности находит выражение  в нормах, устанавливающих обязательность официального опубликования законов  и любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы  и обязанности человека и гражданина, закрепляющих обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, их должностных  лиц обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно касающимися  его прав и свобод.

     Эти конституционные положения получили свое развитие в муниципальном законодательстве. В соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, а также нормативные  акты органов и должностных лиц  местного самоуправления, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступают в  силу после их официального опубликования (обнародования). Подлежат также официальному опубликованию результаты рассмотрения проектов правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления в  порядке народной правотворческой  инициативы. При этом само рассмотрение проектов правовых актов должно проходить  на открытом заседании с участием представителей населения.

     Органы  и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и  гражданина, а также возможность  получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. В  целях реализации этих требований предусматривается  организация и содержание муниципальной  информационной службы, создание условий  для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Законодательно закреплена обязательность ответа органов и должностных  лиц местного самоуправления по существу обращений граждан.

Информация о работе Основные принципы местного самоуправления