Основные принципы организации местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Причем законодательная планка российского местного самоуправления максимально поднята до эталона стран развитой демократии. Однако понадобится значительное время, средства, чтобы в полной мере воплотить в жизнь конституционные принципы местного самоуправления.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. Принципы организации местного самоуправления 4
1.1. Понятие местного самоуправления 4
1.2. Характерные черты модели местного самоуправления в РФ 7
ГЛАВА 2. Органы местного самоуправления 14
2.1. Представительный орган местного самоуправления 14
2.2. Глава муниципального образования 19
2.3. Местная администрация 21
Заключение 25
Библиографический список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

органы мест.самоуправл..doc

— 140.00 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ  СЛАВЯНСКИЙ  ИНСТИТУТ

                                 Калининградский филиал 

Юридический  факультет 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине: МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ПРАВО РОССИИ 

Тема: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 
 

                                                                                

                                           

г.Калининград

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение

         Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ  конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Причем законодательная планка российского местного самоуправления максимально поднята до эталона стран развитой демократии. Однако понадобится значительное время, средства, чтобы в полной мере воплотить в жизнь конституционные принципы местного самоуправления.

         Развитие местного самоуправления в России - долгий и  трудный процесс. А она сегодня ещё только - только начинает формироваться и для его успешного осуществления необходима прочная законодательная база. До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными в нормативных актах.

         Даже в Конституции  России не проработаны до конца общие  принципы местного самоуправления, прежде всего их, материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм.

 

ГЛАВА 1. Принципы организации местного самоуправления

1.1. Понятие местного  самоуправления

         В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации  народ осуществляет свою власть непосредственно  через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной власти и системе органов местного самоуправления.

         Федеральный закон  “Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ” уточняет положения Конституции РФ. Так, в  соответствии с частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления1.

         Эта норма позволяет  выделить несколько групп форм, посредством  которых осуществляется местное  самоуправление в России: формы непосредственной демократии, формы опосредованного участия населения в местное самоуправление через систему органов местного самоуправления. По мнению ряда авторов, следует выделять отдельную группу форм, которую составляют организационные формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление.

         Несмотря на то, что  органы территориального общественного  самоуправления представляют собой  фактически опосредованное участие  населения представляется более  правильным подход, в соответствии с которым территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении. Это вытекает из логики Федерального закона.

         Совокупность организационных  форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.

         “Единство системы  местного самоуправления проявляется  в разграничении предметов ведения  и полномочий между формами ее осуществления. Оно проявляется  также и в том, что все организационные  формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности и подконтрольности. Между всеми организационно - правовыми формами местного самоуправления существует тесная организационно - правовая связь”. С понятием “организационные формы местного самоуправления” тесно связано понятие “организационные основы местного самоуправления”. Термин “основы местного самоуправления” является новым для российского государствоведения2. Это понятие введено в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ “в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.

         Основополагающие  начала деятельности населения по осуществлению  местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных актах. Особое место занимает Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, в статье 7 которого введено понятие “законодательных основ местного самоуправления”; кроме того, в названном законе используются понятия “территориальные основы местного самоуправления” и “финансово - экономические основы местного самоуправления”. Термин “организационные основы местного самоуправления” в федеральном законе не используется3.

         Основы местного самоуправления Писарев А.Н. определяет как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и закрепляющих наиболее важные, общие для всех субъектов РФ, муниципальных образований территориальные, правовые, финансово - экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения. Однако здесь следует обратить на несколько моментов:

         Во - первых, определяемое слово определяется через определяемое слово (основы - это совокупность норм, закрепляющая основы).

         Во - вторых, в данном определении предполагается, что  принципы могут быть установлены  только на федеральном уровне. Это  вытекает из статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой вопросы  местного самоуправления относятся  к совместному ведению Федерации и субъектов Российской Федерации.

         В - третьих, основы местного самоуправления могут определяется только законами.

         Существует и другая точка зрения. Так, Казанцев Ю.Д. определяет основы местного самоуправления через  совокупность муниципально - правовых норм, то есть через совокупность норм федерального уровня, уровня субъектов России, муниципального уровня, которые могут содержаться как в законах, так и в подзаконных актах. Однако первый подход представляется нам более приемлемым4.

1.2. Характерные черты модели местного самоуправления в РФ

         Европейская Хартия местного самоуправления выделяет четыре основных признака, без которых не может осуществляться местное самоуправление:

-власть, действующая в пределах, установленных  законом;

-наделение  местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами;

-власть  с четко обозначенными функциями  в государстве;

-наличие  выборных органов местного самоуправления.

         А также обозначает черты, присущие различным моделям  местного самоуправления.

         Для выбора конкретных моделей местного самоуправления нужны определенные условия, в которых должно осуществляться местное самоуправление, зависящие от:

-экономической  модели общества и отношений,  возникающих в сфере собственности;

-демократических  интересов в обществе и государстве;

-региональных, национальных, местных традиций  и особенностей осуществления  власти на местах.

         Этот перечень далеко не полный, но на наш взгляд, наиболее важный, так как учет этих условий  определяет эффективность любой  модели местного самоуправления.

         Модель вообще - это  некая система, устанавливающая  положение о том, каким должен быть объект и состоящая из совокупности элементов, определяющих структуру  объекта, задачи, цели, функции, права  и обязанности, ответственность  и др. Мы можем определить модель местного самоуправления как систему взаимосвязей между субъектами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и органами государственной власти, структура которой складывается, исходя из местных традиций и особенностей, наличия демократических институтов, отношений, возникающих в сфере собственности, самостоятельности, обособленности от государства и др. не менее важных положений.

         В настоящее время  в России еще происходят процессы реформирования местного самоуправления. Учитывая этот процесс при функционировании современной модели местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие признаки:

-на  современном этапе развития российского  государства осуществляется переход  от общегосударственной собственности к многообразию форм собственности, включая и муниципальную, требующую регулирования экономических процессов на местах и наличия достаточных возможностей у местной власти в области урегулирования в деятельности малого и среднего бизнеса в виде собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;

-в России  производство представлено крупными предприятиями, где влияние их на жизнь городов очень велико, а влияние городов на крупные производства сведено к минимуму; процесс приватизации этих предприятий без участия местных властей привел к тяжелым последствиям;

-в России  осуществляется, и по сей день  не завершена экономическая реформа,  чья особенность состоит в  том, что процесс разгосударствления  и децентрализация производства  не сопровождается существенными  изменениями в налоговой и финансовой сферах государства; здесь обязательной задачей является перераспределение налогов по уровням в зависимости от уровня налогооблагаемой базы. В этой связи происходит заинтересованность органов местного самоуправления в более полном использовании данного принципа и перехода от финансирования отраслей хозяйства к финансированию на местах;

-развитие  регионов и отдельных территорий  в России происходит неравномерно; различные условия для хозяйственной  жизни, различный уровень развития доходной части местных бюджетов требует наличия механизмов выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление.

         Таким образом, для  современной России необходима система  органов местного самоуправления самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции. Основу современной модели местного самоуправления составляют органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно обеспечивают деятельность большого диапазона хозяйственных и социальных служб, но и используется в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации. Все это превращает местное самоуправление в интегрированную часть всего государственного механизма.

         Важным показателем  в определении значения местных  органов власти служит тот фактор, что на этом уровне управления занята значительная часть работников муниципальных служб.

         Органы местного самоуправления делятся на органы общей  компетенции, то есть местные органы власти, наделенные полномочиями осуществлять множество функций и решать различные вопросы местного значения, и органы специальной компетенции (функциональные, отраслевые), создаваемые для выполнения какой-либо одной или более функции.

         Одним из главных  признаков новой модели местного самоуправления является ответственность  представительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.

Информация о работе Основные принципы организации местного самоуправления