Основные принципы организации местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Причем законодательная планка российского местного самоуправления максимально поднята до эталона стран развитой демократии. Однако понадобится значительное время, средства, чтобы в полной мере воплотить в жизнь конституционные принципы местного самоуправления.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. Принципы организации местного самоуправления 4
1.1. Понятие местного самоуправления 4
1.2. Характерные черты модели местного самоуправления в РФ 7
ГЛАВА 2. Органы местного самоуправления 14
2.1. Представительный орган местного самоуправления 14
2.2. Глава муниципального образования 19
2.3. Местная администрация 21
Заключение 25
Библиографический список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

органы мест.самоуправл..doc

— 140.00 Кб (Скачать)

         Принцип ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением призван обеспечить:

1.Эффективность  обеспечения местных задач, отнесенных  к ведению муниципальных образований;

2.Учет  и защиту интересов населения  муниципальных образований в  деятельности органов местного  самоуправления;

3.Тесную  связь с органами и должностными  лицами местного самоуправления.

         Основанием для  наступления ответственности, в соответствии с Законом, является утрата доверия населения. Порядок и условия ответственности перед населением определяется Уставами муниципальных образований. Свое недоверие органам, должностным лицам местного самоуправления население может выразить с помощью форм прямого волеизъявления граждан, например референдум или отзыв должностного лица.

         Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в  случае нарушения ими Конституции, Устава субъекта Российской Федерации, Федеральных законов, Законов субъекта Российской Федерации, Устава муниципального образования, а также за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, материальными и финансовыми средствами.

         Самостоятельность решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и  распоряжения муниципальной собственностью нашла свое закрепление в Конституции  Российской Федерации.

         Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Именно этими формами и реализуется самостоятельность в решении местных проблем.

         Эта черта предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, что включает сюда управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, а так же решение иных вопросов.

         Еще одним признаком  самостоятельности местного самоуправления является законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов  государственной власти в вопросы  местного значения.

         Самостоятельность местного самоуправления характеризует и наличие соответствующей компетенции у муниципальных органов. В Уставах муниципальных образований определяется компетенция и сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти полномочия направлены на решение конкретных вопросов жизнедеятельности муниципального сообщества.

         Для обеспечения  самостоятельности местного самоуправления и эффективного жизнеобеспечения населения, местные органы наделяются правом на материально-финансовые ресурсы. Федеральный  закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальной собственности и местный бюджет.

         В Уставах муниципальных  образований специально оговаривается, что эффективное управление муниципальной собственностью возлагается на органы местного самоуправления. Они вправе осуществлять с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать условия использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию муниципальной собственности.

         Закон закрепляет за органами местного самоуправления право  на создание предприятий, учреждений и  организаций для осуществления  хозяйственной деятельности.

         Еще одной гарантией  минимальной финансовой базы является то, что о федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованием минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых бюджетов.

         Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, что еще раз подтверждает финансовую самостоятельность местного самоуправления.

         Конституционное право управления муниципальной собственностью принадлежит органам местного самоуправления. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.

         Деятельность органов  местного самоуправления в области  управления муниципальной собственностью сводится к следующим вопросам:

-органы  местного самоуправления имеют  право самостоятельно формировать  и утверждать перечень объектов  муниципальной собственности;

-определять  порядок и условия приватизации  муниципальной собственности. На  соответствующие органы местного  самоуправления возложена разработка  местных программ приватизации;

-осуществление  органами местного самоуправления  по управлению имуществом иных прав собственника муниципального имущества. Согласно закону местные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическими и юридическими лицами, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке.

         В настоящее время  общемировой тенденцией стало участие  органов местного самоуправления в  осуществлении государственных  полномочий5. Это объясняется тем, что многие вопросы более целесообразно исполнять на местах. В свою очередь такая постановка взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти ведет к децентрализации управления и обеспечивает паритетное участие этих органов в решении региональных государственных задач. Хотя о полном равенстве между местными и государственными органами говорить нельзя, так как органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.

         Еще одной положительной  стороной этой черты является гарантированное государством материально-финансовое обеспечение органов местного самоуправления, исполняющих отдельные государственные полномочия. Это предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов.

         Переход России к  рыночным отношениям не мог не сказаться  на деятельности отдельных органов  местного самоуправления. Основной задачей  этих органов стало пополнение доходов  местных бюджетов и рациональное использование бюджетных ресурсов.

 

ГЛАВА 2. Органы местного самоуправления

         Местное самоуправление реализуется через выборные и  невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральными и региональными  законами, а также с уставами муниципальных  образований. Тем самым в местном  самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительской демократии. Но в любом муниципальном образовании наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным. Не допускается осуществление местного самоуправления государственной властью и государственными должностными лицами.

         Структура определяется населением самостоятельно Конституционный  принцип самостоятельности органов  местного самоуправления означает, что  в пределах своей компетенции  они свободны в проявлении инициативы и в выборе решения. Принятое ими решение не требует какого-либо согласования или последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено в административном порядке. Но любой орган местного самоуправления действует на своей территории, которая одновременно является территорией субъекта Федерации и самой Федерации.

         Наличие в структуре  органов местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

         Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы  организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

2.1. Представительный  орган местного  самоуправления

         Представительный  орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании в соответствии федеральными законами и законами субъектов РФ.

         Представительный  орган муниципального образования  может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности  депутатов.

         Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, на постоянной основе может работать только 1 депутат6.

         Представительный  орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

         Представительный  орган муниципального района может:

1) состоять  из глав поселений, входящих  в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;

2) избираться  на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

         В соответствии с  Федеральным законом численность  депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек  – при численности населения  менее 1000 человек;

10 человек  – при численности населения  от 1000 до 10 000 человек;

15 человек  – при численности населения  от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек  – при численности населения  от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек  – при численности населения  от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек  – при численности населения  свыше 500 000 человек.

         Численность депутатов  представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

         В исключительной компетенции  представительного органа муниципального образования находятся:

1)принятие  устава муниципального образования  и внесение в него изменений  и дополнений;

2)утверждение  местного бюджета и отчета  о его исполнении;

3)установление, изменение и отмена местных  налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4)принятие  планов и программ развития  муниципального образования, утверждение  отчетов об их исполнении;

5)определение  порядка управления и распоряжения  имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6)определение  порядка принятия решений о  создании, реорганизации и ликвидации  муниципальных предприятий и  учреждений, а также об установлении  тарифов на услуги муниципальных  предприятий и учреждений;

Информация о работе Основные принципы организации местного самоуправления