Основы местного самоуправления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является анализ деятельности сельской администрации в переходный период.
Задачи, решаемые в процессе исследования:
1. Рассмотрение основных понятий местного самоуправления, его сущность и значение в системе государственной власти.
2. Рассмотрение целей, задач, принципов и нормативно-правовой базы местного самоуправления.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы местного самоуправления в Российской Федерации
1.1 Основные понятия, сущность и значение местного самоуправления
1.2 Принципы, цели и задачи местного самоуправления
1.3 Нормативно-правовая основа местного самоуправления
Глава 2. Структура муниципального образования Высоковское сельское поселение Кологривского муниципального района Костромской области
2.1 История поселения и самоуправления на его территории
2.2 Система управления муниципального образования Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области
2.3.Основные направления деятельности местной администрации
Глава 3. Реализация реформы местного самоуправления в муниципальном образовании
3.1 План реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории Костромской области и Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района
3.2 Проблемы реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории муниципального образования
3.3 Методы решения проблем по реализации реформы местного самоуправления
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

мой.docx

— 287.59 Кб (Скачать)

5. Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.

Муниципальная деятельность должна осуществляться, исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением, формы контроля, а также порядок  и условия ответственности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления перед  населением определяются уставами муниципальных  образований. Ответственность перед  населением наступает в результате утраты доверия населения8.

Основной  задачей демократического государства  является создание наиболее благоприятных  условий для реализации прав и  свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы  власти и управления, при которой  эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые  могут быть решены только на общегосударственном  уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п 9.

Но в то же время реализация многих из перечисленных  задач, обеспечение определенного  уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в  конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных  образованиях. Именно здесь должны быть, прежде всего, созданы условия  для реализации гарантированных  государством прав и свобод, а также  обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо ежедневно  обеспечивать их безопасность, предоставлять  медицинское обслуживание, давать возможность  получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать  транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.

 

1.2 Принципы, цели и задачи местного  самоуправления

 

Сегодня любое  развитое общество невозможно представить  без местного самоуправления. Демократические  государства давно признали достоинства  местного самоуправления и отвели ему  особое место в структуре власти. Но ценность его ценность состоит  в том, что это не только проявление принципа народовластия. В силу приближенности этого уровня власти к населению, граждане имеют возможность непосредственного  участия в решении важнейших  проблем своего общежития: ЖКХ, образование, медицинская помощь, благоустройство и тд. Тем самым происходит приближение управляющего субъекта к управляемому объекту, то есть местное самоуправление выступает в качестве формы оптимизации управленческих процессов. В этом смысле местное самоуправление является важнейшей формой самодеятельности граждан10.

В Конституции  Российской федерации имеется особая глава о местном самоуправлении, в которой сформулированы его  основные принципы, закреплены права  и обязанности, возможности и  формы ответственности органов  местного самоуправления. Из Конституции  также следует, что Российская Федерация  отдельным законом устанавливает  общие принципы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления11 — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

В принципах  местного самоуправления находят отражение  требования объективных закономерностей  и тенденций развития местной  власти. Для них характерно следующее:

  • Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти.
  • Выступая теоретической основой муниципального строительства, принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.
  • Принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в его принципах.
  • Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии его институтов.

Среди конституционных  принципов, регулирующих порядок и  условия определения круга вопросов местного значения представляется необходимым  выделить следующие12:

  • принцип законности,
  • принцип самостоятельности муниципальных образований в пределах своих полномочий,
  • принцип обеспечения государством минимальных местных бюджетов,
  • принцип не подчиненности одного муниципального образования другому,
  • принцип взаимодействия и совместной ответственности органов государства и местного самоуправления перед населением.

Принцип законности является общеправовым принципом, устанавливающим, что любая деятельность государства и местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения должна осуществляться в строгом соответствии с законом уполномоченными на то субъектами.

Принцип самостоятельности муниципальных образований в пределах своих полномочий закреплен в ст.ст. 12. 130. 132 Конституции РФ и ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления. Указанный принцип устанавливает самостоятельность муниципальных образований, выражающуюся в не подконтрольности муниципальных образований органам государственной власти в решении вопросов местного значения. Этот принцип тесно связан с принципом обеспечения государством минимальных местных бюджетов, вытекающим из ст. 130. 132 Конституции РФ и ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления. В соответствии с этим принципом финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им полномочиям по решению вопросов местного значения.

Принцип не подчиненности одного муниципального образования другому закреплен в ст. б Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г, и развивает принцип самостоятельности муниципальных образований, указывая на то, что каждое муниципальное образование самостоятельно в решении вопросов местного значения не только от государства, но и от других муниципальных образовании независимо от их численности и размеров территории. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 1З1 - ФЗ в п. З ст. 17 изменяет указанный принцип, несколько ограничивая сферу его применения. Так, в нем устанавливается, что не допускается подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должное тому лицу местного самоуправления другого муниципального образования.

Принцип взаимодействия и совместной ответственности органов государства и местного самоуправления перед населением за обеспечение сто жизнедеятельности. Этот принцип базируется на единстве источника их власти, закрепленного в ст. З Конституции РФ и целей, задач и функций, ради которых они созданы13.

Федеральный закон № 131 «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет выделять следующие общие принципы местного самоуправления:

  • выборность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
  • открытый и публичный характер деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (гласность местного самоуправления);
  • использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности органов местного самоуправления.

Достаточно  разнообразный и широкий перечень общих принципов местного самоуправления содержится в уставах муниципальных  образований. К ним можно отнести:

    • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
    • обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления;
    • защиту прав населения на местное самоуправление;
    • самостоятельное распоряжение органами местного самоуправления муниципальной собственностью, местным бюджетом, установление местных налогов и сборов;
    • взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в осуществлении общегосударственных задач;
    • многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления с учетом исторических, национальных и иных особенностей жизни населения;
    • ответственность органов местного самоуправления перед государственной властью и местным сообществом;
    • открытый и публичный характер деятельности органов местного самоуправления;
  • выборность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
  • территориальный принцип организации и деятельности органов местного самоуправления и т.п.

Следует подчеркнуть, что та или иная классификация  принципов местного самоуправления выполняет в каждом случае определенную роль. Она может способствовать поиску наиболее оптимальной модели местного самоуправления для конкретного  муниципального образования или  помочь в анализе деятельности местного самоуправления на определенной территории, сравнительном анализе организации  и деятельности местного самоуправления в разных регионах, странах и т.п. Поэтому склонность к той или  иной классификации принципов местного самоуправления часто определяется и теми задачами, которые преследуются данным выбором.

Под функциями местного самоуправления14 понимаются основные направления муниципальной деятельности.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам.

С учетом роли местного самоуправления в организации  и осуществлении власти народа, можно  выделить следующие основные задачи местного самоуправления:

1) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное  решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной  деятельности должно быть создание условий  для эффективного участия граждан  в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся15:

  • наличие выборных органов местного самоуправления;
  • использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
  • наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

Участие населения  муниципального образования в решении  местных дел осуществляется через  выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно. Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения  в осуществлении муниципальной  деятельности.

Представительный  орган местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. В отдельных поселениях уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления  полномочий представительных органов  местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Согласно уставу муниципального образования возможно избрание населением и должностных лиц местного самоуправления.

Нормы муниципального права закрепляют институты и  формы прямой демократии, посредством  которых население привлекается к решению вопросов местного значения, а также осуществляет контроль за деятельностью выборных и иных органов  местного самоуправления.

По вопросам местного значения может проводиться  местный референдум, в котором  имеют право участвовать все  граждане, проживающие на территории муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования  местный референдум назначается  представительным органом местного самоуправления, как по собственной  инициативе, так и по требованию населения.

2) Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя  местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право  самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами16.

3) Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования.

Муниципальные образования — города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие — представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.

Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования  тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Они вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, устанавливать  местные налоги и сборы, а также  льготы по их уплате.

4) Обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.

К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий  жизни граждан, создание благоприятной  среды жизнедеятельности населения  муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

Информация о работе Основы местного самоуправления в Российской Федерации