Особенности правового регулирования разграничения регионального законодательства в регламентации местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Достаточно сложная система органов исполнительной власти в Российской Федерации создает немало проблем в процессе деятельности органов всех уровней. К сожалению, законодательство Российской Федерации не всегда четко регулирует вопрос взаимодействия территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" даны лишь "рамки" или, точнее сказать, "контуры" взаимоотношений, что, видимо, должно было бы создать действенную систему местного территориального управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Нормативность регулирования деятельности местного самоуправления.
1.1.Толкование понятия "местное самоуправление" …………………..….5
1.2.Управленческие отношения, возникающие в системе местного самоуправления…………………………………………………………….….….8
1.3.Структура органов местного самоуправления…………………..……11
Глава 2 Особенности правового регулирования разграничения регионального законодательства в регламентации местного самоуправления…………………………………………………………..….…21
Заключение…………………………………………………………………...…29
Список использованной литературы………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

местное самоуправление курсовая с измен. сносками.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

    Аналогичная ситуация, как правило, с отделами культуры, капитального строительства, торговли, социальной защиты и другими. Можно с уверенностью констатировать, что прежняя система местной государственной власти продолжает функционировать независимо от правового статуса органов местного самоуправления. Это позволяет субъектам Российской Федерации полностью контролировать деятельность руководителей органов муниципальных образований, а последним мешает провести четкую границу подчиненности органам исполнительной власти субъектов Федерации при выполнении государственных полномочий.

    Как показывает анализ, существует взаимосвязь  и взаимозависимость органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления. Поэтому механизм их соотношения должен быть закреплен законодателями исходя из конституционных положений. Исследуем, каким образом законодатели федерального и регионального уровней закрепили организацию местного самоуправления.

    В Конституции Республики Саха (Якутия) имеется раздел "Местные органы государственной власти и местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)"7. Согласно ст. 94 местное самоуправление осуществляется гражданами с учетом исторических и иных местных традиций. Понятия "местные органы государственной власти" и "местное самоуправление" совмещены, что, не дает четкого представление о формах осуществления народовластия. Хотя в данном разделе и указывается, что местное самоуправление самостоятельно и его органы не входят в систему органов государственной власти.

    В Конституции Республики Ингушетия одновременно действуют органы местной власти и управления и органы местного самоуправления. Ст. 90 Конституции Республики  8указывает, что местную власть и управления образуют исполнительно - распорядительные органы администраций районов, городов, сел, станиц и других административно - территориальных единиц. А ст. 92 определяет, что "органы местной государственной власти и управления управляют муниципальной собственностью, формируют бюджет, осуществляют охрану общественного порядка, обеспечивают исполнение законодательства республики, а также решают вопросы местного значения". Органы местной государственной власти выполняют все функции местного самоуправления, а местное самоуправление (ст. 96) признается и гарантируется как деятельность граждан в форме прямого волеизъявления (собрания, сходы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Конституция Республики Башкортостан 9имеет главу "Местная власть", предполагающую два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. Система местного государственного управления действует в районах и городах республиканского подчинения в лице представительного органа и местной администрации. В отличие от Конституции Республики Ингушетия местное самоуправление самостоятельно управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает вопросы местного значения. Органы государственной власти содействуют местному самоуправлению. Можно сделать вывод о том, что в Республике Башкортостан действуют параллельно государственные (с собственной компетенцией) и самоуправляемые (с компетенцией, установленной федеральным законодательством) органы местной власти.

    Если  рассматривать законотворчество субъектов  Российской Федерации по вопросам местного самоуправления в целом, то здесь  не существует особых различий от имевшихся  ранее названий местных органов  власти. В названиях исполнительных органов местного самоуправления наблюдается наибольшее сходство - в основном это администрации, возглавляемые главой (главой местного самоуправления), волостные управы, исполкомы, мэрии. Уставы некоторых субъектов Российской Федерации определяют главу местного самоуправления как высшее должностное лицо. В Ленинградской и Самарской областях должность руководителя на селе, в поселке, в деревне называется "староста". Встречаются и такие наименования как председатель совета, председатель исполкома, городской голова, посадник.

    Объем полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления в  основных законах субъектов Российской Федерации закреплен различно- "основной объем полномочий сосредоточен в исполнительных органах, то есть в руках глав администраций". Это доказывает и практика. Изучая уставы муниципальных образований  можно придти к выводу, что представительные органы местного самоуправления фактически "скованы" в своей деятельности волей глав администрации. Такие полномочия, как утверждение бюджета, его исполнение, решение о проведении местного референдума, установление местных налогов и сборов, утверждение устава и положений о местном самоуправлении, а также планов социально - экономического развития, комплексных программ принадлежат исполнительному, а не представительному органу местного самоуправления. Исполнительные органы по своей природе и назначению должны выполнять исполнительно - распорядительные функции, осуществлять оперативное управление на соответствующей территории, обеспечивать взаимодействие с другими органами власти, в том числе и с государственными. Управления юстиции, зарегистрировав уставы с нарушениями полномочий представительных органов муниципальных образований, фактически узаконили это10.

    При закреплении идей и принципов  местного самоуправления в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации отразилось многообразие и неоднородность политического, социального, экономического, культурного и национального факторов в России. Исследования показали, что местное самоуправление закреплено в основных законах (конституциях и уставах) субъектов Российской Федерации исходя из исторических традиций национальных особенностей и социально - экономических условий.

    Почти все субъекты Российской Федерации  приняли свои законы о местном  самоуправлении. Как показало исследование, в некоторых региональных законах преобладает и закреплено местное государственное управление, а не самоорганизация населения. А ведь точное знание самоуправляемых процессов и свойственных им закономерностей позволило бы лучше использовать их в интересах общества. По всей видимости, непонимание прочности связи элементов механизма местного самоуправления между собой и оптимального механизма взаимоотношений их с органами государственной власти нарушает ритмичное и бесперебойное функционирование всей системы местного самоуправления, а также соотношение государственных и общественных начал в самоуправлении.

    Отсутствие  систематизации федеральных и региональных законов также является одной  из серьезных проблем нарушенного  соотношения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Во многих федеральных законах одни и те же вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, обустройство мест захоронения, планировка и застройка населенных пунктов, ведение воинского учета и др.). Проведение систематизации нормативных актов федерального и регионального уровней заставило бы законодателей привести свои акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

    Очевидна  необходимость регламентации взаимоотношений  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления отдельным  федеральным законом либо внесением  соответствующих поправок в действующий Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Регламентация взаимоотношений по вопросам реализации собственных полномочий местного самоуправления и при осуществлении государственных полномочий создаст прочный механизм соотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это поможет, с одной стороны, решить и существующие правовые проблемы в организации местного самоуправления в регионах, а с другой - заставить субъект Российской Федерации при определении уровней, типов и видов своих взаимоотношений с органами местного самоуправления соблюдать соотношение органов исполнительной власти с органами местного самоуправления. И, в конечном итоге, позволит ликвидировать необоснованную подмену местного самоуправления местным государственным управлением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Особенности правового  регулирования разграничения  регионального законодательства в регламентации  местного самоуправления. 

    В федеративных государствах законодательная регламентация местного самоуправления, определение принципов его организации осуществляются, как правило, субъектами федерации. Классическим примером данного утверждения является организация местного самоуправления в развитых демократических странах Нового и Старого Света. "В конституциях традиционных федеративных государств вопрос об органах местного самоуправления просто игнорировался, - поскольку их функционирование относилось к компетенции союзных образований. Поэтому в федеральных конституциях США, Канады и Швейцарии не содержалось никаких положений об образе деятельности органов местного самоуправления" 11. В этом отражаются идеи федерализма, разделения и децентрализации власти. Действительно, ведь тот же закон субъекта федерации может учесть региональную специфику построения системы муниципальной власти, муниципальным органам гораздо легче вести диалог с более близкой им региональной государственной властью, вносить свои предложения в законодательные органы соответствующего субъекта федерации.

    После вступления в силу Конституции 1993 г., закрепившей положения о признании и гарантировании института местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении стало формироваться практически одновременно с федеральным законодательством, а в некоторых регионах даже с некоторым опережением по сравнению с ним 12.

      В соответствии с принципами  федерализма Конституция России  закрепила разделение предметов  ведения между Российской Федерацией  и ее субъектами, установив сферы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72) и всю полноту государственной власти субъектов Федерации вне указанных предметов ведения (ст. 73). В согласии с этими предметами ведения установлены и сферы законодательства: по исключительным предметам ведения Российской Федерации, включающее федеральные конституционные законы и федеральные законы (ч. 1 ст. 76); по предметам совместного ведения "рамочные" федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76); собственное правовое регулирование субъектов Российской Федерации, включая законы и иные нормативные правовые акты (ч. 4 ст. 76).

    Принятие Конституции 1993 г. потребовало приведения в соответствие с ней и с учетом изданных указов Президента Российской Федерации о реформе местного самоуправления федерального законодательства. На федеральном уровне был принят базовый для организации местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ряд федеральных законов в его развитие. Это, в свою очередь, предопределило планомерный нормотворческий процесс становления региональной правовой системы, регламентирующий вопросы организации местного самоуправления. По определению ряда авторов, принятие специализированного Федерального закона о местном самоуправлении "дало новый импульс развитию регионального законодательства о местном самоуправлении. Во-первых, он определил сферу соответствующего нормотворчества субъектов Федерации, назвал те законы, которые им надлежало принять. Во-вторых, он оставил субъектам Федерации возможность в ряде вопросов развивать и дополнять федеральное регулирование".

    Возникает вопрос о степени закрепления  в Конституции России разграничительных  норм для каждого уровня государственной  власти в регулировании вопросов местного самоуправления.

    Органы  местного самоуправления обособлены от органов государственной власти, и российская Конституция не содержит положений, указывающих на отнесение местного самоуправления к предметам ведения Российской Федерации ни по одной из указанных процедур. Однако в ст.72 содержится норма об отнесении к предмету совместного ведения "установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" (п."н" ч.1).

    В то же время в Конституции Российской Федерации не раскрывается понятие "общие принципы". "В российской государственно-правовой теории до сих пор нет ясности по вопросу о том, что понимать под общими принципами и где их граница" 13. Определяя содержание и пределы понятия "общие принципы организации системы органов местного самоуправления". Такое понятие должно охватывать, по крайней мере, две группы норм. Первая из них призвана гарантировать реализацию закрепленных в российской Конституции основ самоуправления и соответствующих прав граждан на самоуправление: самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий (статья 12); самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (статья 130); осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131); запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией (ст.133); осуществление, субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 4 ст. 76).

Информация о работе Особенности правового регулирования разграничения регионального законодательства в регламентации местного самоуправления