Перспективы развития и особенности государственного управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГМУ111.docx

— 39.45 Кб (Скачать)
  1. Особенности государственного управления в современной России
 

Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.

Система государственного управления включает формы и методы воздействия на экономическую, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью  политической системы и территории. Большое значение в государственном  управлении имеют социально-политические исследования, дающие необходимую информацию для принятия управленческих решений.

Особенности государственного управления в современной России обусловлены переходом от одной  социально-экономической системы, основанной на государственной собственности  на средства производства, централизованном планировании и командно-административном управлении, к системе, основанной на разнообразии форм собственности, рыночной экономике, демократических механизмах управления, принципах гражданского общества.

Юридически новое  российское государство возникло в  декабре 1991 г. С этого момента  начался переход от авторитарного  стиля управления, основанного преимущественно  на принуждении, к демократическому стилю, который исходит из того, что  человек по своей природе стремится  к деятельности, способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности.

Демократический стиль управления предполагает делегирование  полномочий, предоставление большой  самостоятельности в пределах своих  функций, участие в принятии решений.

Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Конституция  Российской Федерации, принятая на референдуме  в декабре 1993 г., закрепила федеративное устройство страны. В состав Федерации  вошло 89 субъектов, с большинством которых  центр заключил договоры о разграничении  полномочий и предметов ведения. Для координации действий были созданы  объединенные органы государственного управления.

Наличие разнообразных  форм собственности в современной  России обусловило развитие различных  видов управления: федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное).

Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра земли, естественные монополии, контрольные пакеты акционированных  предприятий. Объекты регионального  и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении  собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и  местного самоуправления.

По воздействию  на управляемый объект можно выделить отраслевое (функциональное) и территориальное  управление.

Отраслевое управление основано на построении вертикали центр  — предприятие. Оно реализуется  через министерства, которые осуществляют единую техническую политику и обеспечивают необходимые внутриотраслевые и  межотраслевые отношения. С развитием  самостоятельности предприятий  роль отраслевого управления постепенно снижается.  

Территориальное управление включает в себя органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации и местное самоуправление. Функциями территориального управления являются рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие региона, выравнивание уровней экономического и социального развития и др.

К другим видам  государственного управления в России относятся административное и экономическое  управление.  

Административное  управление связано с непосредственным воздействием на интересы управляемых. В основе административных методов лежат авторитет власти, право руководителя отдавать распоряжения, требовать обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Администрирование является необходимым компонентом любого управления, его методы имеют свое функциональное назначение и не противоречат экономическим и другим методам управления, лишь дополняя их.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через  хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную  политику. Для экономического управления характерно отсутствие прямого Директивного принуждения. Объект управления свободен в выборе варианта действий, однако если эти действия вступают в противоречие с законом, он возмещает ущерб государству.

Кроме названных  видов государственного управления в современной России существуют и другие виды, например, стратегическое и тактическое управление.  

Стратегическое  управление определяет цели и задачи развития страны в целом или отдельных  территорий, объектов, отраслей и т.д. в соответствии с политическим курсом государства. Тактическое управление — это конкретные действия по реализации стратегического курса.

Специфика условий  переходного периода в России обусловила необходимость решения  задач, несвойственных ранее для  государственного управления. Среди  них можно назвать либерализацию  цен, введение института частной  собственности на средства производства, реорганизацию государственных  и сельскохозяйственных предприятий, приватизацию государственных предприятий, формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовый рынок, рынок труда  и др.), введение платных услуг  в области образования, здравоохранения  и др. сферах и многое другое. Опыта  в решении этих сложных задач  не было, поэтому были неизбежны  ошибки, большие потери, а это  сопровождалось частой сменой кадров управленцев, многие из которых могли  только разрушать, но не создавать. Кроме  того, на волне борьбы со старым режимом  к управлению пришло много людей, не имеющих опыта управления. Все  это привело систему государственного управления в России к кризису. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Управление  в России с древних  времен.
 

Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх».

Реформы Петра I затрагивали многие направления  общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

Идеи совершенствования  государственного управления высказывали  в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др. Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.

Заметный вклад  в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

При Александре I для упорядочения звеньев управленческого  аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую  и в 1870 г. – городскую реформы. Управление экономикой проявлялось  в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств,' составлявших основу экономической жизни. 

В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать  сословную иерархию в государственном  управлении в уездах, создать русские  земства в Западном крае и др., однако они не были осуществлены. 

В развитие науки  и практики управления в советский  период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Струмилин, B.C. Немчинов и другие. В целом методы управления на предприятии (микроуровень) предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.  

В период «военного  коммунизма» (1919–1921) для отражения  международной агрессии против России командный метод управления сверху донизу и внеэкономические формы  принуждения к труду были исторически  оправданы.

После окончания  гражданской войны новая экономическая  политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации  на селе во второй половине 20-х гг. государственное  управление вновь стало преобладать.

Кооперативы в  любой отрасли деятельности положительно зарекомендовали себя как организационно-экономическая  формация в СССР, методика перехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась  организационно-административными  методами управления в ущерб экономическим  и социально-психологическим.

Если в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями  со стороны государства было вызвано  чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого  курса было обусловлено преобладанием  государственной собственности  на средства производства и землю.

Управление продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания  многообразия форм собственности.

В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные  методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы экономического роста в 80-е гг. в среднем снизились  по сравнению с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками  – в три раза.

В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки  продолжалась затратная система  управления экономикой, что приводило  к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами  общественного производства, росту  дефицита государственного бюджета, росту  выпуска в обращение денег, разбалансированию  потребительского рынка. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу. 

Негативную роль здесь сыграли идеи программы  «500 дней», целью которой была ликвидация плановой системы и создание условий  для рыночного регулирования  экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложений.

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором  предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых  форм управления на всех уровнях.

С января 1992 г. правительство  перешло от плана к рыночному  регулированию на основе либерализации  цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Правовой основой  для свободы предпринимательства  явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая  многообразие форм собственности, государственную  поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов  государства.

  
 
 

  1. Как изменилось государственное  управление в России за последние годы
 

Прежде всего существенно изменилась структура государственного управления. Государственная власть сегодня разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждого вида власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства  и юридически не входит в систему  ни одной ветви власти. Аппаратом  осуществления функций главы  государства является Администрация  Президента Российской Федерации, которая  действует на правах государственного органа управления. Президент возглавляет  Совет Безопасности и Совет обороны.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Систему федеральных органов  исполнительной власти образуют министерства, государственные комитеты, федеральные  комиссии, федеральные службы, федеральные  агентства и федеральные надзоры.

С принятием 31 марта 1992 г. Федеративного договора значительно  повысилась роль в государственном  управлении органов государственной  власти субъектов Федерации.

Информация о работе Перспективы развития и особенности государственного управления в РФ