Понятие и классификация гарантий местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 19:16, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Одним из необходимых и наиболее важных условий функционирования местного самоуправления, его становления и развития является гарантированность прав местного самоуправления. Государство признает и гарантирует местное самоуправление. Этому вопросу все субъекты Российской Федерации также уделяют значительное внимание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава I. Понятие, классификация гарантий местного самоуправления...5

Глава II. Судебная защита местного самоуправления……………………14

Заключение……………………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

МП,реферат.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Муниципальное право Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и классификация гарантий местного самоуправления. 
ОГЛАВЛЕНИЕ:
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава I. Понятие, классификация гарантий местного самоуправления...5

Глава II. Судебная защита местного самоуправления……………………14

Заключение……………………………………………………………………...18

Список  литературы…………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Становление и развитие российского муниципального права в его современной интерпретации  неразрывно связано с местным  самоуправлением. Именно возрождение  в нашей стране в начале 90-х  гг. прошлого столетия различных форм и институтов самоуправления потребовало соответствующего изменения законодательства о местных органах власти, а затем обусловило необходимость принятия специальных законов об основах местного самоуправления. Фактически с этого времени и начался отсчет формирования российского муниципального права как самостоятельного правового феномена.

     Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом  своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения: исходя из интересов населения; с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

     Общественные  отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений. Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Система гарантий прав местного самоуправления представляет собой совокупность общих гарантий и специальных. Последние, в свою очередь, можно разделить на гарантии организационной самостоятельности и гарантии финансово-экономической самостоятельности.

       Актуальность темы. Одним из необходимых и наиболее важных условий функционирования местного самоуправления, его становления и развития является гарантированность прав местного самоуправления. Государство признает и гарантирует местное самоуправление. Этому вопросу все субъекты Российской Федерации также уделяют значительное внимание. Таким образом, гарантии организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации согласно законодательству определяются и обеспечиваются государством в лице, как его федеральных органов, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Цель  настоящей работы – рассмотреть понятие, классификацию гарантий местного самоуправления; судебную и правовые формы защиты местного самоуправления.

     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие, классификация гарантий местного самоуправления. 

     Важнейшим и необходимым условием полного  и эффективного осуществления задач  и функций местного самоуправления является гарантированность его  прав. Под гарантиями местного самоуправления понимается система условий и средств, обеспечивающих осуществление местного самоуправления и соответственно реализацию прав каждого гражданина Российской Федерации на местное самоуправление.

     Гарантии  осуществления местного самоуправления в Российской Федерации определяются и обеспечиваются государством в лице федеральных и региональных органов государственной власти. Они имеют разнообразный характер и могут быть объединены в две основные группы: общие и специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

     Рассмотрим первую группу гарантий, к ним относится:

Экономические гарантии — это сложившиеся в Российской Федерации экономические отношения, обеспечивающие возможность осуществления местного самоуправления. В первую очередь это касается плюрализма форм собственности и рыночной экономики. В условиях

господства  государственной или общенародной собственности отсутствуют предпосылки для осуществления реального самоуправления, поскольку экономическая централизация лишает муниципальные образования ресурсной базы, неизбежно ведет к финансовой централизации и превращению местных органов власти в придаток государственного аппарата.

Политические  гарантии — это сложившийся в Российской Федерации конституционный строй, подразумевающий приоритет прав и свобод человека и гражданина над интересами государства, разделение властей, принцип правового государства. В условиях тоталитарных или авторитарных политических режимов самоуправление попадает под политический и административный контроль государства.

Духовные  гарантии — это имеющаяся в обществе система идей и ценностей, одной из которых является самоуправление. Местное самоуправление не станет эффективным, пока социальная ценность самоуправления не будет в полной мере воспринята населением. Самоуправление предполагает широкое вовлечение населения в решение местных задач, развитие собственных гражданских инициатив в сфере местного самоуправления, в широком смысле — формирование в рамках муниципальных образований реальных институтов гражданского общества. Впрочем, развитие гражданской инициативы неотделимо от финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления и повышения уровня жизни населения.

К социальным гарантиям местного самоуправления относятся развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями, институты гражданского общества. Иными словами под социальными гарантиями понимаются реально сложившиеся условия существования и развития местного самоуправления.

     Под юридическими гарантиями местного самоуправления понимаются гарантии, закрепленные в законодательстве и нормативно-правовых актах различной юридической силы. Основными из них являются:

     -гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления;

     -гарантии финансово-экономической самостоятельности.

     Кроме юридических гарантий в широком  смысле, в науке муниципального права  выделяют так называемые юридические  гарантии в узком смысле – судебные гарантии и иные формы юридической  защиты местного самоуправления. Данную группу гарантий местного самоуправления мы рассмотрим в отдельной главе, где главное место отведено судебной защите местного самоуправления.

     К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

     Рассмотрим  гарантии организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления.

     Во-первых, местное самоуправление как форма народовластия упоминается в статьях 3, 12 Конституции РФ, которые относятся к главе 1 – «Основы конституционного строя»1. Будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление является неприкосновенным как правовой демократический институт. Это положение более подробно развернуто в последующих статьях Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в статье 3 названного Закона закрепляется, что права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Во-вторых, в соответствии со статьей 12 Конституции РФ2 органы местного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления. Это означает, что с точки зрения структурно-организационной местное самоуправление отделено от государственной власти3. В статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и в порядке, установленных частями 5 и статьи 37 Федерального закона.

     В-третьих, на основании статьи 131 Конституции РФ структуру органов местного самоуправления население определяет самостоятельно. Ранее в статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»4 было указание на обязательное наличие только выборных органов местного самоуправления; иные органы местного самоуправления могли образовываться только в соответствии с уставом муниципального образования. Сейчас в статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится более мягкая формулировка, предоставляющая населению право определять в уставе муниципального образования только порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов.

     В-четвертых, органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения определяется уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации.

     В-пятых, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории субъектами права; в случае неисполнения этих решений применяются меры юридической ответственности.

     Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления, а также решений органов местного самоуправления и их должностных лиц регулируется нормами уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства.

Информация о работе Понятие и классификация гарантий местного самоуправления