Понятие и структура функций местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Цель предусматривает решение задач:
1) Выявление природы понятия местного самоуправления современной юридической науке.
2) Рассмотрение функций местного самоуправления.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав состоящая из семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

ГЛАВА 1 Историко-теоретические основы местного самоуправления

1.1. Эволюция местного самоуправления от идеи к практике. . . . . . . .6

1.2. Развитие историко-теоретических форм местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

ГЛАВА 2 Функции местного самоуправление.

2.1. Понятие функций местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований . . . . . . . . 27 2.6. Охрана общественного порядка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Работа содержит 1 файл

2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного зна.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА ЮРИСПРУДЕНЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФУНКЦИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

                                                                                                         

                                                                            ВЫПОЛНИЛ:

                                                                                студент 2 курса дневного отделения

 

 

ПРОВЕРИЛ:

                                                                                                  Научный руководитель

к.и.н.,доцент кафедры «Юриспруденция»

                                                                                                    Тенсин М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЖЕВСК

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

 

ГЛАВА 1  Историко-теоретические основы местного самоуправления

 

1.1. Эволюция  местного самоуправления от идеи  к практике. . . . . . . .6

 

1.2. Развитие  историко-теоретических  форм  местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

 

ГЛАВА 2 Функции местного самоуправление.

 

2.1. Понятие функций местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

2.3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

2.5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований . . . . . . . . 27 2.6. Охрана общественного порядка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

2.7. Защита  интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных государством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «местное самоуправление» отражает сложное  и многообразное явление, формирование  и развитие которого завистит от комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Местное самоуправление снискало массу эпитетов в связи с политико-правовой оценки его качеств. его называют «критической точкой» всей конструкции новой российской государственности, важнейшим элементом становления демократической России, «цементирующим раствором государственной целостности» и т.д. За художественной образностью этих и других определений прослеживается осознание значимости данного института, но нашло выражение в различных направлениях, научных подходов  к пониманию местного самоуправления. Это объясняется прежде всего многозначностью самого термина «самоуправление».

Одно из значений понятия самоуправления — это олицетворение такого состояния публичного порядка, при котором функционирование органов и институтов самоуправления разного уровня (в том числе местного) обязательно. Самоуправление в различных его проявлениях обретает черты неотъемлемого элемента правового государства, становится особенностью внутренней организации государственной власти. В этом случае государство, располагающее представительными органами власти на местах, рассматривается как самоуправляющаяся организация.

Другое значение понятия самоуправления — устойчивость местной власти. В этом случае оно выступает синонимом местного самоуправления. При этом местное самоуправление выступает самостоятельным политико-правовым принципом организации местной власти, основанным на способности жителей любой административно-территориальной единицы без вмешательства в центральных органов решать хозяйственные и иные вопросы.

Но какими бы многообразными ни были исследовательские  подходы к понятию «местное самоуправление», следует исходить из того, что этот институт является правовым и имеет  свое легальное (правовое) определение. Документом, наиболее полно излагающим понятие «местное самоуправление», считают Европейскую хартию о местном самоуправлении 1985 г.: «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» (п. 1 ст. 3).

Конституция РФ представляет местное самоуправление как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ч. 1 ст. 130). Самостоятельное решение этих вопросов «осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130)1. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционных положениях, устанавливает, что местное самоуправление в России — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.2

 Таким образом,  важность рассмотрения темы неоспорима и актуальна. Актуальность разработки проблем развития местного самоуправления в Российской Федерации обусловлена целым рядом обстоятельств.

 Во-первых, нужно исходить из того, что уже более восьми лет народы России живут в новой геополитической обстановке, вызванной распадом Союза ССР. И хотя данное явление существует как объективная реальностью это историческое событие еще не в полной мере осмыслено не только в обыденном сознании, но и на научном уровне.

Во-вторых, надо отметить, что распад СССР несомненно ускорил вызревание вопроса о необходимости реформирования местного самоуправления в Российской Федерации, свидетельством чего явилось принятие Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления В Российской Федерации» № 131 ФЗ от 6 октября 2003 года.

В-третьих, становиться  очевидным, что российские политики различного масштаба, государственные  деятели, работники муниципальных  образований. выступая в принципе за полнокровное функционирование муниципалитетов, не только наполняют иногда их содержание гипертрофированной составляющей, но и нередко навязывают им маскарадно - ритуальный образ.

 Исходя из  этого, цель данной курсовой  работы изучение понятий и функций местного самоуправления, рассмотрение  различных аспектов местного самоуправления в Российской Федерации.

Цель предусматривает  решение задач:

1) Выявление природы понятия местного самоуправления современной юридической науке.

2) Рассмотрение функций местного самоуправления.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав состоящая из семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

1.1. Эволюция  местного самоуправления  от идеи  к практике

 

Цели  наиболее полного охвата историко-философских и политико-юридических граней феномена местного самоуправления соответствует его рассмотрение в нескольких значениях: социальной идеи; научной категории; конституционно-правового принципа; действующих организационно-правовых и иных моделей, отражающих современную политико-правовую практику.

Взаимовлияние указанных значений местного самоуправления, их роль видится в следующем.

Идея местного самоуправления выполняет особые познавательные функции. Она дает первоначальные сведения о местном самоуправлении, отражает то существенное, что свойственно этому институту в разные конкретно-исторические периоды. Иначе говоря, в идее отражаются общие и особенные элементы любой системы местного самоуправления в их динамике.

Потенциал самоуправленческой идеи раскрывается в научной категории "местное самоуправление", соответствующих конституционно-правовых принципах и практике их осуществления. Перечисленные элементы есть не что иное, как особые уровни детализации идеи, стадии ее воплощения в жизнь и формы бытия.

Научная категория "местное самоуправление" представляет собой систему теоретических конструкций и базовых юридических понятий, наполнивших идею реальным правовым содержанием. Категория "оснастила" идею понятийным аппаратом, идентифицировала и классифицировала данный институт в определениях и конструкциях, способствовавших оформлению теории местного самоуправления.

Творческая  роль идеи местного самоуправления обусловлена также состоянием и качественным уровнем имеющегося правового инструментария, с помощью которого она переводится в реальные формы общественных отношений. Конституционно-правовые принципы рассматриваются в этой связи как один из важнейших элементов самоуправленческой идеи, получивший законодательное закрепление и тем самым сделавший эту идею легитимной в юридических источниках самого разного уровня. Принципы играют направляющую роль в разработке и толковании института местного самоуправления. Идея местного самоуправления реализуется в ходе государственно-правовой и муниципально - правовой практики. В этом смысле существующие организационно-правовые, территориальные, финансовые и иные модели местного самоуправления — заключительная стадия ее воплощения, конкретные способы дальнейшей материализации. Причем практика, всегда связанная с определенными способами отражения мира, не только выявляет формы местного самоуправления, адаптировавшиеся к идее, но и устанавливает институты, которые отторгаются идеей, идут с ней вразрез.


Идеи  представляют собой абстрактные, обобщенные суждения, построенные либо на основе опыта, либо на чисто умозрительной основе. В любом случае идея рассматривается как отражение объективной реальности.

Идея  местного самоуправления получила соответствующее терминологическое обозначение не так давно — на рубеже XVIII—XIX столетий. Немецкие исследователи Г. Штимпфл и X. Шоллер датируют "рождение" понятия "местное самоуправление" событиями Великой французской революции, что отражает, по их мнению, факт самостоятельности общины по отношению к государству3.

При обращении к теме возникновения  местного самоуправления, его терминологической идентификации непременно сталкиваешься с необходимостью установления соотношения между самоуправлением местным и самоуправлением вообще. Если говорить о временном аспекте появления этих понятий, то местное самоуправление стало предвестником категории самоуправления. О распространенности такого мнения свидетельствуют различные источники. Уже упоминавшиеся Г. Штимпфл и X. Шоллер прямо отмечают, что понятие "самоуправление" впервые стало употребляться в связи с местным самоуправлением. Солидарны с этой точкой зрения авторы монографии "Институты самоуправления: историко-правовое исследование". При анализе германского местного самоуправления XIX в. они указывают, что понятие "самоуправление" формируется в правовой науке в 1850-е гг., а до того и законодательство, и административная наука Германии, вели речь только о местном и территориальном управлении4.

Сведения о  более раннем происхождении местного самоуправления мы находим у Л. Велихова. Характеризуя значение термина "самоуправление", он отмечает, что наиболее полно и широко его толковали еще в Англии ХVIII столетия, откуда данное понятие было заимствовано в 50-е гг. XIX в. Германией и в 60-е гг. Россией5.

Бытие идеи местного самоуправления связано с широким духовным наследием (общей самоуправленческой идеей, учением о естественных правах человека, формационным и цивилизационным подходами, идеей муниципального социализма, взглядами буржуазных просветителей, социалистов, представителей других направлений научной мысли), она впитала в себя все наиболее ценное из общественного багажа человечества.

 Вряд ли будет ошибкой признание наиболее действенного влияния этих идей именно на уровне местного самоуправления — по линии закрепления в законодательстве, реализации на практике, освещения в теории. Хотя в середине 80-х гг., как я уже отмечала, в нашей стране наблюдался интерес к проблемам самоуправления народа, в тот момент о местном самоуправлении если и говорили, то только в критическом, негативном плане, называя его явлением сугубо буржуазной демократии. Однако этот интерес быстро пошел на убыль. Научный акцент сместился в сторону местного самоуправления в силу его практической значимости, широкого юридического регулирования, политико-социальной актуальности. Вот почему уместен следующий вывод: местное, самоуправление (во всяком случае в современной России) предстает в виде наиболее развитой формы самоуправления. При этом нельзя также не видеть серьезного воздействия концепции местного самоуправления на политическую и правовую практику западных стран, что указывает на приоритет местного самоуправления в ряду форм самоуправления.

В качестве идейного начала местного самоуправления выступает учение о естественном праве, которое со времен античности является важным философско-идеологическим течением. Прошедшее эволюцию от наивных представлений до разветвленной системы научно обоснованных взглядов и правовых принципов, естественное право без сомнения оказало существенное воздействие на идею местного самоуправления. Суть теории естественного права выражается в представлениях о справедливости, которые заключены в общечеловеческих принципах равенства.

Признание категорий  справедливости, равенства и свободы национальными законодательствами различных стран, нормами международного права позволило легализовать всеобщее избирательное право, возможность граждан участвовать в управлении местными делами и решать их. Концепция самоуправления и местного самоуправления претерпевала определенную эволюцию, которая, по мнению Ю. И. Скуратова, объяснялась сменой воззрений о том, что только "имущие граждане", прежде всего земельные собственники и торговцы, должны участвовать в управлении, на идеи об образовании "правильного народного государства", выступающего как "часть самоорганизации новейшего индустриального общества"6.

Информация о работе Понятие и структура функций местного самоуправления