Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Объектом исследования явились отношения при осуществлении управления сферой трудоустройства и занятости населения и проведении государственной политике в области трудоустройства, правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Содержание

Введение
2
Глава 1. Теория занятости населения и безработицы
1.1. Понятия и формы занятости
4
1.2 Социально-экономические последствия безработицы
6
1.3 Государственное регулирование занятости
8
Глава 2. Анализ занятости и безработицы

2.1. Особенности безработицы в России
13
2.2. Особенности безработицы в Краснодарском крае
18
Заключение
24
Список использованных литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 191.20 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

 

Введение

2

Глава 1. Теория занятости населения и безработицы

1.1. Понятия и формы занятости

4

1.2 Социально-экономические последствия безработицы

6

1.3 Государственное регулирование занятости

8

Глава 2. Анализ занятости и безработицы

 

2.1. Особенности безработицы в России

13

2.2. Особенности безработицы в Краснодарском крае

18

Заключение

24

Список использованных литературы

26




 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовой механизм государственной  политики в области занятости  и трудоустройства в настоящее  время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются  в поддержке государства.

Российское законодательство о  занятости и трудоустройстве  представляет собой систему нормативных  актов, основанную на Конституции РФ, которая провозглашает свободу  труда, а также право каждого  на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом правовой институт занятости  населения имеет комплексный  характер, так как включает нормы  не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.

Тема данной курсовой работы –  «Правовое регулирование занятости  и трудоустройства населения  Р.Ф.» – актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости  определяются как установленные  государством организационные и  правовые приёмы и средства, которые  способствуют гражданам получить возможность  трудиться (или быть охваченными  определённой формой занятости) в избранной  сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять  определённую работу на период временной  незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в-третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства  населения РФ.

Объектом исследования явились  отношения при осуществлении  управления сферой трудоустройства  и занятости населения и проведении государственной политике в области  трудоустройства, правового регулирования  занятости и трудоустройства  населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Предметом курсовой работы стали нормы  российского и международного законодательства, призванные регулировать занятость  и трудоустройство населения  РФ.

 

Задачи  исследования: рассмотреть формы и уровни безработицы, раскрыть основные причины и виды безработицы, выявить основные особенности политики занятости в современной России, охарактеризовать занятость в Краснодарском крае.

Методы  исследования – раскрыть литературу, анализ ситуации.

Курсовая работа состоит  из двух глав.

Первая глава посвящена  проблеме безработицы и занятости. В ней указываются общие понятия  рынка труда и занятости, причины  и виды безработицы, проблемы занятость  населения, а также приведены  функции и анализ работы государственной  службы занятости.

Во второй главе рассмотрено  состояние и прогнозирование  ситуации на рынке труда России и  Краснодарского края.

 

 

 

 

 

  Глава 1 .Теория занятости населения и безработицы

 

    1. Понятия и формы занятости

 

Занятость с точки зрения экономических позиций общества - это деятельность трудоспособного  населения по созданию общественного  продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и  способным трудиться в общественном производстве такой возможности  ведет в идеале к полной занятости.

Следует различать занятость  глобальную и экономическую. Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу  в общеобразовательных, средних  специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства  и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах  государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных  силах.

За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным  причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

Экономическая занятость  подразумевает участие трудоспособного  населения в общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид  занятости имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими  видами деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический  потенциал общества, уровень и  качество жизни, социально-экономический  и духовный прогресс каждой страны.

Экономическая занятость  имеет следующие характеристики:

·  общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг, благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;

·  обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду; отсюда большое значение для занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;

·  занятость является источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах, где доход может выражаться в денежной и натуральной формах.

Экономическая занятость – это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода.

Большое значение имеет различие занятости законной и незаконной; критерием здесь служит соответствие или противоречие вида деятельности действующему законодательству.

Необходимо иметь в  виду существование значительной «теневой»  занятости, не учитываемой официальной  статистикой.

Сюда относятся, в частности:

·  так называемые челноки, осуществляющие экспортно-импортные операции (по оценкам, несколько сотен тысяч человек);

·  люди, занятые внутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей;

·  сотрудники незарегистрированных охранных структур;

·  лица, вовлеченные в нелегальный бизнес, и криминальные структуры.

Кроме того, существует немало видов деятельности, которая нередко осуществляется без какой-либо регистрации, и масштабы её весьма велики. Все это вместе взятое может обеспечить регулярную, и нерегулярную занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующие оценки безработицы.

Среди множества проблем, встающих перед любой страной  в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется.

    1. Социально-экономические последствия безработицы занятость безработица экономический труд

 

 

Суждения о социально-экономических  последствиях безработицы неоднозначны и зависят, преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в  основном неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица  имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей  силы, который можно задействовать  при расширении производства: сдерживает требования профсоюзов в части повышения  заработной платы, а значит, снижает  предполагаемый уровень инфляции; усиливает  трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду [3.c.56]

Вместе с тем несомненны и негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный  негативный экономический эффект —  недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Отрицательная зависимость между  уровнем безработицы и объемом  ВНП названа законом Оукена, по имени американского экономиста А. Оукена, которой первым исследовал эту связь в начале 60-х годов XX века [9.c.23]

По Оукену, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7%—3%, Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.

На основе эмпирических исследований А. Оукен выявил, что каждый процентный пункт увеличения уровня безработицы по сравнению с ее естественным уровнем обусловливает снижение реального объема ВНП относительно его потенциальной величины на два процентных пункта.

Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет  к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются до уровня пособия  по безработице. Как следствие, сокращаются  потребительский спрос и уровень  сбережений, что становится причиной дальнейшего экономического спада [9 c.88].

Хочется отметить, что социально-экономические  последствия безработицы - это самая  животрепещущая проблема. К экономическим  последствиям роста безработицы  следует отнести изменение требований к нанимаемым работникам, структурные  сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.

Для социальных последствий  роста безработицы характерным  является утрата работниками квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране. Также это депрессия, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре [10.c.77]

Ученые обнаружили несомненную  связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что  до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Влияние безработицы  на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем  жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о  банкротстве и даже жить на пособие  по социальному обеспечению.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных  к своему бедственному положению  как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Установлено, что безработица  является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные  последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав  их попыткам улучшить качество рабочих  мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права  человека на рабочем месте.

Таким образом, высокий уровень  безработицы влечёт за собой в  большинстве случаев негативные последствия, поэтому государство  вынуждено принимать меры по увеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению не задействованного в общественном производстве экономически активного  населения.

 

 

    1. Государственное регулирование занятости

 

 

В правовом государстве действует  система социальных амортизаторов, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется принимать комплекс мер по снижению уровня безработицы [15]

Они многообразны и различны, в зависимости от того, какой тип  безработицы имеется в виду. Так  как безработица в современной  экономике вызвана не только несовершенством  рынка труда, но и макроэкономическими  факторами, государство должно разрабатывать  комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.

Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного  спроса. Так, целенаправленная фиксированная  политика может увеличить агрегированный спрос в экономике посредством  увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного спроса и занятости [1.c.55]

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф