Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- определить перспективы развития муниципального управления в современной России
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования
- рассмотреть содержание понятия муниципальное управление
- изучить основные концепции муниципального управления
- выявить подходы к развитию муниципального управления в современной науке
- изучить нормативные основания муниципального управления в России
- проанализировать состояние муниципального управления в России

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты муниципального управления
1.1 Содержание понятия «муниципальное управление»
1.2 Основные концепции муниципального управления
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления
Глава II. Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России
2.1 Система местного самоуправления в современной России
2.2 Нормативно - правовые основания системы муниципального управления в России
2.3 Проблемы и перспективы развития системы местного самоуправления в России
Заключение
Терминологический справочник
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая МУ.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

В исключительной компетенции  представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава  муниципального образования и  внесение в него изменении и дополнении;

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

4) принятие планов  и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности;

6) определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка  участия муниципального образования  в организациях межмуниципального  сотрудничества;

8) определение порядка  материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением  органами местного самоуправления  и должностными лицами местного  самоуправления полномочий по  решению вопросов местного значения.

Свои полномочия представительные органы местного самоуправления осуществляют в различных организационно - правовых формах, основными из них являются сессии.[1, стр.84-88]

Высшим должностным  лицом муниципального образования  является глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных должностных лиц местного самоуправления. В пределах своей компетенции глава муниципального образования наделяется следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное  образование в отношениях с  органами местного самоуправления  других муниципальных образований,  органами государственной власти, гражданами и организациями, без  доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует  в порядке, установленном уставом  муниципального образования, нормативные  правовые акты, принятые представительным  органом муниципального образования;

3) издает в пределах  своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать  созыва внеочередного заседания

представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования  подконтролен и подотчетен населению  и представительному органу местной  власти.

Под руководством главы  муниципального образования осуществляет свою деятельность исполнительный орган местного управления - администрация.

Администрация муниципального образования является юридическим  лицом, а ее акты, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для  исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм подчиненности и формы собственности, должностными лицами и гражданами. В составе администрации создаются комитеты (по экономике, управлению городским имуществом, делам молодежи и т.д.), отделы (организационный, проблем экологии, транспорта, архивный, юридический и т.д.), подразделения (главархитектура, информационно-аналитический центр). Вышеперечисленные звенья структуры администрации составляют аппарат местной администрации, на который возложено юридическое, организационно - техническое, хозяйственное обслуживание администрации.[7]

Администрация муниципального образования, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляет свою деятельность в соответствии с  законодательными и иными нормативными актами РФ и субъектами РФ, уставом  муниципального образования, решениями представительного органа, постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования. Например, администрация города Екатеринбурга в соответствии со статьей 20 Устава:

1) осуществляет все  организационно - распорядительные  полномочия по предметам ведения г. Екатеринбурга, предусмотренные уставом;

2) разрабатывает проект  бюджета города, исполняет бюджет, составляет и представляет для  утверждения городской Думе отчеты  об исполнении бюджета;

3) разрабатывает текущие  и перспективные планы и программы социально-экономического развития города, обеспечивает выполнение утвержденных планов и программ, составляет отчеты о их выполнении;

4)распоряжается средствами городских  внебюджетных фондов, представляет  городской Думе отчеты об исполнении  этих средств;

5) разрабатывает и реализует  финансовую и инвестиционную  политику города, принимает меры  по поддержке и развитию предпринимательства  в городе;

6) в соответствии с законодательством,  Уставом города и иными городскими  нормативными актами управляет и распоряжается городской муниципальной собственностью, включая городские земли;

7) проводит городскую политику  ценообразования и оплаты труда;

8) организует и руководит городской  системой учета и статистики.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года на территории муниципального образования может создаваться контрольный орган, который учреждается в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, соблюдения установленного порядка управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности.[20, стр.45]

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом, подлежат обязательному опубликованию.

Таким образом:

* исполнительный орган местного  управления - это орган управления  общей компетенции, организующий исполнение решений представительного органа местного управления, осуществляющий исполнительно - распорядительную деятельность на территории муниципального образования в финансово - экономической, хозяйственной, социально - культурной сферах, в области охраны общественного порядка и обеспечения прав и интересов населения;

* представительный орган местного  управления - это орган управления, избранный путем свободного, тайного,  прямого, равного и всеобщего  голосования, для реализации права органов местного самоуправления регламентировать часть государственных дел и управлять ими;

* глава муниципального образования  - высшее должностное лицо муниципального  образования, наделенное полномочиями  исполнительно - распорядительного  и организационного характера по отношению к деятельности органов местного самоуправления;

* органы муниципального управления  в Российской Федерации признаваемая  и гарантируемая Конституцией  Российской Федерации самостоятельная  и под свою ответственность  деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения власти народа. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

муниципальное местное самоуправление власть

2.2 Нормативно - правовые  основания муниципального управления  в России

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных  правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

· Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;

· федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

· конституции, уставы, законы субъектов  Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных  образований, регулирующие вопросы  организации и деятельности местного самоуправления.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления компетенции самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11).

При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязательства  государств, подписавших ее, в том  числе Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства». Российская Федерация как участник этого договора обязуется соблюдать установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции Российской Федерации, федеральных законов по вопросам местного самоуправления и др.

Конституция Российской Федерации  как основной закон государства  занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к населению власти - органов местного самоуправления», закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Прежде всего, согласно ст. 12 «в Российской Федерации признается и гарантируется  местное самоуправление». Конституция  Российской Федерации содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130-133), а, кроме того, ряд положений содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46. 68 Конституции Российской Федерации. С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:

* местное самоуправление  в пределах своих полномочий  самостоятельно;

* органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти;

* местное самоуправление  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного  значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью

* местное самоуправление  осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других  форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного  самоуправления;

* структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

* изменение границ  территорий, в которых осуществляется  местное самоуправление, допускается  с учетом мнения населения  соответствующих территории.

В Конституции Российской Федерации содержатся и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности. Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:

* управление муниципальной  собственностью; формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета;

* установление местных  налогов и сборов;

* осуществление охраны  общественного порядка;

* иные вопросы местного значения.

Конституцией Российской Федерации закреплены следующие  гарантии местного самоуправления:

* право на судебную  защиту;

* право на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решении, принятых  органами государственной власти;

* запрет на ограничение  прав местного самоуправления.

Информация о работе Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России