Процедура проведения референдума в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать роль, значение и место, а также перспективы развития референдума в Российской Федерации, как одной из форм прямой демократии в системе народовластия.

Цель работы предопределила необходимость решения следующих задач:

Определить место, роль и значение референдума в механизме осуществления государственной власти;
Рассмотреть виды и формы института демократии в Российской Федерации
Провести анализ законодательства о референдуме России.
Определить основные современные проблемы развития института референдума в России, с помощью анализа практики его применения в Российской Федерации и ее субъектах.
33

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы института референдума в РФ 5

Понятие, значение и виды референдума 5
История становления института референдума в России 10
Законодательство о референдуме в РФ 14
Глава 2 Процедура проведения референдума в РФ 17

2.1. Общие принципы проведения референдума в РФ 17

2.2. Основные стадии проведения референдума в РФ 20

2.3. Практика проведения референдума в России, современное развитие института референдума в РФ 25

Заключение 31

Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

рефер.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Вторая  группа связана с предоставлением  федеральным органам власти права  инициировать референдум Российской Федерации  по вопросам, обязательное вынесение  на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

     Третья  группа повторяет временные ограничения  на проведение референдума, внесенные  в сентябре 2002 года в Федеральный  конституционный закон «О референдуме  Российской Федерации» 1995 года, противниками проведения коммунистического референдума.

     Суть  этих поправок состоит в том, что  в период федеральной избирательной  кампании и в последний год  полномочий Государственной Думы и (или) Президента Российской Федерации  запрещено проведение референдума Российской Федерации (кроме референдума, проводимого по инициативе Конституционного Собрания или инициированного в соответствии с международным договором). Запрещается также выступать с инициативой проведения референдума Российской Федерации, как в период федеральной избирательной кампании, так и в том случае, «если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, иных выборных федеральных органов государственной власти».

     Четвертая группа новелл направлена на усложнение процедуры выдвижения инициативы референдума, чтобы, по утверждению бывшего председателя Центризбиркома А.А. Вешнякова, на референдум можно было выносить только такой вопрос, который действительно нужен для всего общества и государства.12

     К ним можно отнести:

     - требование, чтобы инициативная  группа состояла из региональных  подгрупп, созданных не менее  чем в половине субъектов Федерации; 

     - требование, чтобы каждая региональная  подгруппа включала не менее  100 участников референдума;

     - требование нотариального заверения  подписей всех участников собрания  региональной подгруппы; 

     - требование регистрировать каждую  региональную подгруппу в соответствующей  избирательной комиссии субъекта  Федерации; 

     - запрет регистрации иной региональной подгруппы, если в субъекте Федерации уже зарегистрирована региональная подгруппа с такой же по смыслу или содержанию формулировкой вопроса;

     - ограничение двумя месяцами срока,  в течение которого не менее  чем в половине субъектов Федерации должны быть зарегистрированы региональные подгруппы;

     - предоставление права сбора подписей  исключительно членам инициативной  группы;

     - требование собирать подписи  только в тех субъектах Федерации,  где зарегистрированы региональные  подгруппы; 

     - сокращение срока сбора подписей с трех месяцев до 45 дней;

     - возможность отзыва инициативы  решением собраний более половины  региональных подгрупп.

     Можно согласиться с мнением Р.Р. Гятова о том, что принятие нового федерального конституционного закона, определяющего порядок проведения референдума Российской Федерации без опыта проведения референдума данного уровня, может иметь социальное обоснование лишь в том случае, если прежний закон создавал непреодолимые трудности в подготовке и проведении референдума, а новый закон их устраняет.  Однако новый Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» не только сохранил все ранее установленные законами ограничения референдума, но и ввел ряд новых.13

     Постановлением  Конституционного Суда РФ от 21 марта 2007 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа" Собрание законодательства Российской Федерации от 2 апреля 2007 г. N 14 ст. 1741. признано соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 6 части 5 статьи 6 Федерального конституционного закона О референдуме Российской Федерации", согласно которому на референдум не могут выноситься вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета.

     Признано  не противоречащим Конституции Российской Федерации положение пункта 6 части 5 статьи 6 Федерального конституционного закона О референдуме Российской Федерации", согласно которому на референдум не могут выноситься вопросы об исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не допускает вынесение на референдум вопросов, связанных с собственно бюджетными обязательствами Российской Федерации, и не предполагает при этом запрет вынесения на референдум вопросов, ответы на которые могут повлечь изменение расходных обязательств Российской Федерации, учитываемых при формировании расходов федерального бюджета и принятии расходных обязательств, за пределами срока действия федерального закона о федеральном бюджете.

     Тем же Постановлением признано не противоречащим Конституции Российской Федерации положение части 13 статьи 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", как закрепляющее полномочие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществлять предварительную проверку соответствия вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 данного Федерального конституционного закона. В то же время Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 47 (часть 1), 118 (часть 2), 125 и 126, указанное законоположение во взаимосвязи с положениями части 17 той же статьи и статьи 6, как устанавливающее механизм судебной проверки решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, который не предполагает разрешение юридических споров, являющихся по своей природе, характеру и последствиям конституционными, в порядке конституционного судопроизводства. Федеральному законодателю надлежит, исходя из статьи 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации, урегулировать в федеральном конституционном законе соответствующие полномочия по судебному конституционному контролю за разрешением споров, возникающих из признания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вопросов референдума Российской Федерации не отвечающими требованиям статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" Там же..

     Вместе  с тем, на сегодняшний день законодательство о референдумах в Российской Федерации  представляет собой достаточно хорошо развитую подотрасль конституционного законодательства, соответствующее, в основном, международным стандартам в сфере политических прав и свобод человека.

     На  федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации  референдумов не проводилось. Различные  политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

     В 2003 году проводился референдум в Чечне.

       Согласно федеральному конституционному  закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

     Наше  общество достигло такого уровня политической активности масс, что неиспользование  референдума как формы прямого  выражения общественного мнения и непосредственного правотворчества народа в будущем оказало бы сдерживающее влияние на демократические процессы.

     В настоящее время Президентом  Медведевым Д.А. определены основные направления  деятельности по становлению завершенной  демократии. Ведь в Конституции РФ указано, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     Многонациональный народ Российской Федерации конституционно провозглашается единственным источником власти, Конституция признает за ним  полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

     Значение  референдума в развитии современной  России, в том что референдум является ее непосредственным демократическим признаком.

     Референдум  имеет огромное политическое значение. С его помощью граждане приобретают  возможность эффективного воздействия  на формирование политики государственных  и иных органов власти, а последние, в свою очередь - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

     Условия проведения референдума и его  процедура регулируются конституциями  и законодательством. В работе проведен анализ основных положений о референдуме, рассмотрены различные классификации референдумов

     Действующая Конституция РФ говорит о референдуме  как высшем непосредственном выражении  власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

     Вообще, все источники законодательства о референдуме в Российской Федерации образуют систему. Система законодательных актов о референдуме характеризуется внутренним единством, так как все источники законодательства о референдуме основываются на общих принципах регулирования референдумов, заложенных в Конституции Российской Федерации. Референдум, как процесс состоит из стадий, каждая из которых важна в том порядке, в каком они идут друг за другом и по своему значению.  

     Решение референдума имеет высшую юридическую  силу и принятый акт в утверждении не нуждается. Законодательные акты имеют такую же юридическую силу, как и акты парламента. Правовые акты являются плодами и воплощают волю главного обладателя государственной власти- народа.

     Также, хотелось бы отметить и то, что до сих пор не принят закон о местных референдумах, который бы существенно помог систематизировать местное законодательство.

     И лишь с усвоением народом демократических  ценностей важнейший демократический  институт референдума начнет играться все более и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового страны в России. Сейчас идет улучшение законодательства о референдумах, в России, и как указывает практика, происходит становление и развитие демократического страны и роль и место в этом референдума велика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

     Нормативно- правовые акты 

     
  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".
  3. Федеральный конституционный закон от 24 апреля 2008 года № 1-ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"
  4. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".
 

     Специальная литература 

     
  1. Баглай  М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2001.
  2. Вешняков А..А. Законодательство РФ о выборах и референдумах: состояние, перспективы развития и практика применения// Российская Федерация сегодня-2003-№11.
  3. Госдума РФ приняла в первом чтении закон о референдуме, который усложнит проведение плебисцитов // NEWSru.com // В России // 2 июня 2004 г.
  4. Гятов Р.Р. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды и классификация. // Вестник Московского Университета,2007, №1.
  5. Де Барделебен, Дж., Паммет, Дж.Х. Отношение россиян к референдумам: // СоцИс. 1995. № 10
  6. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Правовое содержание института референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации // Право и жизнь. -1995. № 7.
  7. Зеркин, Д. П., Игнатов, В. Г. Основы теории государственного управления:. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2004.
  8. Иванченко А.В Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов - М., 2006.
  9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2001
  10. Лучин В.О., Мазуров А.В. Новый Закон о референдуме // Право и политика. 2004. N 8
  11. Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика // Право и политика. 2003. N 9.
  12. Озиев Т.Т. Конституционное право, М. «Юнити-Дана», 2009 г.
  13. Синцов Г.В. Референдумы в новейшей истории России//Законодательство и экономика-2005-№11 
  14. Толковый словарь конституционных терминов и понятий / Кряжков В.А., Краснов М.А., М.: Юридический центр пресс, 2004
  15. Якушев А.В., Конституционное право РФ, М. «Приор-издат», 2004 г.

Информация о работе Процедура проведения референдума в РФ